ББК 76.031
УДК 070 + 654.191
Ю. Р. Габдрахманова
Y. Gabdrakhmanova
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
SYSTEM OF REGIONAL GENRES BROADCASTING
Аннотация: В статье описываются основные тенденции трансформации жанров регионального радиовещания. Также мы выявили основные причины происходящих в этой сфере перемен. За основу анализа взята содержательная политика челябинских региональных радиостанций.
Ключевые слова: жанр; трансформация; региональное радиовещание.
Abstract: In article the main tendencies of transformation of genres of regional broadcasting are described. Also we established the main reasons of the changes happening in this sphere. The substantial policy of the Chelyabinsk regional radio stations is taken as a basis of the analysis.
Keywords: genre; transformation; regional broadcasting.
Многие исследователи отмечают, что жанровая система журналистики непрерывно видоизменяется и дополняется. Данная динамика затрагивает абсолютно все виды СМИ. Радиовещание в данном случае не является исключением. Появление и развитие новых информационно-телекоммуникационных технологий, повышение оперативности, связанное с развитием Интернета, динамика жизни современного человека — факторы, непосредственно влияющие на изменение жанров в радиовещании, актуализацию системы. В учебных пособиях теоретиков радиовещания наиболее полно представлен весь спектр существующих жанров радио. Классический пример жанровой типологии — это распределение в зависимости от способа отображения действительности. Такие исследователи, как А. А. Шерель и В. В. Смирнов, выделяют три группы жанров: информационные, аналитические и документально-художественные. Таким образом, информационные жанры призваны сообщить факты, группа аналитических жанров интерпретирует и оценивает факты и события, документально-художественные раскрывают факты в образной системе [2, с. 104].
Однако данные классификации в современных условиях считаются устаревшими, требующими пересмотра и дополнения. Такая тенденция связана с рядом некоторых факторов, которые мы рассмотрим более подробно. В данной работе мы проанализируем жанровое своеобразие региональных радиостанций города Челябинска — «Радио Южный Урал» и «Business-FM».
Современная картина радиовещания выглядит следующим образом. В основном, происходит преобладание информационных жанров. Также замечена тенденция к точности, максимальной информативности и при этом краткости материалов. Поэтому некоторые жанры радиожурналистики в региональном масштабе остаются не востребованными авторами и аудиторией, а другие подвергаются трансформации.
Говоря о причинах трансформации жанров радиовещания в регионах, в первую очередь нужно отметить сложную конкурентную ситуацию на рынке СМК, борьбу за аудиторию, небольшой объём вещания и не всегда многочисленный творческий коллектив. Отчасти из-за этого в региональном радиовещании находят свое воплощение менее объемные по времени и трудозатратности жанры: информационная заметка, корреспонденция, информационное интервью и другие.
Вторая причина трансформации жанровой системы — заимствование традиций жанровой системы американской журналистики. Яркий пример — радиостанция «Business-FM», в эфире которой преобладают информационные и аналитические жанры. Также влияет на выбор жанров формат и целевая установка радиостанции. Рассматриваемая нами радиостанция «Business-FM» — разговорное СМИ об экономических новостях для предпринимателей, бизнесменов и простых людей. Именно поэтому эфир данной радиостанции наполнен «жесткими» и «мягкими» новостями, так как их прослушивание не занимает значительную часть времени аудитории.
Развитие всемирной мировой паутины и технологий предполагает появление жанров-гибридов. Так, например, жанр breaking-news, изначально существовавший на телевидении, теперь находит свое отражение и на радио. В региональном радиовещании жанр breaking-news, или горящие новости, представлен на радиостанции «Business-FM». Нужно отметить, что и в этом случае данный жанр — явление американское. В классическом понимании breaking-news — это новости с места события. В формате жанра «breaking news» на радиостанции «Business-FM» транслируются новости с интернет-сайтов наиболее известных и авторитетных информационных агентств.
Также среди особенностей развития жанровой системы в региональном радиовещании можно назвать исчезновение ряда жанров аналитической и художественно-публицистической групп. Исключение составляет областная радиостанция «Южный Урал», которая стремится возродить забытые жанры, следуя традициям советского периода. К
Жанр «театр у микрофона» (прямая трансляция со сцены спектакля для радиоэфира) был на пике популярности в начале регулярного радиовещания. В силу своей трудоемкости данный жанр постепенно исчез из журналистской практики. Также существовала разновидность данного жанра — радиотеатр. Это оригинальная актерская постановка, написанная специально для трансляции в радиоэфире.
Однако радиостанция «Южный Урал» представляет нам трансформированный вариант «театра у микрофона». Данная литературно-музыкальная программа транслирует записи, непосредственно подготовленные в радиостудии актёрами Челябинского молодежного театра. Таким образом, радиопрограмма «Написано войной» представляет собой сочетание двух форм: радиотеатра и театра у микрофона.
Также радиостанция «Южный Урал» представила новый проект «ЧасПолит». Данную программу можно классифицировать как радиодискуссию. По мнению В. В. Смирнова, радиодискуссия — это обсуждение общественно значимой проблемы, чтобы оживить общественность. Её цель — вынести на суд общественности мнения известных политиков, ученых, имеющих свой взгляд на важнейшие ситуации, происходящие в стране, или узнать мнения людей по актуальным вопросам социальной жизни [1, с. 133]. Данный формат предусматривает полемику между оппонентами, а также ведущего с оппонентами; всесторонне рассматриваются различные точки зрения. Одним из первых отличий программы «ЧасПолит» от общепринятого понятия дискуссии — наличие двух ведущих. Второй особенностью является открытое противостояние и борьба мнений ведущих. В большинстве случаев их точки зрения не совпадают, вследствие чего возникают спор и критика, что делает ведущих полноправными участниками данной радиодискуссии. Таким образом, один из ведущих может придерживаться точки зрения гостя-эксперта, либо опровергать и критиковать. Данный формат позволяет наиболее полно проанализировать событие или явление.
Таким образом, отечественная жанровая система радиожурналистики подвижна и подвержена изменениям. Во многом она следует традициям западной журналистики. Большое внимание уделяется информационным жанрам в силу их оперативного производства. Однако замечена тенденция некоторых радиостанций к возрождению забытых жанров и повышению их востребованности в радиоэфире.
Библиографический список
1. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики : учебник / В. В. Смирнов. — М. : Аспект Пресс, 2002. — 287 с.
2. Шерель, А. А. Радиожурналистика : учебник / А. А. Шерель. —