ББК 81.00
УДК 81.24
Д. Цзоу, Я. Л. Березовская
D. Zou, Ya. Berezovskaya
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ
HISTORY OF RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE IN CHINA
Аннотация: В исследовании рассмотрены вопросы появления первой русской школы в Китае; преподавания русского языка в различные исторические периоды Китая. Проанализированы проблемы статуса русского языка в период создания КНР и после «реформы открытости» Китая.
Ключевые слова: преподавание русского языка; КНР; история преподавания; развитие преподавания; реформа.
Abstract: The study examines the emergence of the first issues of the Russian school in China; Russian language teaching in different historical periods of China. The problems of development and status of the Russian language during the establishment of the PRC and after «reform openness» of China.
Keywords: education of Russian language; CHN; the history of education; the development of education; reform.
Развитие русского языка в Китае имеет несколько исторических периодов, в течение более 200 лет просветительская работа была проведена «правительством династии Цин», развитие русского языка в течение этих 200 лет не было успешным: XIX век был нестабильным: в Китае происходило много войн, но именно эти войны в полном смысле слова начали новую китайскую эпоху и стимулировали развитие иностранных языков в Китае, в особенности развивалось образование на русском языке.
В 1949 г. после основания государства Китай и СССР достигли соглашения, СССР отправил большое количество людей, чтобы помогать строить Китай, это вызвало первый подъем изучения русского языка в начале
Из-за политических факторов в 1960 г. СССР приостановил поддержку Китая. В связи с переменой отношения китайских руководителей к СССР число лиц, занимающихся русским языком внутри Китая, значительно сократилось. Последующая «Великая культурная революция» в
После смерти Мао Цзэдуна и разгрома «четверки» новый Китай как будто встретил новую надежду. 23 декабря 1978 г. в Шэньчжэне речь Дэн Сяопина оказала большое влияние на китайский народ. С 1978 г. по 2008 г., то есть год Олимпийских игр в Пекине, за 30 лет китайский среднедушевой ВВП увеличился в 30 раз. Сильное оживление китайской экономики стимулировало развитие китайских дипломатических дел и образования. В 1989 г. отношения между Китаем и СССР начали входить в норму, кончилось затруднительное положение в дипломатической сфере. После этого серия политических и экономических сотрудничеств увеличивает нехватку кадров в сфере русского языка, русский язык в Китае переживает новый подъем.
Вплоть до 2009 г. Китай и Россия установили дипломатические отношения на 60 лет. Сегодня в северо-восточном районе Китая, районе Северного Китая, юго-восточном приморском районе и других экономически развитых районах изучение русского языка бурно развивается, заметна нехватка «талантов» русского языка по мере углубления стратегических и экономических сотрудничеств между двумя странами. Вплоть до 2013 г. в Китае было около 100 тысяч преподавателей русского языка.
Таким образом, изучение русского языка в Китае легко подчиняется влиянию дипломатических факторов, резкое увеличение числа обучающихся русскому языку свидетельствует об этом, в то же время политические факторы, жизненный уровень народа, качество нации и уровень образования оказывают большое влияние на изучение русского языка. Сегодня развитие русского языка в Китае находится на невиданной высоте и скорости развития.
Библиографический список
1. Гельбрас, В. Г. 30 лет реформ открытости КНР / В. Г. Гельбрас // Общественные науки и современность. — 2009. — № 3. — С.
2. Как китайцу выучить русский язык и сохранить лицо. — http://russkiymir.ru/
3. Капица, М. С. Советско-китайские отношения / М. С. Капица. — М., 1958. — 458 с.
4. Мясников, В. С. Русско-китайские отношения
5. Обучение в Китае для русских. — http://global-edu.ru.