А. А. Белова, Л. П. Балакина. ВКЛАД ВДОВСТВУЮЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ В РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ББК Т3(2)513-7 + Т3(2)521-7

УДК 94(47) «1896/1928»-055.2

А. А. Белова, Л. П. Балакина

A. Belova, L. Balakina

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ВКЛАД ВДОВСТВУЮЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ В РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ACTIVITIES WIDOWED EMPRESS MARI FEDOROVNE IN DEVELOPMENT OF WOMEN EDUCATION

Аннотация: Статья посвящена деятельности вдовствующей императрицы Марии Федоровны в области развития женского образования. Особое внимание акцентируется на ее личном вкладе, который заключался в написании уставов, посещении экзаменов и общении с воспитанницами. Также в статье говорится о судьбах девушек после окончания женских учебных заведений, а именно о том, как девушки могли устроить и обеспечить свою жизнь.

Ключевые слова: Вдовствующая императрица Мария Федоровна; женское образование; женские учебные заведения; устав, воспитанницы; гувернантки; воспоминания.

Abstract: This article is dedicated to widowed empress Mari Fedorovne and her activities in development of women education. A special attention must be paid for her personal contribution, which consisted of writing charters, attending exams and communicating with pupils. In the article, also, is told about girls’ future after finishing women’s education, exactly about how girls can arrange and provide for their life.

Keywords: Widowed empress Mari Fedorovne; women education; charters; pupils; governess; memories.

Долгое время в советской литературе образ российского царствующего дома преподносился исключительно негативно. Соответственно, и роль императриц-женщин не получила в историографии объективной оценки. Следует отметить, что из них именно Мария Федоровна развила и создала в полной мере женское образование в России.

«Императрица — частный родовой титул жены или матери императора, или женщины, самодержавно правящей в Российской империи». Этот титул закреплялся за женщиной на всю жизнь. Титул «императрица» можно подразделить на три категории. Первая — самодержавная императрица, вторая — супруга императора, третья — вдовствующая императрица или императрица-мать будущего наследника престола [7, с. 233]. Мария Федоровна была сначала императрицей-супругой, но в 1801 году Павел I умирает, а Мария Федоровна получает титул вдовствующей императрицы и императрицы матери.

София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская родилась 14 октября 1759 года в Штеттине, там же, где и императрица Екатерина II. Ее отец, Фридрих Евгений Вюртембергский, служил комендантом Штеттинского замка. Свое детство она провела в имении Этюп во Франции. В 1776 году она была помолвлена с принцем Людвигом Гессенским, но 15 апреля 1776 года скончалась первая жена Павла Наталья Александровна. Прусский король Фридрих II, видя в этом браке личную выгоду, организовал помолвку Софии-Доротеи и Павла. После их первой встречи Павел писал в письме матери: «Я нашел свою невесту такову, какову только желать мысленно себе мог: недурна собою, велика, стройна, застенчива, отвечает умно и расторопно. Что же касается до сердца ея, то имеет она его весьма чувствительное и нежное. Весьма проста в общении, любит быть дома и упражняться чтением или музыкою». Их брак продлился до 1801 года, за это время Мария Федоровна подарила Павлу десять детей: Великих князей Александра, Константина, Николая, Михаила и Великих княгинь Александру, Елену, Марию, Екатерину, Ольгу, Анну. Она была самой многодетной матерью среди императриц России, при этом в младенчестве погибла только одна дочь Ольга [6]. Но их брак нельзя было назвать счастливым, супруги часто конфликтовали, а под конец жизни Павла они дошли до ненависти друг к другу.

В 1801 году, после убийства Павла I, Мария Федоровна облачилась в траур и стала играть большую роль при правлении ее старшего сына Александра I. До смерти Екатерины II и восхождения на престол Павла I Мария Федоровна не имела никакого политического или общественного веса.

После указа Павла I о том, что женщины царской семьи не имеют права править, у императриц появилась задача проявлять себя в других сферах. Мария Федоровна была первой такой императрицей, она же и послужила примером для будущих императриц. Она проявляла себя в сфере благотворительности, а также помогала развитию женского образования [1, с. 1].

Заниматься развитием и устройством женского образования Мария Федоровна начала еще в правление Павла и продолжила при своих сыновьях Александре I и Николае I, которые очень уважительно к ней относились и способствовали ее начинаниям. Уже через шесть дней после смерти Екатерины II по указу Павла I в ведомство Марии Федоровны был передан Смольный институт. В понимании Марии Федоровны женщина не должна была иметь глубокие знания, она рассматривалась прежде всего как мать и жена, которая способна дать своим детям образование дома. Женщина должна была применять знания на практике и суметь подготовить своих детей к жизни в соответствии с условиями их происхождения и материального положения семьи [3, с. 119].

При Марии Федоровне было организовано несколько учебных заведений, в которых могли учиться девушки разных сословий и разного достатка. В 1798 году открывается Санкт-Петербургское училище ордена св. Екатерины — оно же Екатерининское училище, в котором имели возможность обучаться девушки из небогатых дворянских семей. Аналогичное заведение в 1802 году было открыто в Москве. В 1797 году начало работать Сиротское училище для дочерей мещан, ремесленников, разночинцев, придворных, священников. В 1807 году под ее влияние перешло Девичье училище военно-сиротского дома, основанное в 1798 году по указу Павла. В 1820 году, а затем в 1823 году создаются училища для дочерей солдат полков лейб-гвардии. В 1826 году в Севастополе и Николаеве были открыты училища для детей нижних чинов морского ведомства. Управление данными учреждениями было поручено местным советам, лицам, лично выбранным самой Марией Федоровной. В их полномочия входили рассмотрение прошений о приеме, кадровые вопросы, осуществление контроля над учебной и хозяйственной деятельностью, а также материальная ответственность [8, с. 313].

Императрица не жалела средств для развития образовательных учреждений. Мария Федоровна как вдовствующая императрица должна была получать двести тысяч рублей, но император уговорил ее принять миллион. Из этих денег она тратила на личные расходы только семнадцать тысяч, все остальные деньги она тратила на благотворительность, в том числе на развитие женского образования. Также авторитет Марии Федоровны способствовал тому, что на развитие женского образования жертвовали деньги члены царской семьи, а также дворянские и купеческие общества, к тому же имели место и частные пожертвования. Следует отметить, что в России женское образование долгое время оставалось частным делом.

Мария Федоровна сама разрабатывала учебные планы и изменяла уставы многих женских учебных учреждений. Она могла приехать с неожиданным визитом, присутствовала на уроках и экзаменах, обедала с воспитанницами. Она старалась как можно чаще бывать в учебных заведениях, знала почти всех девушек в лицо и по имени.

При Марии Федоровне девочки принимались в училища в возрасте 8 — 9 лет, вместо 5 — 6 лет, как было раньше, а классными дамами стали немки, поскольку немецкое образование в то время было лучшим, несмотря на то, что французский язык по-прежнему оставался популярным. Императрица стремилась создать между воспитанницами и классными дамами семейные взаимоотношения, поскольку эта методика воспитания и образования помогала девушкам прочувствовать то, насколько огромную роль играет вклад матери в образование ребенка. Скорее всего, прийти к такой системе и методике женского образования помог тот факт, что сама она была матерью десяти детей. На своем личном опыте она смогла прочувствовать эффективность данного метода.

Важным Мария Федоровна считала готовить девушек к реальной жизни. В связи с этим учебные планы утверждались для каждого сословия. Для девушек не дворянского происхождения в учебном плане были отведены часы под различные кружки рукоделия, а также фельдшерские и повивальные училища, чтобы они впоследствии смогли зарабатывать себе на жизнь [8, с. 326]. В учреждениях часто не хватало преподавателей и воспитателей, а у многих воспитанниц были большие способности к педагогической деятельности, поэтому были созданы особые классы, в которых воспитанницы обучались дополнительно 1 год, а затем поступали гувернантками, преподавателями, классными дамами как в институты, так и в частные дома. Окончив институт или получив домашнее образование, многие воспитанницы отмечали то, насколько важный вклад вносили гувернантки в их жизнь. Так, например, Е. А. Сабанеева в «Воспоминаниях о былом» писала: «M-me Stadler долго прожила у нас в доме, до той поры, когда мы кончили наше воспитание. Расстаться с нею было для нас истинным горем» [5, с. 41].

Девушек, не проявивших себя в обучении и других ремеслах, Мария Федоровна также не оставляла без будущего. Опекунские советы устраивали их в специально отведенные сельские колонии, где для них выделялись участки земли и инвентарь [3, с. 121]. Сами женщины начинали осознавать, что на них самих переходит ответственность за свое будущее содержание. Так, Андреева-Бальмонт писала в своих воспоминаниях: «Занимаясь в те годы, годы моего отрочества, так пристально торговыми делами, мать в то же время уделяла не меньше внимания и нашему учению. Она требовала от нас именно теперь, когда мы подросли, особенно серьезного отношения к занятиям. Когда она вручала нам деньги в маленьком конвертике (50 рублей за 10 уроков для оплаты учителей), то говорила нам всегда, что не жалеет денег на преподавателей, что нам, по всей вероятности, придется всем зарабатывать на свою жизнь и поэтому необходимо приобрести знания» [2, с. 3].

Таким образом, Марии Федоровне удалось создать систему учреждений женского образования, которая слаженно работала как в годы жизни императрицы, так и после ее смерти. Женское образование стало неким путем к личной независимости для женщин.

Мария Федоровна умерла в 1828 году. После ее смерти Ведомство императрицы Марии Федоровны преобразовалось в IV отделение Собственной Ее Императорского Величества канцелярии, а в 1853 году появилось официальное название данного отделения канцелярии: «Ведомство учреждений императрицы Марии, состоящих под непосредственным их Императорских Величеств покровительством» [8, с. 314]. За год до своей смерти она составила завещание, по которому контроль над всеми своими учреждениями она передала своей младшей невестке Елене Павловне, а также завещала финансы своим учреждениям. Ее учреждения финансировались как государством, так и частными фондами. Созданные Марией Федоровной заведения просуществовали вплоть до 1917 года [1, с. 16].

Многие современники императрицы, давая оценку ее деятельности, восхваляли ее и выражали благодарность. Так, А. С. Пушкин в журнале «Современник» называл Марию Федоровну «Министром благотворительности» и говорил о ее мудрости, человеколюбии, восхвалял ее «христианскую душу» и чувство справедливости [4].

Мария Федоровна была первой императрицей, не имевшей права править. Но она в полной мере реализовала себя в благотворительной деятельности. Благодаря поддержке своих сыновей, вдовствующая императрица смогла создать целую систему благотворительных учреждений, действующих на государственном уровне. Именно она, изменила направление и подход к женскому обучению, что позволило создать поколение независимых в экономическом отношении, самостоятельных женщин. Она была «матерью всему отечеству», готовой помочь всем и каждому. Она заботилась обо всех своих воспитанниках и старалась обеспечить для них социально-бытовую основу для их будущей жизни. Также Мария Федоровна служила примером и образцом для подражания для будущих императриц, каждая последующая императрица считала своим долгом развивать и продолжать дело вдовствующей императрицы. Несмотря на то, что другие императрицы старались развивать учреждения, созданные при Марии Федоровне, никто не смог достичь таких успехов и посвятить свою жизнь благотворительности так, как сделала это она.

Библиографический список

1. Азерникова, И. П. Деятельность вдовствующей императрицы Марии Федоровны: истоки благотворительности в России / И. П. Азерникова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2010. — № 30. — С. 12–17.

2. Андреева-Бальмонт, Е. А. Воспоминания : мемуары / Е. А. Андреева-Бальмонт. — М. : Изд-во имени Сабашниковых, 1997. — 560 с.

3. Микиртичан, Г. Л. Вклад императрицы Марии Федоровны в организацию помощи детям / Г. Л. Микиртичан // Вопросы современной педиатрии. — 2013. — № 3. — С. 115–122.

4. Незамеченная книга Пушкина: перелистывая Современник — сто пятьдесят лет спустя. — http://www.persee.fr/doc/slave_ 0080-2557_1987_num_59_.(дата обращения 16 мая 2016 г.).

5. Сабанеева, Е. А. Воспоминание о былом. Из семейной хроники. 1770–1838 : мемуары / Е. А. Сабанеева. — СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1914. — 363 с.

6. Сидорчик, А. Мать Мария. Жена Павла I — самая многодетная императрица в истории России / А. Сидорчик. — http://www.aif.ru/society/history/mat_mariya_zhena_pa.(дата обращения 20 мая 2016 г.).

7. Соловьев, Б. И. Русское дворянство : монография / Б. И. Соловьев. — СПб. : Полигон, 2003. — 302 с.

8. Хорошилова, Л. Б. Женское образование и воспитание / Л. Б. Хорошилова // Очерки Русской культуры XIX века, 2001. — С. 308–364.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Анастасия Александровна Белова, Людмила Павловна Балакина

© 2014-2017 Южно-Уральский государственный университет

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682