Ю. С. Андронова. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА В. А. КАВЕРИНА «ДВА КАПИТАНА»

ББК Ш5(2) 6-334+Ш400.3

УДК 821.161.1’06+221.161.1-311.3

Ю. С. Андронова

J. Andronova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА В. А. КАВЕРИНА «ДВА КАПИТАНА»

GENRE FEATURES OF THE NOVEL V. A. KAVERIN «TWO CAPTAINS»

Аннотация: Статья посвящена жанровым и стилевым особенностям романа В. А. Каверина «Два капитана». Это широко известное в советское время произведение явилось авторской попыткой создать жанровую разновидность романа новой историко-литературной эпохи, романа, который синтетически вобрал в себя черты приключенческой литературы и романтических канонов.

Ключевые слова: роман; роман воспитания; романтизм; стиль; жанр, новый тип героя.

Abstract: The article is devoted to the genre and stylistic features of the novel V. A. Kaverina by «Two Captains». It is widely known in Soviet times, the work was the author’s attempt to create a sort of novel of the new historical and literary era of the novel, which synthetically incorporates the features of adventure literature and romantic canons.

Keywords: roman; bildungsroman; romanticism; style; genre; a new type of hero.

Творчество писателя В. А. Каверина всегда оценивалось неоднозначно. Изучением его поэтики занимались такие литературоведы, как Е. Б. Скороспелова, Г. А. Белая, О. Новикова и В. Новиков. Еще В. Б. Шкловский отметил некоторые элементы поэтики: «Очень отдельный писатель. Работает сюжетом. Каверин — механик — сюжетный конструктор» [6]. Роман «Два капитана» занимает особое место в творчестве В. А. Каверина. Это произведение — своеобразная попытка создать новую стилистическую форму, учитывающую советское время. Эту гипотезу подтверждают следующие жанровые и стилевые особенности романа:

1. Система персонажей

В отличие от канонов жанра романа воспитания, в произведении «Два капитана» мы можем наблюдать за внутреннем развитием сразу двух героев — Саши Григорьева и Екатерины Татариновой. Несмотря на то, что с Катей читатель знакомится уже в ее школьные годы, он может также следить за происходящими в ней изменениями. Помимо этого, в романе четко прослеживается деление на положительных и отрицательных героев. Автор по-разному представляет эти группы. Если положительные персонажи изображаются как с помощью внешних деталей, так и с помощью внутренних характеристик, то отрицательные герои, такие как Николай Татаринов и Ромашов, представляются только с помощью внешнего портрета.

За развитием главных героев — Саши и Кати — читатель может следить с самого детства до зрелого возраста. Эволюция героя играет важную роль в сюжете. Можно сказать, что все события, которые происходят в книге, подчиняются этой идее.

2. Хронотоп

Временные и пространственные границы расширены в романном пространстве. В произведении условно можно выделить три времени: историческое, соотносимое с реальными событиями становления советской власти; прошлое, касающееся жизни капитана Татаринова; настоящее, в котором мы можем видеть развитие главных героев. Связь времен происходит с помощью приема ретроспективы — писем и дневника матроса Климова. Кроме того, связь времен в произведении актуализируется через фотографии. Например, тетя Даша хранит портрет своего умершего мужа, который героический погиб во время русско-японской войны. Особое влияние на главного героя оказывает образ Ивана Татаринова, когда он впервые увидел его на фотографии «... в кителе с погонами, в фуражке с белым, поднятым сзади чехлом» [2]. Также фотографии выполняют другую функцию — портреты символизируют несбывшуюся мечту. Например, изображение Марьи Татариновой, которое бережно хранит Кораблев.

Пространство в романе не ограничивается территорией СССР. Это объясняется глобальностью происходящих в то время событий, которые касались жизней и наших героев.

3. Черты романтизма

Для В. А. Каверина был важен опыт неоромантизма с ее разделением двух уровней мира и двух типов персонажей, которые представляют собой не столько определенные характеры, а представляют миры, контрастные по отношению друг другу [5]. Нахождение писем матроса Климова, встреча Кати и Саши и серия дальнейших событий представляется нам судьбоносной. Но самым важным подтверждением наличия черт романтизма является отношение главного героя к происходящим событиям. Когда Александр рассказывает про письма Екатерине, от него отворачивается вся ее семья. Он, как и полагается романтическому герою, клянется доказать свою правоту. То есть это некий бунт, где главный герой противостоит всем окружающим его людям. Стремления Александра Григорьева и обстоятельства, в которые погружен главный герой, показывают читателям, что Саша живет в идеализированном мире, который не соответствует миру реальности. На протяжении всего романа В. А. Каверин обращает внимание на индивидуальность и внутренний мир человека, что также соответствует чертам романтизма.

4. Историзм

По классификации М. М. Бахтина это произведение можно отнести к реалистическому типу романа воспитания. В нем становление главного героя происходит на фоне реальных исторических событий. Это полностью иллюстрируют цитаты из романа: «... приближалась осень 1917 года, но я бы сказал неправду, если бы стал уверять, что видел, чувствовал или хоть немного понимал все глубокое значение этого времени для меня, для всей страны и для всего земного шара...»; «... Где-то за тысячу километров, в горах Гвадаррамы, идут бои; истыканная флажками карта висит над моим ночным столиком; Испания, далекая и таинственная, Испания Хосе Диаса и Долорес Ибаррури, становится близка, как улица, на которой я провела свое детство». Кроме того, практически у каждого героя есть свой прототип в реальной жизни. Поэтому автор детализированно расписывает жизнь главного героя Александра Григорьева, согласно рассказам своего друга, вплоть до таких подробностей, как немота в детстве, отношения с отчимом, смерть матери. Даже путешествие корабля «Святой Марии» соответствует маршруту советской экспедиции «Святой Анны» 1912 года. Историзм романа «Два капитана» прослеживается и на стилевом уровне. В произведении можно увидеть хронологически отмеченную лексику, относящуюся к советскому времени: «Общественно вредный тип», «комсомольская ячейка» и т. д.

5. Основы приключенческой литературы

Роман «Два капитана» уже давно признан романом приключений. Действительно, в произведении можно увидеть черты, характерные для этого вида литературы: динамичный сюжет, накал эмоций, мотивы тайны и путешествия, а также острота ситуаций. Но границы приключенческого романа здесь расширены. Желание показать характеры советского человека для автора играет более важную роль, чем создание драматической напряженности. Путешествие Александра Григорьева — это всего лишь факты жизни персонажа. Главным для В. А. Каверина является реалистическая полнота и убедительность изображаемых характеров.

Библиографический список

1. Гайжюнас, С. В. Роман воспитания: (Динамика жанровой структуры) / С. В. Гайжюнас. — Вильнюс : МВССО ЛитССР, 1984.— 160 с.

2. Каверин, В. А. Собрание сочинений : в 6 т. / В. А. Каверин. ‒ М. : Машиностроение, 1984. ‒ Т. 5 : Открытая книга : трилогия. Юность. Поиски. — 624 с.

3. Саянов, В. М. Путь В. Каверина / В. М. Саянов. — Ленинград : Б. и., 1930. — 123 с.

4. Фесенко, Э. Я. Художественная концепция творческой личности в произведениях В. А. Каверина / Э. Я. Фесенко. — Архангельск : Помор. гос. ун-т, 2006.— 184 с.

5. Фёдоров, Ф. П. «Неоромантизм» как культура. Пространство и время в литературе и искусстве / Ф. П. Федоров. ‒ Рига ; Даугавпил, 1997. ‒ С. 106–118.

6. Шкловский, В. Б. Гамбургский счет : статьи. Воспоминания. Эссе / В. Б. Шкловский. ‒ М. : Советский писатель, 1990. ‒ 544 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Юлия Сергеевна Андронова

© 2014-2017 Южно-Уральский государственный университет

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682