Д. В. Тимина. АНАЛИЗ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «КОСТАНАЙСКИЕ НОВОСТИ»)

ББК Ч602.471

УДК 070.1

Д. В. Тимина

D. Timina

г. Костанай, КГУ

Kostanay, KSU

АНАЛИЗ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «КОСТАНАЙСКИЕ НОВОСТИ»)

ANALYSIS OF GENRE AND STYLISTIC FEATURES OF JOURNALISTIC TEXTS (FOR EXAMPLE «KOSTANAY NEWS»)

Аннотация: В работе представлены понятие «жанр», его виды и их характеристика. Особенности жанров журналистских текстов рассмотрены на примере региональной газеты «Костанайские новости».

Ключевые слова: жанр; региональная пресса; жанрово-стилевые характеристики; статья.

Abstract: The paper presents the concept of «genre», types and their characteristics. Study the characteristics of the genres in journalistic texts, considered on the example of the regional newspaper «Kostanay news».

Keywords: genre; local periodicals; genre and style characteristics; article.

Жанр — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Чаще точное жанровое разделение существует в теории. На практике, как правило, все границы жанров «размываются» и происходит скрещивание их видов.

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их делят на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические [5].

Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным — сообщить о факте. Факт для журналистики играет очень важную роль. Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров. Наиболее известные из них — информационный и аналитический жанры.

Тексты, которые относятся к информационным жанрам, находятся в самом большом количественном отношении. В периодике такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющими аудитории изучать наиболее значимые и интересные события для них, в той или иной среде. Принято выделять заметку, интервью, отчет, блиц-опрос, реже репортаж и некролог [1].

В региональных СМИ чаще используют заметку, интервью, блиц-опрос и репортаж, реже — корреспонденцию.

Заметка — сжатая форма оперативного изложения событий. Главные требования: актуальность, релевантность, точные факты, декодируемость и краткость. Подача заметки происходит в двух видах: «жесткая» (краткое и сухое изложение фактов) и «мягкая» (ослабленный информационный повод, указание детали). Виды заметки: мини-история, мини-совет, событийная заметка и аннотация.

В региональной газете «Костанайские новости» чаще используется «жесткая» подача заметки о более серьезных материалах (например, проведение заседаний, освещение социальных проблем). К примеру, заметки «О безработице и должниках» (проблема по выплате заработной платы рабочим); «НВП оставят, но мины и гранаты заберут» (решение вопроса по преподаванию предмета «Начальная военная подготовка») и т. д. Заметки расположены обычно на второй или третьей страницах и носят исключительно информативный характер.

Интервью — беседа журналиста с каким-либо лицом, представляющая общественный интерес и предназначенная для опубликования или передачи по радио или телевидению [5]. Выражается обычно в форме диалога, беседы, монолога, полилога, анкеты. Основа текста — живая речь. Главными интервьюируемыми чаще становятся политические деятели, известные люди и представители общественных движений, те, чье мнение важно для социума. «Костанайские новости» преподносят интервью в рубриках «В поисках истины», «Времена и люди», «Доброе дело» и чаще они носят характер диалога между собеседниками. «Опоздавший диагноз», «У души всегда есть выбор» и многие другие беседы рассказывают о людях и их судьбах, а также фиксируют взгляд на какой-либо ситуации [4]. Размещают интервью чаще на четвертой или пятой полосе, занимая при этом иногда всю страницу, дополняя фотографией собеседника.

Блиц-опрос — ответ нескольких личностей на один и тот же задаваемый журналистом вопрос. Обычно блиц-опрос используется для формирования общественного мнения, а также поиска решения возникшей проблемы методом исчисления полученных мнений. Этот жанр очень популярен в местных газетах. К примеру, блиц-опрос на тему «Плюсы и минусы общежития», где представлено несколько мнений студентов по поводу жизни в Доме студентов, взвешивание «за» и «против» сформируют представление об условиях и у читателя, и у журналиста, который потом даст уже более расширенную аналитическую статью [2].

Аналитический жанр — это жанр, раскрывающий внутреннюю суть статьи и решающий возникшую проблему. Обычно в таком журналистском произведении сам корреспондент может высказать собственное мнение, предоставить решение проблемы и дать прогнозы на развитие этого события. Существует множество видов аналитических жанров — это комментарий, аналитический отчет, рецензия, рейтинг, версия, прогноз, обозрение, журналистское расследование, статья, мониторинг и анкета.

Чаще в региональной прессе используется статья. Статья — это публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление. Не обязательно это расширенный материал, статья бывает небольших размеров, но с очень четко поставленной позицией журналиста. Существует три вида статьи: общеисследовательская, полемическая и тактико-аналитическая [1].

В «Костанайских новостях» очень часто встречается общеисследовательский вид, к нему можно отнести статьи Николая Стадниченко, Марии Шило по проблемам образования, общественным проблемам и т. д.

Художественно-публицистический жанр характеризуется в первую очередь большим использованием эпитетов, сравнений, т. е всех художественно-выразительных средств. К нему относятся очерк, житейская история, памфлет, фельетон, анекдоты, сатира. В региональных СМИ распространены все виды, за исключением памфлета и фельетона (встречается в редких случаях). К примеру, «Самые родные» — материал о судьбе ветеранов, «Пусть все вернутся с той войны» — очерк о человеке, который прошел войну [3]. Располагаются обычно на предпоследней полосе и занимают всю страницу. Сатирические произведение печатаются редко.

Таким образом, исследование показало, что региональная пресса использует многие виды всех трех жанровых направлений, хотя в основном газеты носят информативный характер, т. е сообщают о главных произошедших событиях, оповещают население. Но в последнее время наблюдается тенденция к текстам более аналитического склада и художественно-публицистического выражения, которые делают газеты более читаемыми и интересными.

Библиографический список

1. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург, 2001. — 258 с.

2. Костанайские новости. — 2015. — № 37.

3. Официальный сайт газеты «Костанайские новости». — http://kstnews.kz.

4. Сайт для журналистов. — http://www.konspektov.net/question/1603019.

5. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. — М. : Аспект Пресс, 2000. — 326 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Дарья Владимировна Тимина

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru