M. M. Махмутов. ТРАДИЦИИ ТЕАТРА НИКОЛАЯ КОЛЯДЫ

ББК Ш5(2)6—334

УДК 821.161.1–311.1

M. M. Махмутов

M. Mahmutov

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ТРАДИЦИИ ТЕАТРА НИКОЛАЯ КОЛЯДЫ

TRADITIONS OF THEATER OF NIKOLAY KOLYADA

Аннотация: В статье исследуются традиции уральской драматургии, жанрово-стилевые особенности пьес Николая Коляды.

Ключевые слова: драма; современная драма; уральская драматургия; жанрово-стилевые особенности пьес.

Abstract: The article discusses the traditions of the Ural drama, genre and stylistic features of plays by Nikolay Kolyada.

Keywords: drama; modern drama; Ural drama; genre-style features of plays.

В начале XXI века в России произошел настоящий всплеск драматургического творчества. Невиданное ранее количество новых авторов и произведений пробились через публикации к читателю, а через сцену к зрителю, обогащая культурную и литературную жизнь. И затем, разумеется, новая драматургия стала объектом множества гуманитарных исследований. Но большой масштаб, крайняя неоднородность и интенсивность современного драматургического процесса требуют новых исследований, позволяющих осмыслить этот феномен сквозь призму современного литературоведения.

Драматургия занимает обособленное положение по отношению к прозе и поэзии. Сама по себе драма устроена так, что предназначается для постановки на сцене, в театре, а не для восприятия читателем, из-за чего во многом выглядит не как самостоятельный вид искусства, а скорее как часть чего-то большего, в данном случае — театра (в связи с чем популяризацией и публикацией драматургических текстов чаще всего занимаются театральные издания).

В девяностых годах прошлого века произошел настоящий всплеск театрального искусства, неожиданно во всех концах страны начали проходить фестивали новой драматургии. В Москве и Петербурге — «Любимовка» и «Новая драма», в Екатеринбурге — «Евразия», «Реальный театр», в Новосибирске — «Sib-Altera», в Тольятти — «Майские чтения» и многие другие. Результатом проходящих фестивалей стали сотни новых пьес и десятки новых, никому не известных имен современных российских драматургов. Множество пьес сразу ставятся на многих площадках страны, а в некоторых случаях и приводят к необходимости создания новых, до сих пор не существовавших театральных лабораторий. Театральная культура обогащается новыми режиссерами, работающими именно с «новой драмой» (Кирилл Серебренников, Ольга Субботина, Владимир Агеев, Михаил Угаров). Активно открываются новые театры, впитывающие законы современной сценической и драматургической эстетики, такие как Центр драматургии и режиссуры Михаила Рощина и Алексея Казанцева, театры «Школа современной пьесы», «Театр-doc», «Практика». Находки, обнаруженные на многочисленных фестивалях, моментально идут в работу: документальный театр, «вербатим», остросоциальная драма и многое другое.

Постепенно, ближе к 2000-м годам, драматургический процесс начинает набирать обороты и появляются новые издания, знакомящие читателя и театрала с все возрастающим количеством драматургов и произведений. Среди таких изданий стоит выделить: «Драматург», учрежденный А. Казанцевым и М. Рощиным, «Сюжеты» — сборник Союза театральных деятелей, «Ландскрону» — сборник петербургского «Домика драматургов», серию малоформатных изданий «Новая пьеса», альманах «Майские чтения», а также «Дикую утку» — Вестник новой драматургии.

Отдельно стоит отметить вклад Николая Коляды в развитие отечественной, а особенно уральской драматургии. Начиная с 1994 года с разной периодичностью выходят сборники пьес самого Коляды «Пьесы для любимого театра», «Персидская сирень и другие пьесы» (1997), «Уйди-уйди» (2000), «Сказка о мертвой царевне», «Кармен жива» (2002), «Носферату» (2003), «Старая зайчиха и другие старые пьесы» (2007), «Коробочка» (2009). Но кроме этого, Коляда является активным популяризатором драматургического творчества собственных многочисленных учеников и с конца прошлого века под его руководством вышло тринадцать сборников пьес уральских авторов: «Арабески» (1998), «Метель» (1999), «Репетиция» (2002), «Книга судеб» (2003), «Нулевой километр» (2004), «Транзит» (2004), «Все будет хорошо» (2005), «Театр в бойлерной» (2006), «За линией» (2008), «Третий глаз» (2009), «Люби меня сильно» (2010), «Я не вернусь» (2011), «Глушь» (2013). Изначально сборники выпускались для того, чтобы познакомить читателя с молодыми уральскими авторами. На данный момент многие ученики Николая Коляды являются известными и уважаемыми драматургами, а их пьесы активно ставятся в театрах. Именно на страницах указанных сборников начали свой путь такие авторы, как О. Богаев, В. Сигарев, Т. Филатова, А. Богачева, Ю. Колясов, О. Береснева, П. Казанцев, А. Архипов, К. Костенко и многие другие. Помимо сборников пьесы учеников Коляды публиковались на страницах возглавляемого им тогда журнала «Урал» (ныне его возглавляет ученик Н. Коляды — Олег Богаев).

Современная драма, прошедшая трудный, но плодотворный путь в девяностые годы, окрепла и прочно встала на ноги в начале XXI века. Издательства стали проявлять к драматургам возрастающий интерес, и драматургия постепенно становилась полноценным участником общего литературного процесса, а не только текстами, написанными для театра. В это время появились многочисленные сборники, ориентированные на читателя, в которые входили пьесы, уже заслужившие широкое признание и являющиеся значительным литературным явлением. Среди таких сборников отметим следующие, особенно значимые образцы: «Счастливый случай: пьесы из XXI века», серия изданий под общим названием «Иной формат» (2005) и «Культурный слой» (2005) и многие другие.

Часто исследователи заостряют свое внимание на какой-нибудь отдельной черте современной драмы. Разумеется, это связано с неоднородностью и масштабом драматургического процесса. Но за последние два десятилетия сформировалось множество устойчивых течений и художественных школ в рамках новой отечественной драматургии, и они требуют рассмотрения именно с точки зрения единства художественного стиля и замысла. Как одно из таких направлений можно выделить школу Николая Коляды, чаще называемую «уральской драматургией». Конечно, не все уральские авторы являются учениками Коляды, но при этом все ученики Коляды являются уральскими авторами. Именно так скромно и помечает сборники под своей редакцией Коляда: «пьесы уральских авторов», при этом сам специально не манифестируя ни свой метод, ни свою школу. Но определенно внутренняя связь, обусловленная единством формы и содержания произведений учеников Николая Коляды, существует. В данной работе мы проанализировали жанровые и стилистические особенности, присущие «школе Коляды», на примере сборника «Глушь».

Николай Владимирович Коляда — самый плодовитый в плане написанных и поставленных пьес современный драматург. Двадцать лет творчества воплотились в сотню пьес, что сделало автора флагманом драматургического и театрального движения. Войдя в литературу в потоке перестроечной драматургии, Коляда предвосхитил своим творчеством особенности, свойственные «новой новой драме». Его творческий метод ярок, самобытен и индивидуален.

Драматургия Николая Коляды — это сформированный и устойчивый художественный мир со своими специфическими чертами, особенностями и закономерностями. И поэтому пьесы Коляды выделяются на общем фоне и отличаются от потока современной драматургии рядом особенностей, маркирующих художественный мир его драмы: способом сюжетной организации, системой персонажей, пространственно-временным построением, языковой стихией, способом авторского присутствия, спецификой конфликта.

Драматургия Коляды является системным и постоянным объектом изучения ученых-филологов, искусствоведов, специалистов в области театра, а также культурологов и социологов. Такой глубокий интерес не случаен, все дело в том, что «феномен драматургической школы Коляды» сегодня — это огромное культурное явление, вбирающее в себя, во-первых, драматургию как самого Коляды, так и его учеников и последователей, во-вторых, действующий театр, полностью сформированный на основе художественного метода Коляды, а также поставленные пьесы Коляды и его учеников по всему миру, и, в-третьих, внушительный объем научных статей, посвященных этому явлению, представляющих различные области знания.

Значительное количество работ исследователей-филологов посвящено рассмотрению особенностей поэтики драматургии Николая Коляды. В арсенале исследовательской литературы как комплексные исследования, раскрывающие художественные особенности в целом, так и узконаправленные, посвященные специфическим особенностям, характеризующим лишь несколько пьес, а то и единственную. Литературоведение располагает огромным аналитическим материалом, освещающим практически все характерные особенности драматургии Коляды. Поэтому исследование особенностей поэтики собственно драматургии Коляды не является предметом настоящего исследования: нашей задачей является сбор, анализ и систематизация материалов наших научных предшественников, посвященных творческой лаборатории, художественной манере Н. Коляды. Пьесы Николая Коляды имеют свой оформленный и отшлифованный стиль. Постепенно, с каждой новой пьесой, Коляда вместе со своими героями ведет рассуждение о «крайних» вопросах человеческой жизни. И то, что поначалу виделось читателями и критиками как нагромождение всего худшего, что наполняло постсоветскую и новую российскую действительность, при более пристальном рассмотрении оказалось гораздо более сложным явлением, в котором прослеживается целая система взглядов на человеческую жизнь в онтологическом, а не социальном смысле [1, 2, 3, 4, 5]. В монографии «Драматургия Николая Коляды» Н. Л. Лейдерман подробно и обстоятельно показывает, что та «чернуха», которой наполнены пьесы Коляды, вовсе не является бессмысленным эпатированием или самоцелью, а есть лишь художественный метод, скрывающий за собой глубоко человечные идеи [6, 7, 8].

Как пишет Е. В. Старченко: «Герои Н. Коляды, воспитанные в Советском Союзе и пережившие перестройку, — растерянные и одинокие. В конфликтных ситуациях происходит столкновение разных мировоззрений. Герои, решающие гносеологические и нравственно-этические проблемы, и окружающая их реальность соотнесены с бытийными универсалиями. Герои ощущают себя в „пороговой“, рубежной ситуации, и приходят к особому сознанию (герои „Рогатки“, Римма из „Сказки о мертвой царевне“, Виктор в „Канотье“). Героям Н. Коляды присуще и сентиментальное восприятие (внимание к природе, окружающей действительности, повышенный интерес к внутреннему миру человека). Они также находятся во власти карнавального мироощущения, которое обладает мощной преобразующей силой, жизнестойкостью и влияет на жанр пьес» [9, с. 16].

Коляда пишет о людях, что близки именно ему, он не использует «суррогатов», не делает героями пьес фантастических созданий или неодушевленные предметы. Его герои — это списанные с действительности выпуклые и запоминающиеся типажи живых людей, каких можно встретить в реальной жизни. Определенные типы героев Коляды кочуют из пьесы в пьесу, вместе с автором снова и снова пытаясь разобраться в «последних вопросах» человеческой жизни. Драматург, «переставляет» и «перетасовывает» различные типы героев и ситуаций, словно «экспериментируя» с собственными идеями и открытиями.

Николай Коляда за время своей творческой деятельности сумел завоевать широкое признание в литературной и театральной среде. Очень точно уловив дух времени, он оказал значительное влияние на весь драматургический процесс России. Но, не ограничившись лишь собственными достижениями, он сумел также раскрыть потенциал многих молодых драматургов, сформировав вокруг себя целую «школу», опирающуюся на общие эстетические принципы формирования художественной модели мира.

Библиографический список

1. Агишева, Н. От Чайки — к интердевочке / Н. Агишева // Экран и сцена. — 1996. — № 44. — С. 3–5.

2. Алпатова, И. И тут кончается искусство... Разгром Коляда-театра в Екатеринбурге / И. Алпатова // Культура. — 2006. — № 28. — С. 11.

3. Алпатова, И. Каждый пишет, что он слышит. Современная драматургия по-прежнему на обочине / И. Алпатова // Культура. — 1999. — С. 9.

4. Алпатова, И. Философия пофигизма / И. Алпатова // Культура. — 2002. — № 18. — С. 6.

5. Аннинский, Л. Зачем живем, зачем страдаем? / Л. Аннинский // Культура. — 2001. — № 2. — С. 5.

6. Лейдерман, Н. Л. Драматургия Николая Коляды : критический очерк / Н. Л. Лейдерман. — Каменск-Уральский : Каменск-уральская типография, 1997. — 160 с.

7. Лейдерман, Н. Л. Русская литература XX в. : 1950—1990е годы : в 2 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Т. 2. 1968–1990 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008. — 688 с.

8. Лейдерман, Н. Маргиналы Вечности, или Между «чернухой» и светом / Н. Лейдерман // Современная драматургия. — 1999. — № 1. — С. 162–170.

9. Старченко, Е. В. Пьесы Н. Коляды и Н. Садур в контексте драматургии 1980-90-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Старченко. — М. : МГОПИ, 2005. — 21 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Михаил Маратович Махмутов

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru