А. А. Кожевникова. ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ

ББК

УДК

А. А. Кожевникова

A. Kozhevnikova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ

INTERACTIVE LECTURE

Аннотация: В статье рассмотрено использование видеоматериалов как способ совершенствования образовательного процесса. Рассказано о возможности применения визуальных коммуникаций, приведены их примеры и задачи.

Ключевые слова: визуальная коммуникация; видеоролик; интерактивность; визуализация; мультимедиа.

Abstract: In the article the use of videos as a way of improving the educational process. It is told about possibility of application of visual communication that shows them examples and tasks.

Keywords: visual communication; video; interactivity; visualization; multimedia.

В связи с развитием технических средств коммуникации в современном образовании создается новая образовательная среда как основа совершенствования системы высшего профессионального образования.

Образовательный процесс (как и любой обмен информацией) коммуникативен по своей природе на всех этапах и стадиях — передачи, хранения и обработки информации [4, с. 64–87].

Объективное развитие процесса информатизации образования диктует необходимость добавления в этот список нового элемента — представления информации.

Визуальная коммуникация обеспечивает передачу идей и конкретной информации с помощью зрительных форм, включающих знаки, символы, текст (с использованием различных приемов форматирования), элементы графического дизайна, рисунки, мультимедийные иллюстрации и др.

Когнитивной основой визуальной коммуникации является ее способность и возможность, задействуя и стимулируя активность обоих полушарий головного мозга пользователя, не только донести целевую информацию до пользователя (учащегося) максимально эффективным способом, но и обеспечить ее усвоение, что является основной прерогативой любого учебного процесса [3, с. 371].

К элементам визуальной коммуникации можно отнести:

— фотографии, рисунки;

— видеоролики;

— презентацию, флеш-анимацию и gif-анимацию (видеоряд, создаваемый сменой фотографий);

— инфографику: таблицы, графики, диаграммы, карты и авторские иллюстрации с включением текстовых комментариев.

Главная задача визуальной коммуникации — упростить подачу сложного материала.

Во-первых, лекционный материал, качественно собранный в схемы, инфографики, диаграммы, значительно упростит и ускорит понимание сложной и пространной информации. Во-вторых, сложный и иногда скучный текст лекции, представленный в емком рисунке с небольшими словесными комментариями, запомнится студенту надолго.

Наиболее эффективный способ передачи информации — это видеоролики, так как сочетание визуального и аудиального ряда воспринимается быстрее и усваивается легче.

Именно на этой теории и работает реклама. Практика показывает, что две трети пользователей сети Интернет просматривают видеоролики как минимум один раз в неделю, соответственно больше времени проводят на сайтах, где есть видео. Кроме того, те, кто посмотрел видеоролик о продукте, на 85 % чаще совершают покупку увиденного товара.

Сказанное выше является одной из причин того, что использование научных фильмов в процессе обучения позволяет повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине.

По сравнению с обычным лекционным занятием, когда студенты слушают и конспектируют, визуализированная лекция имеет ряд важных преимуществ:

— интерактивность;

— возможность погружения в ситуации;

— правильное восприятие информации.

Интерактивность дает возможность студенту активно вмешиваться в процесс обучения, задавая свои вопросы. Видеоролик можно остановить, дать ответы на интересующие вопросы, пояснить наиболее сложный для понимания материал, прокрыть один и тот же эпизод несколько раз.

Обучение начинается с восприятия. При традиционном обучении знания, передаваемые преподавателем, выражены в словесных символах, которые студенты посредством своего воображения переводят в символы. Видео раздвигает пространство аудитории, позволяет увидеть каждому то, что приходилось раньше представлять. Следует отметить, что не всегда студенту удается визуализировать для себя всю информацию, которую излагает лектор. Например, во время чтения лекции о выплавке стали студент, не видевший процесс металлургии, оборудование на предприятии, не сможет представить этот процесс или его воображение исказит всю информацию.

Аудиовизуально изложенный материал иначе осмысливается, чем материал, прочитанный лектором. Основную роль играют психологические особенности восприятия видеоизображения. Доказано, что одним из конституирующих свойств речи человека является ее эмоциональность. Поэтому была выдвинута гипотеза о существовании корреляционных соотношений между изображением, символикой и эмоциональным наполнением речи. Обнаружение этих соотношений позволило визуально тонировать речь с помощью условных цветовых градаций. Звукозрительный синтез отражает наиболее специфическое и комплексное воздействие видео, в котором функционируют две принципиально разные семантические силы — изобразительная и словесная. Синтез визуальных и акустических стимулов — это наиболее сложное развивающееся единство изображения и фразы, органическое соединение образа и речевого кода. Наличие в мозге человека акустического кода слова как смыслового образа — это свойство только психики человека [2, с. 108].

К требованиям к учебным видеороликам можно отнести следующие пункты:

— актуальное содержание и структура записи;

— научная глубина;

— точность, аргументированность и легкость изложения материала;

— увлекательность;

— доходчивость учебной информации;

— учет возрастных особенностей.

Видеоролики можно использовать как основу лекционного материала или в качестве эпиграфа, чтобы развить интерес студента к новому материалу.

Если видеозапись используется при объяснении основного материала, то следует поставить цели перед просмотром. А по окончании провести опрос по контрольным вопросам. Самостоятельная работа студента может содержать задания с составлением таблиц, схем по просмотренному материалу.

Чтобы студенты не только смотрели материал, но и думали, стоит включить в видеоролики вопросы, рекомендации, задания.

Конечно, одно из условий проведения интерактивной лекции — оснащенность аудитории специальной компьютерной техникой и современными средствами вывода аудио- и видеоматериала (проектор, колонки и т. д.). Кроме того, преподаватель должен обладать определенной компьютерной грамотностью. Эти факторы иногда сдерживают возможность визуализации лекционного материала.

Но в большинстве случаев сочетание комментариев лектора с видеоинформацией и анимацией сильно заинтересовывает и активизирует внимание слушателей к излагаемому преподавателем учебному материалу. Обучение приобретает эмоциональный характер и становится занимательным, приносит моральное удовлетворение студентам и повышает качество объясняемой преподавателем информации. Лектор правильнее использует учебное время, заостряя внимание на полемизировании более важных и сложных моментов учебного материала.

Интерактивная лекция объединяет в себе достоинства традиций одного метода обучения с преподавателем и посредством индивидуального компьютерного обучения. Будучи «учителем», компьютер становится активным помощником. Наряду с информативно-познавательным содержанием, интерактивная лекция эмоционально окрашена, благодаря использованию в процессе ее изложения видеороликов [1, с. 160–161].

Библиографический список

1. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии : учебное пособие / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духахнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков. — М. ; Ростов-н./Д. : МарТ, 2004. — 336 с.

2. Гордиевских, В. М. Технические средства обучения : учебное пособие / В. М. Гордиевских, Д. В. Петухов. — Шадринск : ШГПИ, 2006. — 152 с.

3. Никулова, Г. А. Средства визуальной коммуникации — инфографика и метадизайн / Г. А. Никулова, А. Подобных // Образовательные технологии и общество. — 2010. — № 2. — Т. 13. — С. 369–387.

4. Тиффин, Д. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе / Д. Тиффин, Л. Раджасингам. — М. : Информатика и образование, 1999. — 312 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Анна Андреевна Кожевникова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru