Е. А. Князева. РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ В ПРОДВИЖЕНИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

ББК 83

УДК 82.0

Е. А. Князева

E. Knyazeva

г. Челябинск, ЮУрГГПУ

Chelyabinsk, SUSHPU

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ В ПРОДВИЖЕНИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

THE ROLE OF INTERNET PROJECTS IN PROMOTION OF READING ARTISTIC LITERATURE AT SCHOOL

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме чтения в современном мире и изменению его роли в жизни человека. Рассматривается важность поиска новых методов привлечения к изучению литературы школьника, чтобы процесс был не только полезным, но и интересным и продуктивным. Методы показаны на примере существующих интернет-проектов, которые направлены на продвижение чтения в среду школьника.

Ключевые слова: чтение; интернет-проект; продвижение чтения; художественная литература.

Abstract: This article is devoted to the problem of reading in the modern world and changing its role in human life. The importance of searching for new methods of attracting students to study the literature is considered, so that the process is not only useful, but also interesting and productive. The methods are shown on the example of existing Internet projects, which are aimed at promoting reading to the student’s environment.

Keywords: reading; internet project; promotion of reading; fiction.

В современном мире интернет-технологии и ресурсы уже давно стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Интернет теперь нужен для работы, учебы и даже отдыха. Каждый из нас просматривает тысячи ссылок в сети и прочитывает множество постов за день, и, несмотря на то, что информации стало намного больше, не вся она полезна для нашего интеллекта.

С одной стороны, человек живет в мире текстов и чтение постоянно сопровождает его. Читательская грамотность является важнейшей компетенцией, необходимой современному человеку. С другой стороны, очевидны кризисные проявления в сфере чтения. Главные из них следующие:

1. Снизилась мотивация к свободному чтению, процесс становится более узконаправленным.

2. В жизни современного человека чтению художественной литературы уделяется малая часть свободного времени.

3. Возрастает интерес к массовому развлекательному чтению. Популярными становятся книги, которые несут минимум смысловой нагрузки. Из всего многообразия литературы их можно узнать по легкому и примитивному языку, незамысловатой сюжетной линии, что позволяет читателю очень быстро осилить текст, используя минимум интеллектуальных усилий.

4. Традиционная книга как источник информации соперничает с множеством электронных носителей [1, с. 179].

Таким образом, в условиях современного открытого образования актуальной проблемой является проблема продвижения чтения.

Сама проблема чтения находится под пристальным вниманием. Чтение не только становится способом развития и сохранения культуры человека, но и влияет на факт успешности личности в различных сферах жизненной реализации. Человек читающий, школьник в частности, способен не только сформировать свой вкус в литературе и проанализировать текст, но и грамотно развиваться в окружающем мире, извлекать опыт из прочитанного, адекватно воспринимать происходящие события в жизни.

Поэтому необходимо заинтересовывать школьника художественной литературой, полезной для развития его личности, выбирать такие формы продвижения чтения, чтобы они смотрелись не только грамотно, но и актуально в современном мире. Школьникам свойственны низкая читательская самостоятельность и интерес к развлекательным источникам, поэтому появляется потребность в выборе новых форм для изучения художественной литературы.

Стоит отметить, что современный читатель склонен опускать важные детали, бегло прочитывать ключевые фрагменты текста. В связи с этим не развивается навык анализа прочитанного, утрачивается креативность и не формируется личный литературный вкус. Несмотря на то, что школьник общается преимущественно письменно в Интернете, навыки выражения своих мыслей не раскрываются в образовательном процессе, а существующие интернет-площадки для проявления своей индивидуальности по темам литературы ему не известны, т. к. интернет-проекты, как правило, не используются школой для мотивации к чтению.

Объектом исследования являются сайты, интернет-журналы, проекты, которые продвигают чтение в среду школьников и их родителей. Цель — изучение различных интернет-ресурсов, направленных на продвижение чтения, а также поиск достойных проектов, которые можно применить в литературном образовании и самообразовании школьников. В ходе исследования необходимо не только выявить такие источники, но и дать методические рекомендации, подходящие для их использования в сфере литературного образования.

Нельзя игнорировать тот факт, что информационные технологии влияют как на характер чтения школьников, так и на обучение литературе в школе в целом. Не секрет, что учителя зачастую отстают от развития интернет-технологий и не используют новые проекты в образовательной деятельности. Несмотря на то, что в школах происходит фильтрация интернет-подключений, учитель должен быть в курсе последних изменений и понимать, что эту информацию можно будет преподнести ученикам удаленно, или же они сами смогут просмотреть нужные материалы дома.

К слову, существует такой проект, который направлен на продвижение чтения и необходим не только для детей, но и для учителей и родителей, которые столкнулись с данной проблемой. Это межрегиональный сетевой конкурс «Книжный шкаф поколения next»

Цель проекта — создание интернет-ресурса, содержащего рекомендации, методические материалы в разных форматах (текст, видео) по проблемам детского чтения и коллекцию электронных читательских дневников детей и подростков школьного возраста.

Конкурс предполагает объединить работу с текстом художественного произведения и представление личных читательских впечатлений о книге с помощью различных интернет-сервисов путем создания читательских дневников в цифровом варианте, включающих видео, аудио, интерактивные плакаты, виртуальные путешествия, QR-коды, инфографику и др.

Проект призван мотивировать к чтению детей и подростков, развить умения анализа и рефлексии, стимулировать творческое самовыражение, креативность, способствовать формированию информационной культуры школьников. Также он способен обучить библиотекарей и педагогов некоторым современным технологиям и интернет-сервисам для продвижения книг и популяризации чтения и объединить ресурсы библиотек разных типов и ведомств, а также других учреждений культуры и образования для продвижения книги и чтения [2].

Конкурс проходит в два этапа:

1. Первый этап проекта — обучающий. Для руководителей детским чтением организуются вебинары, которые позволят им в дальнейшем организовать эффективную работу с детьми и подростками школьного возраста в рамках проекта.

На вебинарах спикеры поднимают главные вопросы о чтении и читательских дневниках, которые касаются как формы, так и содержания. Предлагаются различные методы работы с текстом, приемы смыслового чтения. Также предлагаются различные платформы для создания цифрового читательского дневника. Слушателям рассказывается, как создать дневник в трехмерном пространстве, создать облако из важных слов и цитат, подключить различные интернет-ресурсы и многое другое.

Все материалы, которые когда-либо транслировались на семинаре, а также записи трансляций хранятся на сайте сетевого конкурса и находятся в свободном доступе.

2. Второй этап работы направлен уже на учеников и представляет собой конкурс электронных читательских дневников.

Многие учителя литературы практикуют ведение читательских дневников вместе с детьми. Они представляют собой расчерченную тетрадь, где хранятся основные сведения об авторе, названии, сюжете произведения.

В результате проекта создается электронный ресурс, в котором заключается все необходимое по данному произведению, от информации об авторе до деталей сюжетной линии, но подается это исходя из интересов самого ученика, способы выражения своих мыслей по произведению школьник тоже выбирает сам. Это может быть создание видеоролика, прикрепление аудиозаписи или верстка рекламной афиши самой книги.

Данный этап конкурса является индивидуальным, но количество работ, представленных на конкурсе, не ограничено.

В конкурсе выделено несколько номинаций.

В номинации «Военная полка» участвуют электронные читательские дневники по произведениям, раскрывающим тему Великой Отечественной войны.

Для участия в номинации «Золотая полка» необходимо создать электронный читательский дневник по произведениям любимых книг современных детских писателей и классиков.

Для номинации «Знай наших!» принимаются к участию электронные дневники, созданные по произведениям местных авторов.

Работы рассматриваются по группам в каждой номинации:7—11 лет, 12–15 лет, 16–18 лет.

Среди критериев оценки выделяется авторская позиция, оригинальность художественной идеи и способов ее раскрытия, а также мастерство технической реализации идеи самого читательского дневника.

Таким образом, расширяется круг чтения школьников за счёт лучших произведений классической и современной литературы, работа с читательскими дневниками развивает навык анализа произведения, стимулируют выражение креативности, а также мотивируют детей к чтению литературы, которая не только интересна им, но и полезна.

Существует еще много проектов, которые направлены на самовыражение школьников в сфере литературы. Например, конкурс «Книгуру» на лучшее литературное произведение для детей и подростков, где в роли жюри выступают сами дети. Также интересен интернет-журнал «Папмамбук», который предназначен для тех учителей и родителей, которые хотят привить любовь и интерес к чтению у ребенка. В журнале существуют две редакции. Первая — учителя и филологи, а вторая — подростки, которые тоже неравнодушны к данной проблеме.

Разумеется, формы таких проектов не являются заменой стандартному обучению литературе в школе, но и упускать их тоже нельзя. С помощью работы с интернет-источниками у читателя формируется свое видение литературы, вкус в выборе определенных произведений, а также шлифуются навыки писательского мастерства. Важно помнить, что далеко не каждый ребенок станет самостоятельно искать подобные проекты и участвовать в них, поэтому школа должна выступить проводником между учениками и интернет-ресурсами, которые помогут развить в ребенке творческие способности.

Библиографический список

1. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования / Т. Г. Галактионова. — СПб., 2006. — 14 с. — https://lib.herzen.spb.ru/text/galaktionova_6_14_177_190.pdf.

2. Проект «Книжный шкаф поколения «Next». — http://knignyjshkaf.blogspot.ru.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Евгения Александровна Князева

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru