З. С. Потапова, О. С. Бегишева. ОБЛАСТНОЙ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТУР КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ КОММУНИКАЦИИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ

ББК Ю949

УДК 159.922

З. С. Потапова, О. С. Бегишева

Z. Potapova, O. Begisheva

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ОБЛАСТНОЙ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТУР КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ КОММУНИКАЦИИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ

THE REGIONAL ART THERAPY TOUR AS THE EFFECTIVE FORM CHILDREN AND YOUTH COMMUNICATION: INTERDISCIPLINARY PROJECT

Аннотация: В статье рассматривается феномен арт-терапии и книготерапии. Целью статьи является анализ нового подхода к арт-терапии, позволяющего совместить несколько методов — книготерапию, вокалотерапию, кинезиотерапию, ароматерапию и др. Внимание уделено исследованию особенностей арт-терапевтического тура как уникальной формы детской и молодежной коммуникации.

Ключевые слова: арт-терапия; книготерапия; арт-терапевтический тур; творчество; литература; психология.

Abstract: The article considers the phenomenon of art therapy and bibliotherapy. The purpose is to analyze the new approach to the art therapy’s method. It allows to combine several methods (such as bibliotherapy, art therapy, music therapy, kinesiotherapy, aromatherapy and etc.) and create the system of methods supported by scientific research. The authors analyze the characteristics of the art therapy tour, examine the development of this phenomenon and offer the advanced form of the regional art therapy tour as the effective form children and youth communication.

Keywords: art therapy; bibliotherapy; art therapy tour; creative work; literature; psychology.

Проблема стресса на сегодняшний день остается одной из самых важных и актуальных. В группе риска находятся дети, подростки и молодежь, не в полной мере обладающие стрессоустойчивостью. Эффективным способом борьбы со стрессом в детской и молодежной аудитории являются арт-терапия и книготерапия, относящиеся к действенным здоровьесберегающим технологиям.

Арт-терапия (в классическом понимании этого термина) представляет собой комплекс методов лечения при помощи художественного творчества. Во время сеансов арт-терапии пациент получает возможность обратиться к своему подсознанию и скорректировать эмоциональное состояние. К классическим методам арт-терапии относятся визуальные виды творчества, такие как живопись, графика, фотография, лепка. Однако арт-терапия в современном понимании включает в себя гораздо большее количество методик: библиотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, цветотерапию и т. д. Появление различных методов художественного творчества расширяет понятие «арт-терапия»: теперь оно включает в себя не только живопись или фотографию, но и стихосложение, танец, театральное искусство. Синтез различных видов художественного творчества, возможность человека самому выбирать понравившееся направление — важная особенность современного метода арт-терапии.

Студентами Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ в 2016 году был разработан проект «Книго- и арт-терапия как эффективная форма детской и молодежной коммуникации: междисциплинарный подход», получивший финансовую поддержку по результатам конкурса «Твой старт в науку», нацеленный на разработку уникальных форм книго- и арт-терапии, позволяющих обеспечить условия для коррекции эмоциональных состояний, для социокультурной адаптации детей и молодежи, нуждающихся в психологической поддержке. В работе с детьми и молодежью сегодня активно используются различные методы арт-терапии. Актуальность проекта связана с потребностью в объединении методов в систему и в создании уникальных востребованных форм для более эффективного применения.

Одной из оригинальных форм, разработанных участниками проекта, стал областной арт-терапевтический тур (арт-тур), представляющий вид групповой арт-терапии.

Используемая в проекте технология конвергентной арт-терапии основывается на интермодальном подходе, который в свою очередь предполагает использование различных видов искусства одновременно, при этом происходит переключение сенсорных модальностей. Применяемая техника действенна при межличностных конфликтах, в кризисных состояниях личности, при экзистенциальных и возрастных кризисах, травмах, потерях, послестрессовых, невротических и психосоматических расстройствах, а также используется для развития креативности, целостности личности.

Целью разработанного группового арт-терапевтического тура является самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности и интеграция ее в социум, «внешнюю реальность» (социальную, культурную, этническую).

Областной арт-терапевтический тур включает в себя путешествие по Челябинской области, по историческим и культурным достопримечательностям. Тур предназначен для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и / или психологическими расстройствами, которые препятствуют взаимодействию с другими людьми и полноценному развитию. Также целевую группу областного арт-тура составляют дети-сироты, дети с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, дети, страдающие от избыточного веса, дети и молодежь, подвергшиеся насилию, страдающие от наркотической зависимости. Учитывая предпочтения участников тура, специализированные педагоги и психологи проводят психологическое исследование, включающее тестирование, разрабатывают групповую или индивидуальную программу. В зависимости от принадлежности ребенка или подростка к одной из указанных групп участниками проекта составляется индивидуальная программа заданий, которая содержит следующие элементы: экскурсии, квесты, квест-экскурсии, посещение театров, памятников искусства и культуры, музеев, выполнение индивидуальных творческих заданий (рисование, фотографирование, лепка, танцы, съемки фильма) и др. Также программа включает в себя отдых детей на природе, что способствует восстановлению эмоционального равновесия. В процессе прохождения заданий областного арт-терапевтического тура создаются комфортные условия для коммуникации. Комплексный метод арт-терапии реализуется в выполнении пациентами определенных заданий на разных участках пути: создание картины, написание стихотворения, подготовка публичного выступления, участие в квесте и т. д. Вместе с этим ребята получают возможность совершить настоящее путешествие, ощутить себя в новой среде, познакомиться с интересными людьми, знаменитостями Челябинской области. Областной арт-терапевтический тур становится уникальным путешествием с элементами ролевой игры, квеста, театрализованного представления, во время которого участники занимаются разными видами творчества, вовлекаются в творческую среду, культурно обогащаются, просвещаются, кроме того, учатся взаимодействовать друг с другом, эффективно общаться.

Количество маршрутов для областного арт-терапевтического тура не ограничено. Они зависят от тематического содержания, от возрастных, физических и психологических особенностей аудитории. В зависимости от этих факторов подбирается комплекс арт-терапевтических методов. В разработке системы творческих заданий мы опираемся на методы музыкальной терапии, кинезиотерапии, театротерапии, кинотерапии, книготерапии, изотерапии, ароматерапии, игротерапии.

Областной арт-терапевтический тур рассчитан на популяризацию Южного Урала, знакомство детей и молодежи с малой родиной. Участникам областного арт-тура необходимо преодолеть несколько «станций», выполнив задание, позволяющее перейти на следующий этап. Каждая остановка, посещение культурного, архитектурного или природного объекта включает задание, созданное с учетом методики арт-терапии. Так, например, в один из вариантов программы творческого путешествия по Южному Уралу может входить посещение таких объектов, как (см. Приложение):

1. Место падения метеорита в 2013 году (г. Чебаркуль). Участникам тура необходимо выполнить интеллектуальное задание, ответить на вопросы ведущего, найти место падения метеорита, в чем им поможет предварительный рассказ гида и данные справочников и энциклопедий. В книгах ребята найдут разгадку, установят территориальные координаты. Основной метод — книготерапия.

2. Посещение «Ледяного фонтана» в национальном парке Зюраткуль. Участники экскурсии отправятся к уникальному памятнику природы, чтобы получить эстетическое наслаждение, а также заняться творчеством. Детям необходимо будет выполнить задание: сделать художественную фотографию необычного замерзшего фонтана. Основные методы — арт-терапия, фототерапия, природотерапия.

3. Деревня Медведевка является одним из населенных пунктов, где по преданию спрятал свой клад Е. Пугачев. Участникам тура предстоит выполнить интеллектуальное задание, ребята при помощи географических карт и подсказок, извлеченных из исторической литературы, найдут место захоронения сокровищ. Основной метод — книготерапия.

4. Каолиновый карьер в г. Кыштыме станет следующей остановкой группы областного арт-терапевтического тура. Данное место является необычным живым памятником, явлением природы. Пейзаж искусственного озера привлекает внимание благодаря воде, окрашенной в яркие зелено-голубые оттенки. На берегу водоема ребятам предстоит заняться рисованием, создать собственное произведение искусства с помощью красок, карандашей, фломастеров, мелков в любой технике. Основной метод — арт-терапия, природотерапия.

5. Участники тура посетят Ильменское озеро, знаменитое тем, что на его берегах долгое время проводился ежегодный Фестиваль авторской песни. Ребятам вслед за бардами нужно будет проникнуться атмосферой природы Южного Урала и исполнить песни под гитару. Основной метод — вокалотерапия, музыкальная терапия.

6. В театре «Омнибус» (г. Златоуст) юным участникам областного арт-тура совместно со специалистами театра необходимо будет проявить актерские, режиссерские, сценаристские способности. Ребята поставят костюмированный мини-спектакль на предложенную тему при помощи метода сторителлинга (краткий рассказ истории, основанной на сюжете классической литературы, включающий собственную лексику, т. е. пересказ, адаптированный под обстоятельства). Основной метод — театротерапия, драматерапия.

7. Логическим продолжением предыдущего этапа тура станет посещение Музея режиссера С. Герасимова в поселке Кундравы (Чебаркульский район). Ребята ознакомятся с историей жизни и творчества Сергея Герасимова, закончив экскурсию съемкой собственного короткометражного фильма. Основной метод — кинотерапия.

8. Участники прибудут в г. Троицк — место рождения И. А. Крылова, познакомятся с окрестностями Свято-Троицкого храма, где был крещен баснописец. Основной задачей ребят станет знакомство с биографией писателя, его творчеством, изучение роли города в истории Челябинской области, а также особого географического размещения населенного пункта. Основной метод — книготерапия.

9. Посещение Парка джаза в г. Магнитогорске станет финальным пунктом областного арт-терапевтического тура. Достопримечательностью парка является открытая экспозиция скульптурных объектов — музыкальных инструментов, воплощенных в увеличенном в десятки раз масштабе. Ребятам необходимо будет не только познакомиться с особенностями скульптур, но и узнать, как звучит каждый инструмент. Участников экскурсии встретит профессиональный танцор, который поможет ребятам поставить танец. Основной метод — кинезиотерапия.

Само понятие «арт-тур» появилось в нашей стране относительно недавно. Исследователи в области туризма, например, Д. Арутюнов [1], А. В. Басова, И. Б. Горланова, О. А. Урицкая [2] видят в феномене арт-тура эффективный способ развития бизнеса, продвижения бренда региона. Е. В. Красильникова [3], Т. В. Пономарева [4] в своих работах разрабатывают концепцию «образовательного тура», направленного на совершенствование знаний. Однако многие исследователи и представители туристического бизнеса не уделяют должного внимания необходимости развивать подобные направления в интересах детей, подверженных психологическому стрессу: отсутствуют необходимые программы, средства передвижения, в штате туристических фирм нет специализированных педагогов, врачей, психологов. Разработанный нами областной арт-терапевтический тур направлен на устранение подобных проблем. Его эффективность заключается в создании всех необходимых условий, способствующих социализации детей с ограниченными возможностями. Под необходимыми условиями мы подразумеваем:

— комфортные условия передвижения;

— специально разработанные программы для людей с различными формами физических и психологических заболеваний;

— работа с профессиональными педагогами;

— своевременная помощь врача;

— создание благожелательной атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала.

На сегодняшний день в нашем регионе нет туристических программ, которые полностью отвечали бы всем перечисленным условиям. В связи с этим предлагаемый нами областной арт-терапевтический тур является уникальным проектом, призванным помочь детям, подверженным стрессу, людям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть психологические барьеры с помощью путешествия по родному краю.

Таким образом, разработка и реализация областного арт-терапевтического тура позволит создать условия для системного интеллектуального, духовного и личностного развития ребенка и подростка, находящегося в группе риска. Областной арт-терапевтический тур, разработанный в рамках проекта «Твой старт в науку», станет формой эффективной реализации совокупности методов арт-терапии, приведенной в систему, подкрепленной научными исследованиями.

Статья выполнена в рамках реализации проекта «Книго- и арт-терапия как эффективная форма детской и молодежной коммуникации», поддержанного ЮУрГУ по результатам конкурса научно-исследовательских проектов «Твой старт в науку—2016»

Библиографический список

1. Арутюнов, Д. Каникулы с арт-туром / Д. Арутюнов // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2006. — № 11. — С. 62.

2. Басова, А. В. Проектирование тематических туров для развития брендов региона (на примере проекта тура «Сказочное путешествие в край Снегурочки») / А. В. Басова, И. Б. Горланова, О. А. Урицкая // Туризм в глубине России : сборник трудов международного научного семинара. — 2010. — № 1. — С. 122–127.

3. Красильникова, Е. В. Познаем, путешествуя : учебное пособие / Е. В. Красильникова. — Тверь : Тверская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — 106 с.

4. Пономарева, Т. В. Особенности организации молодежного образовательного тура. Проектирование программы тура / Т. В. Пономарева // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 393–397.

Приложение

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Зоя Сергеевна Потапова, Ольга Сергеевна Бегишева

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru