М. С. Клименко. ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЗКОНАПРАВЛЕННЫХ ИЗДАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «МИР ФАНТАСТИКИ»

ББК 76.0

УДК 070

М. С. Клименко

M. Klimenko

г. Магнитогорск, МГТУ им. Носова

Magnitogorsk, MAGTU

ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЗКОНАПРАВЛЕННЫХ ИЗДАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «МИР ФАНТАСТИКИ»

GENRE AND STYLISTIC FEATURES OF NARROWLY TARGETED EDITIONS ON THE EXAMPLE OF THE «MIR FANTASTIKI» MAGAZINE

Аннотация: Среди широкого спектра печатной прессы, представленной на рынке СМИ, особую нишу занимает так называемая специализированная журналистика. В данной работе рассматриваются специализированные журналы, их жанрово-стилистические особенности. За основу взят пласт развлекательной журналистики, в частности, журналы, посвященные фантастической тематике.

Ключевые слова: специализированная пресса; жанровые особенности; развлекательная журналистика.

Abstract: Among a wide range of the print media presented in the mass media market, specialized press takes a special place. In this work we consider specialized magazines, their genre and stylistic features. Entertaining journalism, in particular, the magazines about fantasy and fiction is taken as a basis.

Keywords: specialized press; genre features; entertaining journalism; fantasy.

Появление специализированной журналистики можно связать с появлением первых журналов. Так, например, первый журнал в России появился как приложение к правительственной газете «Санкт-Петербургские ведомости» – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» Эти примечания носили научно-популярный характер. Позже, в 1702–1759 году происходит становление государственной печати. Однако появление первых специализированных изданий в России датируется второй половиной XIX в. и связывается исследователями прежде всего с развитием капиталистических отношений. В это время наблюдается активный рост всех отраслей техники, промышленности, культуры, досуга, их переход на коммерческую основу и потребность в широкой рекламе, во-вторых, – приобретение коммерческого смысла в издательской деятельности. Понятие «рынок прессы» появилось в нашей стране лишь в 1990 году, когда Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» упразднил все преграды для создания СМИ гражданами и организациями.

Специальная журналистика – это издания, различные по тематическому направлению, целевому назначению, программе, периодичности, тиражу, продолжительности выпуска. Она нацелена на информационное обслуживание специфических интересов аудитории.

У специализированной прессы есть свои так называемые «этажи» проживания. Демографические и социально ориентированные газеты (например, деловая качественная пресса) занимают первые этажи, культурно-оздоровительные (в т. ч. спортивные) газеты – вторые, а далее идут специализированные издания, рассчитанные на более узкие интересы аудитории (автолюбительские, например). Именно последним посвящено данное исследование, в котором мы рассматриваем жанрово-стилистические особенности специализированных журналов с точки зрения их функций, характера информации, целевого назначения, аудитории, контента, жанровой специфики и особенностей оформления.

Функции специализированных изданий, базируются на общих для всех СМИ функциях. М. В. Шкондин выделяет следующие функции специализированной прессы:

- информационно-познавательные или событийно-познавательные функции. Они создают информативное поле для аудитории, держат ее в курсе событий, происходящих в интересующей читателей теме;

- познавательно-аналитические функции. Благодаря им аудитория получает возможность самостоятельно анализировать актуальные процессы действительности, вырабатывать необходимые мировоззренческие ориентиры;

- организационные функции. Они позволяют аудитории формировать в себе такие навыки, как организационные отношения субординации, координации, инициативы, ответственности [16].

Также можно говорить о рекреативной функции, воплощающейся не во всех, но во многих периодических изданиях специализированного типа. Это пресса, направленная на получение удовольствия от чтения газеты или журнала, посвященного любимой теме. Сюда можно отнести всю развлекательную журналистику, ограниченную определенной темой, например, журналы о компьютерных играх, детские журналы, мужской глянец.

Исходя из функций и анализа многочисленных исследований, можно дать следующее определение специализированной прессе:

Специализированная пресса – особая разновидность периодических изданий, выходящая из классификации СМИ по признаку аудитории, сфокусированная на конкретной тематике, ориентированная на специфические запросы своих читателей, а значит, направленная только на определенную часть населения.

Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т. е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу.

Особое место занимают специализированные издания. Они в отличие от универсальных имеют ряд структурных особенностей. Специализированные издания могут иметь модели:

- «для всех не обо всем» (тематическая профилизация прессы – «Спорт-Экспресс», «Финансовая Россия»);

- «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские) [14].

К специализированным изданиям относятся в первую очередь отраслевые издания, например, журналы.1 Изданием журнального типа является издание «Мир фантастики». Оно выходит с сентября 2003 года. «МФ» – ежемесячный журнал фантастики (г. Москва), выпускаемый издательским домом «ТехноМир» («Игромания», «Лучшие компьютерные игры»).

Журнальный формат более предпочтителен для узконаправленной прессы, потому что позволяет вместить в себя то, что не входит в формат газеты. Преимуществами журнала являются переход на более высокий уровень полиграфии, увеличение объема за счет более свободного пространственно-композиционного решения; привлечение большего количества иллюстративного материала; увеличение числа изданий для среднего класса. Журнал в отличие от газеты, теряя в оперативности, выигрывает в масштабности познания и отображения действительности.

Целевое назначение – один из главных признаков деления периодических изданий. Этот признак наиболее универсально характеризует существо издания, его предназначение, определяет читательскую аудиторию, читательский адрес, в нем непосредственно отражается цель издания, его задачи и программа. Целевое назначение конкретизирует характер и тип издания. Так, например, целевое назначение журнала «Мир Фантастики» состоит в предоставлении информации людям, интересующимся фантастикой и фэнтэзи во всех ее направлениях (так звучит слоган издания).

Аудитория. Специализированные издания удовлетворяют интересы аудитории в дополнительной информации, рассчитанной на половозрастные особенности аудитории и ее различные интересы в различных сферах жизнедеятельности. На спрос изданий влияют, прежде всего, социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Обычно не составляет труда по характеру публикаций определить, что то или иное издание адресовано детям, женщинам, сельским жителям, православным христианам и т. п. Узконаправленная пресса издается для групп потребителей, объединенных по личным интересам.

Для специальных изданий целевое назначение определяется исходя из воздействий на соответствующую аудиторию, рода деятельности и квалификационного уровня читателей, которым они адресованы.

Поэтому количество читателей специализированных изданий значительно меньше, чем у других. Отсюда вытекает такая особенность, как максимальная однонаправленность аудитории. Издатели хорошо знают портрет своего читателя и его процент от общей аудитории. Соответственно, тираж ориентирован именно на это количество человек. У таких изданий всегда был относительно небольшой тираж из-за значительного сужения числа читателей определенной тематикой. Так, примерное число экземпляров журнала «Мир фантастики», который мы будем рассматривать в данной статье, составляет примерно 45800 тыс. Количество страниц колеблется примерно от 150 до 190. Основной аудиторией журнала является молодежь, в возрасте от 16 до 30 лет, однако в действительности для журнала характерно преобладание мужской аудитории в возрасте от 25 до 54 лет.

Контент узконаправленной прессы тоже имеет свою специфику. Она освещает достижения, проблемы, задачи одной отрасли, и ее читают только специалисты или люди, заинтересованные в этой тематике. Кроме того, издатели стараются выдать своему читателю как можно больше информации, включая в издание все аспекты выбранной тематики. К примеру, «Мир фантастики», несмотря на узкую направленность издания, имеет довольно широкий обзор темы. По определению самих создателей журнал включает в себя «различные направления современной культуры, это не только литература, но и кинематография и игры компьютерные и настольные». Слоган издания – «Фэнтези и фантастика во всех проявлениях» – полностью оправдывает содержание каждого номера [15].

Следуя моде на различные вложения, притягивающие читателей, «МФ» стал прикладывать к журналу CD.

«На диск помещалось всё, что не влезло в журнал (в основном дополнительные статьи, обои, иллюстрации, рисунки), и всё, что в него и не могло влезть, но более-менее подходило под темы номера (трейлеры к фильмам и играм)» [15].

С появлением DVD-дисков на вложенном диске стали появляться фильмы (первым был «Дюна» Дэвида Линча в 19 номере 2005 года), видеоинтервью, передача «Модель для сборки», музыка. Все, что можно было встретить на диске, описывалось в журнале. Рубрика «Диск „МФ“» составляет 8 страниц.

Жанровая специфика. Специализированная журналистика не ограничивает себя в выборе жанров. Отсутствие или наличие того или иного жанра зависит непосредственно от концепции и политики самого издания. Это может быть аналитическое издание, базирующееся в основном на статистиках, опросах, комментариях, рецензиях или беседах, а может – модный глянец, основанный на фотоотчетах.

«МФ» уделяет внимание всем областям, в которые проникает фантастика. Это не только художественная литература, но и кино, игры, иллюстрации, аниме, комиксы, Интернет и иные отрасли развлечений – все сферы, которые интересны настоящим поклонникам фэнтези и научной фантастики. Этим уникальна его жанровая структура. Хотя, на наш взгляд, издание имеет серьезный аналитический подход к выбранной тематике. Журнал содержит множество рецензий, рейтингов, бесед, интервью – материалов, дающих поводы к размышлению.

Зорич писал: «Особенность „Мира фантастики“ в том, что орган этот вернул литературу в ситуацию конструктивного синкретизма, в котором она счастливо пребывала в архаические времена (когда литературный перформанс был немыслим без музыкантов и хора, когда вербальное плавно перетекало в невербальное, текст – в театр, а тот – в мистерию)» [1].

Соответственно, формы подачи материала у «МФ» также имеют свои особенности. «МФ», стараясь не превращать материалы в скучные лекции, говорит со своей аудиторией на их языке – просто и остроумно, по крайней мере, пытается – и иногда подобная свобода стиля сбивает с толку.

Издание включает в себя практически все журналистские жанры. Среди них преобладают:

1) аналитические – рецензии, беседа, эксперимент и т. д.;

2) информационные – интервью, репортаж, хроника;

3) шоу-жанр – игры, конкурсы, комиксы.

Особенности оформления

Каждое издание имеет свой неповторимый стиль оформления. Именно по нему читатель узнает свой журнал или газету среди многих других. Оформление специализированной прессы имеет ряд функциональных особенностей:

1) дизайн, позволяющий потенциальному читателю точно определить тематику и примерное содержание данного издания. К примеру, в особенности дизайна «МФ» входит яркая и необычная обложка с использованием образов известных персонажей книг, игр, комиксов и т. д., привлекающих внимание. Цветовая гамма и стиль могут меняться, но название всегда остается на подложке. Также в оформлении используется строго ограниченный набор шрифтов. Уникальным является шрифт в названии журнала;

2) иллюстрации, не выходящие за рамки темы, чтобы не отвлекать внимание читателя. Страницы журнала «Мир Фантастики» пестрят рисунками и фотографиями, иллюстрирующими конкретный материал. Отсутствуют рекламные блоки;

3) более свободный стиль изложения и расположения материалов.

«Мир фантастики» обладает более свободным, даже развязным стилем. В статьях часто попадаются слова из общеупотребительной разговорной лексики. Материалы также характеризуются короткими предложениями, ироничным стилем повествования и большим количеством знаков на страницу.

Специализированная журналистика представляет собой сложное явление. На примере анализа российского издания «Мир Фантастики» мы установили, что она отличается от других печатных изданий рядом жанровых, стилистических и дизайнерских особенностей. Основными признаками специализированной прессы являются целевая однонаправленность аудитории, небольшой тираж, тематическая ограниченность.

1 Журнал – печатное периодическое издание, являющееся одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых общественных классов, политических партий, организаций [13].

Библиографический список

1. Зорич, Александр. Пространство воображаемого как земляничная поляна (о журнале «Мир фантастики») / А. Зорич // Знамя. – 2008. – № 2. – http://www.zorich.ru/press/review088.htm.

2. Зорич, Александр. Земляничная поляна как поверхность для скольжения / А. Зорич. – http://magazines.russ.ru/znamia/2009/2/zo29.html.

3. Мир Фантастики. – 2005. – № 28.

4. Мир Фантастики. – 2006. – № 31.

5. Мир Фантастики. – 2006. – № 37.

6. Мир Фантастики. – 2007. – № 42.

7. Мир Фантастики. – 2007. – № 44.

8. Мир Фантастики. – 2007. – № 46.

9. Мир Фантастики. – 2007. – № 47.

10. Мир Фантастики. – 2007. – № 51.

11. Мир Фантастики. – 2008. – № 58.

12. Мир Фантастики. – 2006. – № 7.

13. Журнал // БСЭ. – 1969–1978.

14. Реснянская, Л. Общероссийские газетные издания / Л. Реснянская // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. – 2000. – № 4. – С. 3–14.

15. Сергей Серебрянский, Светлана Карачарова. Наша эра. Ретроспектива «МФ». Ч. 3. «Мир фантастики» № 99; ноябрь 2011. – http://mirf.ru/Articles/art4901.htm.

16. Шкондин, М. В. Система СМИ и ее среда / М. В. Шкондин // Типология средств массовой информации. – М., 2001. – С. 15–31.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Мария Сергеевна Клименко

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru