А. Б. Жумагулова. КАЗАХСТАНСКИЙ ФОНД «АДИЛ СОЗ» О ПРОБЛЕМЕ СВОБОДЫ СЛОВА

ББК 76.0

УДК 070

А. Б. Жумагулова

A. Jumagulova

КГУ, г. Костанай

KSU, Kostanai

КАЗАХСТАНСКИЙ ФОНД «АДИЛ СОЗ» О ПРОБЛЕМЕ СВОБОДЫ СЛОВА

KAZAKHSTAN FUND «ADIL SOZ» ON FREEDOM OF EXPRESSION

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты проблемы свободы слова и ее позиционирование в Казахстане. Раскрывается деятельность казахстанской неправительственной общественной организации «Адил соз», целью которой является становление открытого гражданского общества через утверждение в повседневной жизни страны свободной, объективной и прогрессивной журналистики. В статье приведены данные рейтингов, связанных со свободой самовыражения граждан различных стран, проанализированы некоторые аспекты медийного права в казахстанской журналистике.

Ключевые слова: свобода слова; медийное право; казахстанский фонд «Адил соз».

Abstract: Revealed activity of Kazakhstani non-governmental public organization «Adil Soz», whose aim is to establish an open civil society through the assertion in everyday life of the country a free, objective and progressive journalism. In the article the data of ratings related to freedom of expression of citizens of different countries, analyzed some aspects of the media rights in Kazakhstan’s journalism.

Keywords: freedom of speech; right of media; Kazakhstan fund «Adil soz».

Право на доступ к информации является составной частью права на свободу слова. Это право включает в себя свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Свобода выражения мнения представляет собой одну из основ демократического общества и является основополагающим условием, служащим его прогрессу и самореализации каждого его члена. Свобода — это возможность, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами, это необходимое условие обеспечения социальных прав человека.

Итак, каждый индивид наделен определенной степенью свободы. Но для того, чтобы реализовать все свои интересы, необходимо задуматься и о тех, кто тебя окружает, об их интересах. В том-то и заключается ограничение свободы индивида. И сразу возникает вопрос: как же соблюсти интересы каждого с минимальным ограничением собственной свободы? В данном случае регулятором являются социальные нормы, а именно — нормы права.

Право — это официальная мера свободы, которую устанавливает государство для каждого индивида, а также для общества в целом.

Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Проблемы свободы личности и ее взаимосвязь с государством всегда были приняты во внимание. Поэтому с данными проблемами мы можем столкнуться, начиная с древних времен и заканчивая настоящим. Несомненно, права и свободы человека зависят от того, насколько развито само общество и государство в целом.

Авторы исследования международных неправительственных организаций «Freedom House» и «Репортеры без границ» разработали Индекс свободы прессы, который учитывает существующие культурные различия, различные национальные интересы и различные уровни экономического развития государств. Однако при этом они руководствуются Статьей 19 Всеобщей Декларации прав человека, которая гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Главной преградой на пути свободы прессы организация называет правительственный контроль над средствами массовой информации.

Выводы о состоянии свободы средств массовой информации в той или иной стране специалисты организации делают на основе 109 показателей, включая оценку таких критериев, как свобода слова, степень правительственного контроля над СМИ, условия работы журналистов в стране, случаи применения насилия по отношению к журналистам, экономическая и политическая ситуация в стране, и так далее. В исследовании используется система оценки государств в трех номинациях — правовой, политической и экономической. Суммарно они показывают положение страны в общем рейтинге, где показатель свободы СМИ оценивается по 100-балльной шкале. Чем выше общий балл, тем хуже положение страны, соответственно — более низкое место в рейтинговой таблице. Следует отметить, что Казахстан занял 187 место из 197 в общемировом рейтинге свободы прессы за 2014 г., а в мониторинге, проводимом «Репортерами без границ», занял 154 из 179. Что касается бывших советских республик, то Латвия, например, заняла 49 место, Эстония — 15, Россия — 177, Украина — 140. Критериями оценки были уровень цензуры, количество арестованных и убитых журналистов, доля государства в акционерных капиталах СМИ и законодательная база журналистской деятельности. Изучив предложенные мониторинги, можно заметить, что свобода прессы в Казахстане по критериям данных исследований считается совсем несвободной.

Основные проблемы казахстанской прессы берут свое начало еще в трудные годы перемен, когда пресса объективно и вовремя не информировала общество о происходящем в стране. В результате произошел кризис прессы, связанный с утратой доверия среди читателей, зрителей и слушателей.

Но и это еще не все. На сегодняшний день телевидение — самое дешевое и «самое народное» СМИ в наши дни. Если учесть то, что ТВ не может быть самоокупаемым, оно является и самым зависимым СМИ — или от государства, или от частных и акционерных владельцев. В западных странах, например, законодательство гарантирует эфирное время на ТВ всем парламентским партиям, в нашем случае это означает, что примерно 30 % эфирного времени отведено под политические передачи. Что же касается газет, то для владельца периодического издания сегодня важна прибыль, которую приносит издание. Не всегда учитываются интересы и идеи журналиста, чья деятельность должна служить обществу, сегодня редакции «заставляют» журналистов удовлетворять даже самые непристойные вкусы читателей, но ведь такая информация в конечном итоге рождает в обществе бездуховность и аморальность.

Свобода мысли и слова — это один из важнейших элементов конституционного фундамента Республики Казахстан. В нашей стране свобода слова признается и гарантируется государством. Она защищается им наравне с другими правами и свободами, что предопределяет ее ограничение, но в той лишь мере, которая будет достаточна для обеспечения гарантии остальных прав. Однако недостаточный уровень правового сознания граждан препятствует полной реализации свободы слова в стране.

Проблема свободы слова — это всевечный вопрос, который с самых ранних периодов развития человечества и до сегодняшнего времени остается наиболее наболевшей проблемой. Право на свободу слова регулируют такие международные документы, как «Всеобщая декларацию прав человека» (статья 19), «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (статья 10), «Международный пакт о гражданских и политических правах» (статья 19). В Республике Казахстан свобода слова гарантируется основным законом государства — Конституцией РК (статья 20) и законом «О СМИ».

В Казахстане с 12 апреля 1999 года существует международный фонд защиты свободы слова «Адил соз». Его целью является становление открытого гражданского общества через утверждение в повседневной жизни страны свободной, объективной и прогрессивной журналистики [1].

Основная деятельность фонда:

— системный мониторинг нарушений свободы слова в Казахстане,

— законотворческая деятельность. Подготовлен ряд проектов законов, сделан юридический анализ не менее 25 законопроектов,

— обучающие семинары «Правовая защита журналистов и СМИ», «Этические стандарты и правовые основы деятельности СМИ», «Лингвистическая безопасность публикаций СМИ»,

— подготовка и издание пособий для журналистов,

— юридическая помощь журналистам и СМИ,

— лингвистическая экспертиза спорных текстов [1].

Анализируя мониторинги фонда «Адил соз» о нарушениях свободы слова в Казахстане, можно заметить, что с 2012 года по сей день ситуация со свободой слова достигает критической стадии. Акты терроризма, появление экстремистских группировок, трудовые конфликты приводят к ужесточению внутренней политики, что в полной мере отражается на ситуации со свободой слова. В результате при полном попрании законов закрыты большинство оппозиционных СМИ, вопреки международным обязательствам законодательные новации направлены на ограничение свободы выражения и информации [4; 3].

Свобода слова в Казахстане есть, но есть и проблема свободы слова. Клевета в нашей стране не декриминализована, а ужесточена, введена уголовная ответственность за распространение мнений и право внесудебной блокировки интернет-ресурсов, сохранены все недемократические ограничения на получение и распространение информации. Безопасность журналистов гарантирована только законодательно, но не обеспечена практически. Наверняка всем известно, что в свободной демократической стране действие и бездействие должностных лиц должно отслеживаться тщательным образом не только законодательными органами, но также средствами массовой информации и с помощью общественного мнения. Официальные лица должны быть открыты для критики. Любая попытка со стороны властей подавить такую критику должна рассматриваться как политическая цензура. Если бы свободная пресса была действительно свободной, то люди, живущие в той или иной стране, могли бы точно знать и формировать собственные мнения по поводу политической жизни страны и позиций лидеров, а государству такая пресса давала бы возможность улавливать настроение общества. Две стороны, таким образом, могли бы участвовать в свободной политической дискуссии, которая является фундаментом демократического общества.

Отметим, что законодательство Республики Казахстан, регулирующее деятельность средств массовой информации и журналистов, является одним из наиболее жестких на постсоветском пространстве. Это можно проследить на примере Уголовного кодекса РК, который содержит шесть статей, защищающих честь и достоинство граждан в зависимости от занимаемой ими должности; на примере кодекса «Об административных правонарушениях», который насчитывает более пятидесяти самостоятельных составов административных правонарушений в сфере деятельности средств массовой информации. При этом в большинстве случаев в качестве санкций предусмотрены приостановление и прекращение выпуска (выхода) СМИ, а также конфискация их тиражей, в том числе и за чисто технические недостатки [1].

Очевидно, что в вышеперечисленных условиях перспективы свободы слова остаются проблематичными.

Библиографический список

1. Абдукаримова, З. Т. Проблемы совершенствования нормативного регулирования вопросов реализации конституционного права граждан на свободу слова в РК / З. Т. Абдукаримова. — http://articlekz.com/article/7519.

2. Калеева, Т. Статистика нарушений права на свободу выражения в Казахстане в 2014 году / Т. Калеева. — http://www.adilsoz.kz/politcor/show/id/143.

3. Калеева, Т. Статистика нарушений права на свободу выражения в Казахстане в 2014 году / Т. Калеева. — http://www.adilsoz.kz/wp-content/uploads/2013/03/report_2012.pdf.

4. О фонде «Адил соз». — http://www.adilsoz.kz/p/about.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Анель Бериковна Жумагулова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru