ББК Щ374.3(2)
УДК 791.1(470)
Т. Ю. Зубкова
T. Zubkova
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНО 1960-Х ГОДОВ
TRADITIONS AND NOVATIONS IN THE FEATURE FILM 1960 ’S
Аннотация: В статье рассматриваются основные направления и новации, появившиеся в советском художественном кино
Ключевые слова: советский кинематограф; «шестидесятники»; «оттепель».
Abstract: Discusses the main directions and novations that have emerged in the Soviet feature films of the 1960s. Article shows the role of several generations of filmmakers of «the Sixties». Also disclosed are especially feature films. Specially examines the historical and revolutionary genre and «difficult» films.
Keywords: Soviet cinema; «the Sixties» (shestidesyatniki); «thaw».
В первое послевоенное десятилетие советский кинематограф находился в кризисе. Последствием идеологического диктата (Постановления ЦК КПСС, «борьба с космополитами») стало резкое сокращение количества выпущенных кинофильмов. В 1951 году было снято только 9 картин. После смены высшего политического руководства ситуация изменилась. Уже в 1956 году был снят невероятный по тем временам фильм «Сорок первый», а в 1957 году «Летят журавли», который ошеломил весь мир. С этого момента начался общий подъем всего советского кинематографа.
Одним из ключевых факторов этого мощного и непрерывного роста, продолжавшегося как минимум десятилетие, оказалось новое кинематографическое поколение. Позднее оно получило сводное имя — «шестидесятники». В кино выход этого поколения реализовался сразу в нескольких следовавших одна за другой поколенческих волн [6, c. 11].
Первая плеяда блистательных «шестидесятников», лидерами которой стали Г. Чухрай, М. Хуциев, Т. Абуладзе, А. Алов и В. Наумов, С. Ростоцкий, Э. Рязанов, показали себя уже в конце
Также в этот период плодотворно работали ветераны советского кино Е. Габрилович, М. Ромм, Ю. Райзман, М. Калатозов, И. Пырьев, Г. Козинцев, которые переживали «вторую молодость». Следует признать, что такой высокой концентрации талантов как в годы «оттепели» в советском кинематографе больше никогда не было.
Историки и критики кино расходятся во мнениях, когда началась так называемая «оттепель» в кино, но сходятся на том, что расцвет её пришелся на
Первым абсолютно свободным кино «оттепели» стала картина М. Хуциева «Застава Ильича», которая вышла в 1964 году в сокращенном варианте под названием «Мне двадцать лет». Картина М. Хуциева является одним из самых ярких и важных произведений десятилетия. С одной стороны, «Застава Ильича» возродила подзабытый с
Картина была подвергнута строгой партийно-идеологической критике (участвовал, в том числе и Н. Хрущев). Однако это только добавило картине зрительского интереса. После временного запрета она вышла на экраны, став событием в идеологической и культурной жизни страны. С этого момента в определенном смысле началось кино, отмеченное социальным критицизмом, повышенной рефлексивностью и возникновением темы идеологического кризиса.
Однако картина «Застава Ильича» вышла тогда, когда «оттепель» фактически закончилась. Некоторый прорыв к ней еще в начале
Еще одним важным направлением в художественном кино, которое претерпело определенные изменения по сравнению с предыдущим периодом, были картины о Великой Отечественной войне. По-прежнему сохраняя трагическую тональность фильмов
Одним из первых таких фильмов снял А. Тарковский. «Иваново детство» (1962) с одной стороны, та же проза жизни, жестокая реальность, в которой живет герой-подросток в условиях войны, но наряду с этим как антитеза повседневности его трудного сиюминутного существования, появляются в фильме светлые поэтические воспоминания о мирном довоенном прошлом. Награда на Венецианском кинофестивале придала картине международную известность.
Кино
Во второй половине
В
Эта картина дала начало серьезным переменам в советском кино и, главное, в каком-то смысле изменила отношение массового зрителя к искусству экрана. Стало модным смотреть и обсуждать «трудные» фильмы, искать в них ответы на самые актуальные вопросы человеческой жизни. Интеллектуальный фильм оказался востребован советским зрителем.
Таким образом,
Эти фильмы восстановили в правах обыкновенного человека, которого раньше увидеть было очень трудно. На экранах появился человек думающий, а не исполняющий чью-то волю. Появились герои, которые ставят перед собой простые, гуманные цели.
Кинематограф уже не ограничивался опрокидыванием абстрактной догмы во имя утверждения подлинно человеческих норм. Он прикоснулся к таким характерам, когда с помощью одних только правил, вряд ли можно было добраться до истины. Протест против устаревших норм эстетики и догматизма, дискуссионность проблематики, стабильное состояние спора — это черты, свойственные наиболее характерным картинам предыдущих лет. В
Библиографический список
1. История отечественного кино : коллективная монография / М. П. Власов и др. ; отв. ред. Л. М. Будяк. — М. : Прогресс-Традиция, 2005. — 523 с.
2. История Советского кино,
3. Караганов, А. Культура мысли — культура фильма / А. Караганов // Ромм Михаил. Избранные произведения : в 3 т. Т. 1. — М. : Искусство, 1980. — С. 70.
4. Кинематограф оттепели : документы и свидетельства : сборник документов / сост. В. И. Фомин. — М. : Материк, 1998. — 458 с.
5. Мусский, И. А. 100 великих отечественных кинофильмов : монография / И. А. Мусский. — М. : Вече, 2005. — 242 с.
6. Фомин, В. И. Кино и власть: советское кино,
7. «...Эхо „оттепели“ огромно...». Круглый стол : тезисы // Киноведческие записки. — 2006. — № 77. — С.