А. А. Лапатанова, Л. И. Белова. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЖУРНАЛИСТА В КИНО

УДК 070 + 791.61

ББК Ч600.00 + Щ37

А. А. Лапатанова, Л. И. Белова

A. Lapatanova, L. Belova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЖУРНАЛИСТА В КИНО

LANGUAGE FEATURES OF FORMATION OF THE IMAGE OF THE JOURNALIST AT CINEMA

Аннотация: В статье рассказывается о том, как представлена журналистика в кинематографе. Описывается основная роль и значение журналистов в обществе, также их образы, повлиявшие на отношение обывателей к профессии. Кроме того, ставится вопрос, насколько правдиво характеризует журналистику современное художественное кино.

Ключевые слова: журналистика; кино; кинорецензия; жанр.

Abstract: This article tells us about the image of the journalist in the cinema. It also deals with the main role and the value of journalists in our society and with their images which influence people’s attitude towards them. And the question is, how true to life the modern movies describe the journalist.

Keywords: journalism; cinema; film review; genre.

В современном мире влияние кинематографа велико. Кино не только формирует представление у человека о том или ином аспекте жизни, но и воздействует на дельнейшее его восприятие и мнение, т. е. развивает своего рода образ, который надолго закрепляется за определенным объектом, процессом, явлением и т. д. Но необходимо понимать, что люди не смотрят все подряд, наоборот, они стали искусными критиками, которые отделяют зерна от плевел. На повестке дня не просто кино, а крупномасштабные качественные проекты, которые дышат актуальными, захватывающими идеями. Также внимание акцентируется больше не на содержательных компонентах, а на максимально реалистичной визуализации. Вот чем богато киноискусство сегодня.

Если проникнуться понятиями «кино» и «журналистики», то можно выявить множество сходств и различий. Кино в большей степени делает ставку на художественность и зрелищность, а журналистика, наоборот, пропитана фактами и новостями. Но данные детерминанты относят к творческому процессу деятельности, поэтому они смело воплощают в себе черты друг друга.

В создании образа журналиста немаловажную роль играет язык. Благодаря ему формируется «... речевой портрет — воплощение в речи черт языковой личности определенной социальной общности» [1]. Поскольку журналист постоянно взаимодействует с людьми различных видов деятельности, то контакт происходит непосредственно в речевой форме. Бесспорен факт, что отражением предметов, явлений, людей и их выражением в речи наряду с другими лингвистическими единицами служат речевые стереотипы. В свою очередь, они представляют собой «готовые речевые формулы, быстро передающие общепонятное содержание в типичных ситуациях общения, которые формируют положительное, нейтральное или отрицательное отношение» [2]. Следовательно, язык в кино влияет на представление об образе журналиста, а также способствует проведению аналогий с некими прототипами.

Личность журналиста в кинематографе зачастую показывают как фанатика своего дела, ставящего свою работу во главу угла. Часто они отказываются от личной жизни, подвергают себя опасностям, отталкивают от себя своих друзей и близких. В погоне за сенсацией они готовы на любые жертвы. В фильме «Фрост против Никсона» 2008 года (режиссер — Рон Ховард) [3] главный герой — Дэвид Фрост — ради сенсационного интервью поставил на кон все свое состояние и карьеру преуспевающего телеведущего. Не последнее место в данном фильме занимает речевое общение. Оно подразделяется на два уровня: первый — в кадре, второй — за ним. Главный герой непрерывно пытается полемизировать со своим оппонентом, оперируя разного рода речевыми «хитростями». В свою очередь, его собеседник умело пресекает все его «маневры». Каждый из них пытается изощренными коммуникативными уловками принизить другого, при этом не потерять свое лицо в глазах общественности, ведь на кону стоит их карьера.

Многие сюжеты, посвященные журналистике, основаны на реальных событиях, поэтому часто складывается впечатление, что ты смотришь не художественный фильм, а документальный, конечно, с небольшими отклонениями от канонов данного жанра. Например, фильм «Свой человек» 1999 года, в котором раскрывается проблема коррупции, а борьба за справедливость бесполезна, но не совсем безнадежна [3]. В этом фильме коммуникативный процесс выстраивается за счет диалогизации, упора на разговорную лексику, дабы раскрыть ситуацию зрителю достаточно реалистично и натурно.

В основном журналистов показывают как больших профессионалов, которые работают в крупных изданиях. И немаловажным аспектом их деятельности считается нездоровая конкуренция как между самими журналистами, так и между их компаниями. Часто прослеживаются в их действиях совсем не этичные поступки, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Например, в ленте режиссера Барри Левинсона 1997 года «Плутовство или Хвост виляет собакой», где небольшая группа людей, которая приближена к верхушке власти, цинично манипулирует общественным мнением так, как выгодно этим журналистам [3]. А самое страшное, что все эти злодеяния остаются безнаказанными. Фильм является ярким примером того, как с помощью языка можно внушить человеку любую чепуху, которая в глазах общественности будет выглядеть истинной правдой. На протяжении всего фильма герои то и дело прибегали к различным коммуникативным уловкам и манипуляциям, отчасти они сами уже верили в то, что творили.

Фильмы о журналистике часто выпускают в легком комедийном жанре. В таком аспекте профессия журналиста высмеивается, но при этом она не лишена своей значимости и важности, а лишь обличает некоторых в их некомпетентности и тщеславии. Например, самым известным эпизодом картины режиссера Шэрон Магуайр 2001 года «Дневник Бриджет Джонс» [3] является момент, где главная героиня, спускаясь по пожарному столбу, попадает в неловкую ситуацию, которая делает ее популярной на всю страну, с одной стороны, но показывает смешной и неуклюжей — с другой.

На сегодняшний день фильмов про журналистику создано немало, но пополнение копилки кинематографа именно качественными и серьезными проектами происходит очень медленно. И на данном этапе она еще довольно бедна и однообразна. Такие фильмы не просто нужны, они необходимы нашему современному обществу, чтобы не только знать какое-то формально-определенное понятие «журналистика» как сфера деятельности, но и вникнуть в смысл данной профессии, суть ее реализации и действий в нашей жизни.

Библиографический список

1. Леорда, С. В. Речевой портрет студента : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. В. Леорда. — Саратов, 2006. — 19 с.

2. Одарюк, И. В. Особенности стереотипного речевого поведения журналистов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. В. Одарюк. — Ростов-н/Д., 2003, 18 с.

3. Таций, В. С. КиноПоиск / В. С. Таций, Д. Суханов. — http://www.kinopoisk.ru/film/309328/. 29.11.15.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Александра Александровна Лапатанова, Людмила Ивановна Белова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru