К. А. Берлогин, А. С. Трескина. СВОЕОБРАЗИЕ ИДЕЙ ФЕМИНИЗМА И ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. САГАН «ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ БРАМСА?»

УДК 821.133.1

ББК.83.3 (3)

К. А. Берлогин, А. С. Трескина

K. Berlogin, A. Treskina

г. Магнитогорск, ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж»

Magnitogorsk, SAPEI CR Politechnical College

СВОЕОБРАЗИЕ ИДЕЙ ФЕМИНИЗМА И ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. САГАН «ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ БРАМСА?»

DISTINCTNESS OF FEMINIST IDEAS AND LOVE IN THE NOVEL BY FRANÇOISE SAGAN «AIMEZ-VOUS BRAHMS?»

Аннотация: В статье рассматривается роман Ф. Саган «Любите ли вы Брамса?» с точки зрения социокультурных процессов. Кроме того, раскрываются вопросы межличностных отношений в контексте феминизма XX в.

Ключевые слова: феминизм; равноправие полов; гендерные вопросы; «женская проза».

Abstract: In this article it is considered the novel by Françoise Sagan «Aimez-Vous Brahms?» from the standpoint of sociocultural processes. The questions of inter-individual relations are answered in the context of feminism of the 20th century.

Keywords: feminism; sexual equality; gender questions; women’s fiction.

«Франсуаза Саган — одна из немногих писательниц, способных столь мастерски передать глубину и непредсказуемость женского чувства. Ее героини — женщины сильные и независимые, они ломают правила ради своих избранников, но в то же время сильно зависят от обстоятельств и своих чувств. Именно это противоречие и отличает женщину ХХ века, непредсказуемую, глубокую и думающую, женщину, которая отказывается подчиняться мужчине, но не может найти свой собственный путь» [1, с. 127].

Слова Л. Засепской можно отнести к героине романа Ф. Саган «Любите ли вы Брамса?». Главная героиня романа — Поль, для которой все мировоззренческие вопросы уже давно решены, она «... бросает вызов мужчине, но своего пути так и не находит». Героиня Ф. Саган материально независима от мужчин, когда-то она отказалась от брака, не приносящего ей ничего кроме разочарования. «Осталась бы с Марком, с моим мужем. В конце концов он был милым и очень светским человеком. И безумно богатым... Но мне хотелось попробовать» [2, с. 84].

Ф. Саган описывает жизнь тридцатидевятилетней героини, гордящейся свободой, независимостью, любимой работой (Поль — дизайнер интерьера, работает в магазине). На первый взгляд, кажется, что у Поль есть все то, к чему так стремились феминистки ХХ века. «У нее есть любимая работа, прошлое, о котором она не жалеет, добрые друзья. И прочная любовная связь» [2, с. 10].

Но писательница уже с первых страниц своего произведения развенчивает феминистический миф о свободе в отношениях между мужчиной и женщиной, порожденный «сексуальной революцией». Поль тяготится своей свободой и независимостью в любовных отношениях, она хочет стабильности, законности той любви, которую испытывает к своему мужчине Роже. Она не желает играть по правилам Роже, предоставляя ему свободу в интимной сфере. Свобода для главной героини — одиночество.

Ф. Саган, опираясь на феминистические идеи о равноправии полов не только в общественной жизни, но и в сфере интимных отношений и привязанностей, заставляет свою героиню задуматься о несправедливости взаимоотношений между полами. Почему мужчины в этой жизни устанавливают правила: с кем жить, кого любить, называть своей любовницей, а кого — женой, а женщинам остается удел страданий и ожидания своего возлюбленного — такими вопросами мучается Поль. Но найти ответ ей так и не удается. В конце произведения Ф. Саган предоставит своей героине возможность сделать выбор: остаться любимой или же любить самой, живя в одиночестве и пустоте.

Феминистки второй и третьей «волн» боролись за равноправие полов в семейной жизни, интимной сфере. Ключевым словом в их доктрине стало «право выбора»: женщины стремились сами распоряжаться собственной жизнью и прежде всего — собственным телом. Самая опасная дискриминация, на наш взгляд, в произведениях Ф. Саган — это насилие над «статусом» женщины, являющееся одной из форм унижения её личностного достоинства. Поль видит унижение своего достоинства в «несвободе» выбора отношений между мужчиной и женщиной. Писательница показывает, что в жизни ее героини было много мужчин, с каждым из них ее связывали особые отношения. «Трое мужчин в жизни одной женщины, трое приятных спутников. Разве этого не достаточно?» [2, с. 28]

Первый мужчина Поль — это супруг Марк. Ф. Саган не отводит центрального места образу Марка, о нем читатель узнает из воспоминаний Поль. «Тогда в ее жизни был Марк, они второй год подряд проводили каникулы вместе, и уже тогда она понимала, что это ненадолго. Они шли на яхте Марка, парус бился на ветру, как трепетное сердце. Ей было двадцать пять» [2, с. 8].

Героиня вспоминает про своего мужа с иронией и тоской. Марк — недостойный мужчина для сильной и одновременно слабой героини. С одной стороны, он указывал на слабость Поль, опекая ее деньгами и мужской заботой, а с другой стороны, заставлял ее быть сильной и бороться за свое «я», за независимость от мужского мнения и опеки. Героиня была еще слишком молода, когда решила добиться независимости и самоутверждения любым путем: развелась с супругом, устроилась на работу, сама выбирала мужчин и любовные связи. Но с возрастом она пожалела о произошедшем, о своей мнимой «свободе», добившись которой героиня Ф. Саган стала еще больше нуждаться в мужской привязанности, любви и заботе. В молодости слова «свобода» и «независимость» у героини приравнивались к слову «счастье». Сейчас, когда ей тридцать девять лет, Поль не хватает того, от чего она когда-то отказалась. «Потом я, наверное, я бы так и жила: со временем стала бы, не задумываясь изменять Марку... не знаю... Знаю, что у меня был бы ребенок... И только ради этого...Она замолчала <...> В двадцать лет все было иначе. Сейчас она уже не пыталась взять, она пыталась лишь сохранить. Сохранить профессию и мужчину, и, несмотря на свои тридцать девять лет, она ни в чем не была уверена» [2, с. 85].

Ф. Саган в романе раскрывает образы мужчин Поль, дополняющих и помогающих понять мировоззрение героини. Роже и Симон — два возлюбленных Поль, пересекшиеся в одном временном промежутке в жизни героини. Роже чуть старше Поль, умен, уверен в себе и в своих чувствах. Он достиг стабильного материального положения в обществе, а Поль для него «... островок маленького счастья, на котором можно укрыться от житейских невзгод». Он любит Поль, но странною любовью: они не часто видятся, все свое свободное время Роже предпочитает проводить в компании молодых девушек. Роже изменяет Поль с менее достойными партнершами, приносящими ему только сексуальное удовлетворение, иногда мысленно он ненавидит всех своих «случайных» подруг, мешающих ему уделять время Поль. «Конечно, Поль женщина сильная, независимая, умная, но, как он прекрасно знал, в ней было гораздо больше женственности, чем во всех других, которых он встречал на своем веку. Поэтому он ей нужен» [2, с. 42].

Скорее не Роже нужен Поль, а наоборот, тем самым Ф. Саган показывает, что Роже — мужчина слабый, недостойный главной героини. Он не может по-настоящему оценить душевную и внешнюю красоту Поль. Писательница обращает внимание читателей на то, что Роже — стареющий мужчина, хватающийся за каждый удобный случай, доказывающий себе, что может любить и быть любим. Разница в том, что настоящую любовь Поль он не ценит и сравнивает ее со страстью к молодым девушкам. «Его мучила совесть, ему было стыдно пред Поль за то, что уже целый месяц он пренебрегал ею. Но он был просто околдован Мэйзи, ее глупостью, ее телом» [2, с. 52].

В романе главная героиня не запрещает своему возлюбленному встречаться с другими девушками, но этот факт мучает ее. Поль, следуя новомодным теориям, исповедует «свободную» любовь и раскрепощенные нравы, подчеркивающие ее независимость от мужчин и патриархальных предрассудков. И Поль, и Роже вправе свободно выбирать себе возлюбленных и быть независимыми друг от друга. Об этом говорили феминистки второй и третьей «волн», когда провозглашали равные права в отношениях между мужчиной и женщиной. Если мужчина хотел завести любовницу, то в обществе данный факт не осуждался, а если женщина заводила роман, состоя в браке, то ее поведение не просто осуждалось, а порицалось всеми нормами морали и нравственности. Феминистки добились равноправия в интимной сфере, проведя «мини-революции» в семье и быте. Свобода и равноправие между полами во всех жизненных сферах (даже в интимной) — вот девиз современных феминисток.

«„Я так доверяю тебе, Поль! Так доверяю! Мне невыносима даже мысль, что какой-то жалкий шалопай может тебе понравиться“, — говорил Роже <...> „До чего же непонятливы эти мужчины, — думала Поль, не испытывая при этом горечи. — „Я так доверяю тебе“... Так доверяю, что могу изменить, оставить тебя одну и не допустить и мысли о том, что ты можешь поступить также. Просто замечательно“» [2, с. 43].

Ф. Саган предлагает своей героине определенную свободу в интимной жизни. Никто не мешает Поль завести любовника, но героиня настойчиво отказывается от своего права, отвоеванного феминистками у мужчин для женщин, — наслаждаться любовной связью с другим мужчиной. В судьбе Поль появляется молодой человек, влюбившийся в нее, но она отказывается от его любви и отношений. Симон — молодой и обеспеченный юноша двадцати пяти лет, сын богатых родителей, пытающийся достичь профессиональных высот в адвокатской практике и работающий в фирме известного адвоката. Встреча Поль и Симона произошла совершенно случайно, как часто бывает в романах Ф. Саган. Она покорила Симона своей независимостью и вместе с этим особой женственностью, а его воспринимала как маленького избалованного маленького мальчика, при взгляде на которого у нее просыпался материнский инстинкт: обогреть и приласкать. «Он принадлежал к тому самому типу мальчиков, которые всегда вызывают материнские чувства у женщин ее возраста» [2, с. 16].

Симон — мужчина, замечает автор романа, тоже недостойный главной героини, не столько в силу своей молодости, сколько в силу того, что Поль — натура независимая, а Симон попытался «задушить» ее своей любовью. Он встречал Поль, провожал, следил за ней.

Чувства Симона душевно не обогатили свободолюбивую и независимую героиню. Ф. Саган показывает, как меняется одинокая женщина, отвергнутая любимым мужчиной (Роже) под воздействием «маниакальной» любви молодого любовника (Симона). Поль сравнивает своих возлюбленных, пытается объяснить себе: кто из них ей по-настоящему необходим.

Роже она любит за самостоятельность и твердость характера. Именно с Роже она раскрывается по-настоящему как женщина, хотя он часто заставляет ее страдать и быть в одиночестве.

Симон — заботливый любовник, но к нему она испытывает скорее материнские чувства, нежели привязанность зрелой женщины к молодому юноше. Он питает к главной героине нежные чувства, но своими действиями и отношением ограничивает ей свободу, она «задыхается» от «неравной» любви. Роже тоже «боготворит» Поль, но предоставляет ей слишком много свободного времени, изменяя с другими. Поэтому героиня, как настоящая независимая женщина, выбирает путь любить самой, нежели быть любимой. Она готова терпеть безразличие и бесконечные измены Роже, чем быть зависимой от любви Симона.

Ключевой фразой и кульминационным моментом отношений Поль и Роже становятся слова, которые писательница вынесла в название романа — «Любите ли Брамса?». «Любите ли Брамса?» — это слова, символизирующие любовь Поль к Роже, а точнее вопрос, который она постоянно себе задает.

«На концерт меня пригласил молодой Ван ден Беш; планов на вечер у меня не было, и я никак не могла вспомнить, люблю ли я Брамса... Представляешь? ... Не могла вспомнить, люблю ли я Брамса...» [2, с. 42].

В конце произведения становится ясно, что героиня отвечает положительно на вопрос о чувствах. Поль выбирает любовь к Роже, но любовь не на равных условиях.

Таким образом, феминистки второй и третьей «волн» продолжая бороться за независимость и свободу женщины, наряду с вопросами социальной дискриминацией, поднимали вопросы семейной и интимной жизни. Распространение женской занятости и независимости не могло не сказаться отрицательно на стабильности семьи. Об этом писали в женских журналах 80 — 90-х годов: «... современная женщина хочет, по ее признанию, быть самой собой, как будто она и не выходила замуж. Но это не происходит даже в том случае, если женщине удается успешно совмещать семейную жизнь и работу. Там же, где нет такого успеха, неприспособившуюся женщину ожидает глубочайшая неудовлетворенность жизнью» [3, с. 75].

Ф. Саган берет за основу данные положения феминисток о семье и браке, о свободе межличностных отношений, свободе профессиональной ориентации. Героиня романа независима экономически (есть любимая работа), может сама обеспечить себе существование. Писательница, следуя феминистическим доктринам о равноправии отношений между полами, предоставляет своей героине выбор: любить или быть любимой. Поль выбирает путь любви, но любви «зависимой» от ее мужчины. Роже по-прежнему будет изменять ей и оставлять в одиночестве. Но таков выбор главной героини. Этим автор романа подчеркивает, что для Поль менее унизительна «свободная» любовь, нежели принудительные и невзаимные чувства с молодым любовником Симоном. Феминистки предоставили женщине свободу выбирать: терпеть мужские измены или же жить одной в свое удовольствие. Героиня Ф. Саган выбирает первое, но ее выбор свидетельствует скорее о независимости, нежели о подчинении психологической власти мужчины. Невзаимная любовь со стороны Поль и фанатичная — со стороны Симона вели в тупик «несвободы». Любить для Поль — быть свободной и независимой, но страдать от мук ревности и одиночества.

Библиографический список

1. Засепская, Л. И. Творцы ХХ века: любовь и судьба / Л. И. Засепская. — СПб. : КАРО, 2002. — 168 с.

2. Саган, Ф. Любите ли вы Брамса? / Ф. Саган // Любите ли вы Брамса?, Дивные облака, Немного солнца в холодной воде ; пер с фр. Т. Л. Черноситовой. — Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. — 312 с.

3. Караханова, Т. М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени / Т. М. Караханова // Социс. — 2003. — № 1. — С. 69–76.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Кирилл Александрович Берлогин, Анастасия Сергеевна Трескина

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru