А. В. Игнатцева. ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ РОМАНА ПАВЛА САНАЕВА «ХРОНИКИ РАЗДОЛБАЯ»

ББК Ш5(2)6-334 Ш400.3

УДК 821.161.1-311.1 808.1

А. В. Игнатцева

A. Ignatceva

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ РОМАНА ПАВЛА САНАЕВА «ХРОНИКИ РАЗДОЛБАЯ»

AN ANALYSIS OF GENRE AND STYLE OF THE NOVEL BY PAVEL SANAEV «KHRONIKI RAZDOLBAYA»

Аннотация: В статье проанализированы жанровые особенности романа российского писателя Павла Санаева «Хроники раздолбая». Детально рассмотрены концептуальные и формальные уровни жанра художественного произведения.

Ключевые слова: роман; «Хроники раздолбая»; Павел Санаев; жанр; концептуальный уровень жанра; формальный уровень жанра.

Abstract: In this article were analysed the genre features of novel by the russian writer Pavel Sanaev «Khroniki Razdolbaya». The conceptual and formal levels of the genre of art work were considered in detail.

Keywords: novel; Pavel Sanaev; conceptual levels of the genre; formal levels of the genre.

Современный писатель Павел Санаев в своем творчестве развивает традиции русской классической литературы. Роман «Хроники раздолбая», написанный в 2013 году, не является дебютным произведением автора. Сам автор в одном из интервью говорит: «Книга была задумана в конце 1990-х годов; она зародилась внутри меня вскоре после того, как была написана первая. Но формировалась постепенно, как из зернышка бутон. Уже тогда я написал пятьсот страниц набросков и как бы отложил их на время. Я сразу решил, что героя будут звать просто Раздолбай, так читателю будет легче себя с ним сравнивать. И, наконец, в 2010 году роман был окончательно сформирован. Это будет дилогия. Вторую книгу начну писать осенью. Мне важно показать полностью четыре этапа становления личности» [1].

Роман «Хроники раздолбая» относится к большой эпической жанровой форме художественной литературы. Типологически произведение можно отнести к роману воспитания, где будет показано становление характера главного героя, юность и момент выбора жизненного пути которого пришлись на начало 1990-х, т. е. на эпоху крушения прежних ценностей и поведенческих парадигм.

Для более подробного жанрово-стилевого анализа текста обратимся к концептуальному уровню. Тематикой «Хроник раздолбая» стали изменения общества в 90-е годы ХХ века, оказывающие разрушительное воздействие не только на общество, но и на личность каждого отдельного человека, прослеживается влияние этих изменений на судьбу главного героя — Раздолбая. По самому названию произведения можно сделать вывод о его проблематике. Автор в своем романе затронул социально-политические, нравственно-этические, философские вопросы, многие из которых не теряют своей актуальности и в наши дни. Взросление Раздолбая пришлось на начало 1990-х годов. Роман не такой универсальный, как первое произведение «Похороните меня за плинтусом», которое на сто процентов вызывало отклик в сердцах людей. Этот — скорее для философских размышлений. Раздолбай пребывает в поисках жизненных ориентиров и постоянно попадает в тупик. Например, он думал, что всегда будет поступать честно, и вдруг понимает, что в жизни могут быть такие ситуации, когда это невозможно: «— В детстве врал иногда, конечно. В милиции, например, когда в женскую раздевалку подсматривал и меня поймали. А так — за честность всегда. — То есть ты считаешь, что сейчас поступил честно, и всегда сделал бы точно так же? И сам бы в чужие карты никогда не взглянул? — Не взглянул бы. — Хорошо, а если бы мы играли на деньги и ты проигрывал? — Все равно. — А если бы деньги нужны были бы на операцию твоей маме, которая без нее умерла бы? .... Раздолбай опешил... — Ради мамы подсмотрел бы, наверное, — нехотя признался Раздолбай [2, с. 46].

Далее следует уделить внимание формальному уровню жанра. «Хронотоп присущ любому художественному произведению.... ведь пространство — это место, где протекает жизнь персонажей с их бытом, обстановкой, манерой поведения и т. п. А время — это, во-первых, историческое время, определяющее структуру жизни любого круга людей в тот или иной период времени; во-вторых, реальное, бытовое время жизни героев, его длительность, напряженность; в-третьих, время повествования, т. е. рассказывания о происходящем» [4, с. 110]. Главными героями романа являются Раздолбай, Диана, Мартин, поэтому построение сюжета и степень детализации интерьера и окружающего мира как главных показателей хронотопа мотивируются в первую очередь местом жизни и пребывания этих героев и характером их отношения со средой.

Художественное пространство романа реальное, безграничное. В тексте произведения достаточно четко прописаны места действия, интерьеры и пейзажи: «Асфальтная тропинка вывела из редкого соснового леса и уперлась в песчаный холм, за которым слышался плеск волн и выкрики чаек. Увязая кроссовками в песке, они поднялись на гребень холма, увидели впереди спокойное серое море, спустились и оказались в песчаных дюнах, поросших невысоким кустарником» [2, с. 61]. «Диана проводила его в свою комнату и вернулась в гостиную к пианино... Вот на книжной полке два надорванных билета в театр — интересно, кто ее приглашал? ... На подоконнике потрепанный магнитофон и кассеты без коробочек — какую музыку она слушает?... А вот на кожаном чехольчике флакон духов, ароматом которых когда-то пахла его подушка...» [2, с. 251].

Художественное время показано как замкнутое, непрерывное и как «чистое» настоящее без соотнесения с прошлым и будущим. Отсчет времени следует начинать с того момента, когда Раздолбай приезжает на железнодорожный вокзал, чтобы отправиться в латвийский пансионат, куда родители купили ему путевку в подарок на день рождения. За время отдыха главный герой знакомится с основными действующими персонажами, одним из которых становится девушка Диана. Впоследствии на протяжении целого года Раздолбай, влюбившись в девушку, пытается добиться взаимности от нее, совершая смелые романтические поступки. В момент очередного приезда происходит эмоциональный эпизод, после которого главный герой и девушка Диана расстаются якобы навсегда. Однако переживания по поводу неразделенной любви быстро уходят в воспоминания главного героя, ведь в стране случается исторически значимое событие, которому посвящена целая глава книги. Вся череда событий происходит в небольшой промежуток времени, а именно за календарный год.

Подводя итоги, можно сказать, что в романе нашли отражение лучшие традиции эпического жанра — романа. Как утверждал Бахтин: «Герой произведения показан „не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитываемый жизнью“» [3, с. 319]. Санаев вновь поднимает глобальные проблемы современности, затрагивает вечные философские темы, что требует от читателя готовности к вдумчивому чтению.

Библиографический список

1. Виноградова, П. Раздолбай в отсутствии бабушки / П. Виноградова. — http://old.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10300049@SV_Articles (дата обращения : 16.06.2017).

2. Санаев, П. Хроники раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2 / П. Санаев. — М. : АСТ, 2013. — 480 с.

3. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник для студентов высших учебных заведений / В. Е. Хализев. — М. : Академия, 2009. — 432 с.

4. Эсалнек, А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения : практикум / А. Я. Эсалнек. — М. : Флинта : Наука, 2004. — 216 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Анна Владимировна Игнатцева

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru