А. В. Тарасенко. РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА TRAVEL МАТЕРИАЛОВ

УДК 070.13

ББК Ч603.15

А. В. Тарасенко

A. Tarasenko

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА TRAVEL МАТЕРИАЛОВ

SPEECH CHARACTERISTICS OF TRAVEL MATERIALS

Аннотация: В статье рассматривается речевая характеристика travel материалов. Рассматриваются различные виды travel материалов для выхода в эфир радио, а также определяются их речевые характеристики.

Ключевые слова: travel журналистика; радио; туризм; речевая характеристика.

Abstract: The article discusses the speech characteristic of travel materials. Different types of travel materials for output in radio broadcasting, as well as their characteristics are determined by speech .

Keywords: travel journalism; radio; tourism; speech feature.

В современном обществе туризм активно развивается. В связи с этим явлением люди нуждаются в дополнительной информации, касающейся других стран, их культуры и способов проведения там своих каникул, которую они смогут использовать в своих путешествиях. Соответственно, можно сделать простой вывод, что общество нуждается в тревел-журналистике. Сейчас туристом может стать каждый, вне зависимости от материального состояния, возрастной категории, гендерной принадлежности, принадлежности к каким-либо социальным группам и так далее. А значит, речевая характеристика тревел-текстов будет иметь свои особенности.

Основным требованием к тревел-материалу является следующее: использование разговорного стиля, отсутствие каких-либо терминологических понятий, диалектизмов или иностранных слов без их объяснения, а также простота в построении предложений. Все это будет определяться тем фактом, что туристом может стать каждый, а значит, аудитория будет разнородной.

Материалы для разных видов СМИ также будут отличаться друг от друга по речевому контенту. Рассмотрим на примере тревел-материала, вышедшего в эфир радио. Материал может быть подан в любой форме, в какой желает автор, иначе говоря, он может быть авторским. В зависимости от решения журналиста будет выбрана форма подачи информации, а значит, будут претерпевать изменения и речевые характеристики: лицо повествования, содержание описаний окрестностей, наличие (или наоборот отсутствие) рассуждения и так далее. Также формат изложения будет зависеть от формата программы.

Разделим тревел-материалы на 4 категории в зависимости от формата (здесь: жанра):

1) формат дневниковой заметки,

2) материал-путеводитель,

3) беседа,

4) репортаж.

Формат дневниковой записи представляет собой монологическое высказывание автора от первого лица. Речевая характеристика данного материала будет определяться следующими аспектами. Такому формату будут соответствовать монологичность и склонность к использованию всех трех типов речи. Автор рассказывает свою историю как будто своему другу, при этом обращаясь ко всем слушателям в совокупности и к каждому в отдельности. Зачастую будет использовано прошедшее время глаголов и глагольных форм (например: «выехал на автобусе», «прилетел в аэропорт Рима», «отправился в другой город»). Допустимо использование настоящего времени, если автор хочет создать эффект присутствия в своем рассказе (например: «И тогда я решаю: нужно срочно покупать билеты и лететь на фестиваль»). При данном формате автор не будет давать советы, он будет уравнен с туристами, которые будут его слушать, так как его рассказ будет основываться полностью на его жизненном опыте. Это отличает данную форму от следующей.

Материал-путеводитель является материалом-советом для туриста. Здесь автор выступает в роли эксперта, который имеет право советовать и направлять своего слушателя. В таком материале можно проследить частое использование глаголов повелительного наклонения (например: «В Праге обязательно попробуйте их национальную выпечку — трдло»). Также будет свойственно использование таких речевых конструкций, как «вы сможете что-либо делать», «вы увидите что-либо», «у вас будет возможность что-либо сделать». Такой материал наиболее удобен для использования туристом в целях упрощения собственной поездки.

Беседа предполагает использование такого способа получения информации как интервью. Формат данного материала представляет собой разговор журналиста и гостя, при этом оба они должны понимать предмет общения, так как журналисту обязательно стоит дополнять разговор информацией, не сказанной его собеседником. Беседа будет строиться в формате «вопрос — ответ» с дополнениями журналиста.

Репортаж — это самый трудный из возможных вариантов жанров материала, но и в то же время самый интересный, так как предполагает создание материала на «месте событий», то есть в том городе, о котором пойдет речь. Такой форме будет свойственно использование глаголов и глагольных форм в настоящем времени для создания эффекта присутствия. Также такой материал будет наполнен описанием и повествованием, рассуждение уйдет на второй план. Важную роль также будет играть внезапность смены тем и настроений, так как подача текста будет вестись в формате реального времени. При использовании данного подхода подачи материала возможны блиц-опросы, небольшие интервью на улицах и использование интершума как дополнительного источника информации для аудитории.

Таким образом, можно сделать вывод, что речевая характеристика для тревел-материалов будет изменяться в зависимости от выбранного автором жанра, но в любом случае строиться на использовании разговорной речи, простой и понятной для слушателей.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Александра Владимировна Тарасенко

© 2014-2017 Южно-Уральский государственный университет

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682