И. В. Петрачук, В. В. Корнилова. ОРГАНИЗАЦИЯ PR-ПРОЕКТА «ОТКРЫТЫЕ СЕРДЦА»

ББК 76.006.5

УДК 304.2

И. В. Петрачук, В. В. Корнилова

I. Petrachuc, V. Kornilova

г. Якутск, СВФУ

Yakutsk, NEFU

ОРГАНИЗАЦИЯ PR-ПРОЕКТА «ОТКРЫТЫЕ СЕРДЦА»

ORGANIZATION PR-PROJECT «OPEN HEARTS»

Аннотация: В статье актуализируется проблема социального сиротства, предлагаются способы её решения с помощью связей с общественностью. В качестве примера дается описание PR-проекта, проведенного студентами Северо-Восточного федерального университета. Подводятся промежуточные результаты. Определяются перспективы дальнейшей работы студентов.

Ключевые слова: организация PR-проекта; социальные сироты; PR-технология театрализации.

Abstract: Article updated problem of child abandonment, suggests ways to solve it with the help of public relations. As an example, a description of PR-project conducted by students of the North-Eastern Federal University. Summarizes the interim results. The prospects for future work of the students.

Keywords: PR-project organization; social orphans; PR-technology theatricality.

PR-проект «Открытые сердца» представляет собой организацию благотворительного PR-проекта для привлечения внимания общественности к проблеме социального сиротства в республике и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для всестороннего развития воспитанников детских домов и школ-интернатов Республики Саха (Якутия) с помощью PR-технологий.

Так, в ходе PR-проекта была определена технология, способная, на наш взгляд, социализировать детей. Ею стала театрализация. Работа состояла из 3 этапов протяженностью 2012–2015 гг.:

1. В 2012 — мониторинг социальной проблемы сиротства в Республике Саха (Якутия);

2. В 2013–2014 гг. — организация благотворительных мероприятий;

3. В 2015 — социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На начальном этапе исследование общественного мнения показало, что ежегодно в России стремительно увеличивается количество социальных сирот. Сегодня их около 655 тысяч, из них в нашей республике — 34 тысячи. По мнению Уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, следует «привлечь внимание общественности и поднять на новый уровень вопросы защиты прав пострадавших и пропавших детей, поддержать волонтерские (добровольческие) движения, повысить нетерпимость в обществе к преступникам и лицам, совершающим посягательства на права детей» [2].

Тогда перед организаторами возник вопрос: с помощью каких PR-технологий можно помочь детям интегрироваться в общество?

Коммуникационная стратегия и тактика PR-проекта. Оказание помощи социальным сиротам в Якутии посредством целенаправленно организованной PR-деятельности с различными целевыми группами, которая позволит преодолеть психологические последствия отрицательного жизненного опыта ребенка, позволит реализовать свои, невостребованные ранее, способности, почувствовать себя увереннее и, впоследствии, более успешно адаптироваться во взрослой жизни.

Целевая аудитория PR-проекта: ребята из детского дома «Берегиня» и специальных коррекционных школ Якутска № 28 и 34.

Практические действия:

1. Исследование проекта. Мониторинг осуществлялся посредством контент-анализа, включенного наблюдения. Критериями оценки стали состояние проблемы социального сиротства в Якутии; заинтересованность детских учреждений в помощи студентов — будущих PR-специалистов; анализ рисков, которые могут возникнуть в результате отрицательных последствий от действий студентов; целесообразность PR-технологии для дальнейшей социализации детей.

Контент-анализ республиканских СМИ показал, что в республике осуществляется многолетняя работа Международного детского фонда «Дети Саха-Азия». Эта благотворительная организация помогает детям из наиболее уязвимых социальных групп — детям с ограниченным возможностями здоровья, детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам и детям-инвалидам. Также проводятся агитационно-познавательный семинар «Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях», на котором обсуждаются вопросы по психологическому сопровождению замещающих семей и социализации детей-сирот в образовательных учреждениях. Кроме того, проводятся юридические консультации по вопросам обеспечения сирот жильем. Из республиканского бюджета выделяется более миллиарда рублей на обеспечение детей-сирот квартирами. Министерство образования Якутии открыло Центр развития семейного устройства и социализации детей-сирот.

Включенное наблюдение показало, что в условиях воспитания в закрытой школе дети сталкиваются с трудностями в процессе социализации. Это происходит потому, что сама организация жизнедеятельности детей устроена так, что у ребенка формируется только одна ролевая позиция — позиция сироты, не имеющей поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и мешает проявлению потенциальных возможностей. На наш взгляд, для решения проблемы социальной адаптации детей-сирот, а также для изменения общественного мнения о них, одной из PR-технологий может стать театрализация, как возможный способ социализации, в первом случае, и как технология связей с общественностью — во втором.

Именно театрализация, на наш взгляд, может способствовать гармонизации отношений закрытых детских воспитательных домов и общественности, созданию благоприятного образа воспитанников детских домов, поможет развитию их творческих способностей, преодолению эмоционального барьера, формированию коммуникативных навыков. Театрализация становится результатом совместной деятельности, требующей объединения детей, которые вносят свой вклад, понимая, что и от их совместных усилий зависит общий успех. Задания, которые даются детям, позволяют каждому максимально реализовать свои возможности и способности, а участие в спектакле оставляет в памяти неизгладимый след.

По результатам мониторинга был составлен SWOT-анализ PR-проекта. Среди минусов можно отметить, что многие жители Якутска воспринимают детей из коррекционных школ как социально опасных, особенности работы с такими детьми не всегда могут быть разъяснены общественности, руководство детских учреждений закрытого типа не всегда стремится поддержать идею студентов-волонтеров. Несмотря на наличие весомых слабых сторон и возникающих в этой связи угроз, мы все-таки надеялись, что наше желание изменить существующее положение дел и помочь детям социализироваться сможет изменить скептическое отношение сотрудников детских учреждений, а также жителей Якутска к проблеме социального сиротства в нашем городе. Для этого мы решили вовлечь не только целевые группы (журналистов, волонтеров, бизнесменов), но и самих детей в нашу работу, подготовить детские спектакли с их участием и показать, что чужих детей не бывает. Это наши дети и мы можем им помочь подготовиться к жизни во взрослом мире, показать новые профессии, раскрыть свои таланты, обеспечить интересный досуг и, может быть, найти семью.

Все это возможно стало при использовании в работе технологии театрализации, представленной ниже на рис. 1, разработанной студенткой кафедры рекламы и связей с общественностью ФЛФ СВФУ Тырсыной Викторией [1].

Схема процесса театрализации как PR-технологии

Непосредственная организация PR-проекта:

Коммуникационные тактические шаги:

— установление сотрудничества с детским домом «Берегиня» и специальными коррекционными школами в Якутске № 28, № 34;

— привлечение волонтеров (Театр юного зрителя и государственный цирк Республики Саха (Якутия)) для подготовки благотворительных спектаклей «Таро — добрый странник» и «Фея сказок»;

— организация конкурса детских рисунков;

— разработка и размещение рекламных материалов для информирования жителей Якутска о предстоящих событиях;

— обеспечение спонсорской поддержки и участия в конкурсе для журналистов (организация и проведение мероприятий послужит информационным поводом, итогом чего станет установление контактов со СМИ).

Результативность PR-проекта:

Анализ эффективности проекта состоит в качественной и количественной оценке результатов. Количественную оценку мы осуществили, проведя обзор комментариев и опросов в созданном нами информационном сообществе. Опрос, проведенный на начальном этапе PR-деятельности, показал очень низкий уровень осведомленности о жизни воспитанников детских домов среди интернет-пользователей. Также была очень низкая посещаемость сообщества и не большое количество отзывов. Из чего можно сделать вывод, подтверждающий информационную и социальную изолированность детей-сирот от общества. Вследствие высокой активности интернет-сообщества, постоянных обзоров мероприятий и событий из жизни школ значительно возрос интерес интернет-пользователей к жизни и проблемам воспитанников детского дома «Берегиня», участились предложения материальной помощи, посещаемость портала.

Особую значимость при оценке эффективности нашего проекта имеет качественный анализ. Метод включенного наблюдения позволяет увидеть, насколько возросла заинтересованность детей в участии в театрализованных постановках, они смогли раскрыться творчески и научились доброжелательно и открыто общаться как между собой, так и со своими преподавателями и воспитателями. Мы должны понимать, что специфической особенностью решения проблемы социализации социальных сирот посредством применения театрализации как технологии связей с общественностью, является то, что не всегда можно установить прямой контакт детей и общественности. Это связано с тем, что деятельность ребят направлена на установление собственного, внутреннего диалога, на решение своих собственных проблем эмоционального и психологического характера. При наличии положительного результата, следствием становится формирование благоприятных, дружественных отношений среди воспитанников. Далее налаживаются отношения с преподавателями, воспитателями и, как следствие, устанавливается положительный контакт с общественностью, который дает возможность увидеть жизнь воспитанников детского дома в новом свете.

Подводя итог всему вышесказанному, хотим отметить, что лучший показатель для нас — это сияющие лица детей, участвовавших в спектакле, конкурсе рисунков, исполнявших песни, их улыбки и счастливые глаза. Им понравилось, а это для нас — главное. Мы реализовали возможность с помощью PR-технологий решать актуальные общественно значимые проблемы.

Библиографический список

1. Корнилова, В. В. Театрализация как PR-технология: теоретический аспект / В. В. Корнилова, В. В. Тырсына // Продвижение Республики Саха (Якутия) в контексте общей государственной стратегии развития Восточной Сибири и Дальнего Востока : сборник научных трудов. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — С. 16–22.

2. Павел Астахов остается на своем посту — защитника прав детей. — http://argumenti.ru/society/2012/07/189790.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2014 Иванна Валерьевна Петрачук, Виктория Викторовна Корнилова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru