Е. А. Мещерякова. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА

ББК 76.02

УДК 070

Е. А. Мещерякова

E. Meshcheryakova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА

FEATURES CONTEMPORARY OF PORTRAIT ESSAYS

Аннотация: В статье рассматриваются жанровые особенности портретного очерка как жанра журналистики. Мы выявили основные лексико-стилистические и композиционные особенности современного портретного очерка. Для анализа были использованы выпуски журналов «Биография» и «Караван историй».

Ключевые слова: портретный очерк; жанровые характеристики; образ; типизация; композиция; художественно-выразительные средства; художественное моделирование.

Abstract: This article examines the genre features of the portrait essay as a genre of journalism. We have identified the main lexical, stylistic and compositional features of the modern portrait essay. To analyze the journals were used «Biography» and «Caravan of stories».

Keywords: portrait essay; genre characteristics; image; typing; composition; artistic and expressive means; artistic modeling.

Во все времена личность человека представляла собой интерес для общественности. В наши дни истории успеха или неудачи определенной личности по-прежнему практически никого не оставляют равнодушными. Среди жанров журналистики в портретном очерке существует наибольшее количество возможностей показать особенности личности и ее жизненного пути.

Очерк — малая форма эпического рода литературы, произведение, основное содержание которого заключается в описании определённого явления, события, персонажа. Очерк может быть как литературным, так и публицистическим. Основная задача очерка — представить как можно более полную картину, описать личность, событие или явление, чтобы дать читателю определенное представление о чем-либо, натолкнуть его на определенные выводы [1, c. 324].

Предметом портретного очерка является личность. Задача автора заключается в том, чтобы у аудитории сложилось определенное мнение о герое материала [4].

Учитывая ежегодное падение тиражей газет и журналов, перед авторами стоит задача прежде всего привлечь внимание читателей. Поэтому героями современных портретных очерков чаще всего становятся известные представители шоу-бизнеса, а также политики, бизнесмены, спортсмены (в отличие, например, от советского очерка, где нередко героем становился малоизвестный работник, хорошо проявивший себя). Реже на страницах журналов в качестве героя очерка можно встретить малоизвестную личность, увлеченную редким хобби или обладающую необычными способностями. Также для привлечения внимания читателей тексты очерков чаще всего сопровождаются большим количеством фотографий героя и броским заголовком, нередко включающим в себя высказывание самого героя.

Особенностями портретного очерка являются как точное отображение действительности, так и ее художественное моделирование. Сосуществование документального и художественного начал в портретном очерке способствует наиболее полному и яркому изображению личности. Художественное начало портретного очерка обусловлено стремлением автора создать достоверную картину реальности, используя образы и типизацию [2].

Как правило, автор портретного очерка раскрывает внутренний мир, характер и судьбу героя через описание определенной ситуации в судьбе героя, носящей драматический характер. Эта ситуация должна обнажить перед читателем конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других положительных качеств. Чтобы наиболее полно раскрыть образ героя, журналист рассматривает различные стороны его личности (нравственную, интеллектуальную, творческую и т. д.).

Автор портретного очерка, как правило, стремится изобразить героя с положительной точки зрения. Даже при описании негативно окрашенных поступков героя автор приводит аргументы, заставляющие читателя понять мотивацию описываемой в очерке личности.

Для реализации своего идейно-художественного замысла автор портретного очерка использует художественно-выразительные средства и тропы (эпитеты, метафоры, аллегории, метонимии, гиперболы, инверсии и т. д.). Кроме того, для текста портретного очерка характерно взаимодействие экспрессивных и стандартизированных речевых средств, оценочность лексики.

По композиции портретные очерки могут быть очень разнообразны. Так как основу портретного очерка составляет описание, явно выраженная сюжетная линия здесь может отсутствовать. Композиционная структура очерка имеет наибольшую свободу по сравнению с композицией других жанров [3, c. 344].

Композиция современного портретного очерка чаще представляет собой описание определенной жизненной ситуации героя, переплетающееся с описанием основных моментов биографии, взаимоотношений с окружающими, портретных характеристик героя и т. д.

Среди художественных средств изображения в очерке выделяют пейзаж, портрет, художественную деталь, речевую характеристику, диалог. С помощью художественных средств изображения очеркист описывает явления реальности, эмоциональное состояние и характер человека, внешнюю среду.

В современном портретном очерке пейзаж как средство художественного изображения используется редко, так как внимание журналиста в большей степени сосредоточено на биографии и особенностях внутреннего мира героя. Пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая особенности внутреннего мира, характера и настроения героя [2].

Портретные описания героя в современных портретных очерках часто заменяют фотографии, сопровождающие очерк. Тем не менее, автор может подчеркивать определенные внешние проявления героя. Эмоционально окрашенное портретное описание в очерке может быть передано через речь знакомого с героем человека. Портретная характеристика личности отображает ее психологические особенности. Автор описывает внешний вид человека, его манеру одеваться, привычные позы, жестикуляцию, мимику. Приведем пример портретного описания в очерке из журнала «Караван историй» о Дите фон Тиз: «Она выходит из дому в доведенном до совершенства образе — одетая в любимый черный, с безупречно уложенными волосами и неизменной красной помадой, носит одну и ту же прическу и макияж с 1992 года и тщательно оберегает от загара свою белоснежную кожу».

Деталь как средство художественного изображения в современном портретном очерке используют для типизации, образной трактовки тех или иных событий, ассоциативных связок, отображения особенностей внешних и внутренних характеристик героя [2]. Например, в журнале «Караван историй» автор очерка о Брюсе Уиллисе в качестве художественной детали использует образ-символ клоуна. Почти в самом начале очерка приведена цитата Уиллиса: «Когда я учился в старших классах, меня все воспринимали как местного клоуна. Я просто пытался насмешить друзей, думал, что это моя обязанность — дурачить всех в классе, забавлять приятелей и получать за это нагоняй от учителей. Оглядываясь назад, я понимаю, что меня распирала неукротимая творческая энергия, у которой не было выхода». В конце очерка автор упоминает о том, что «Голливуд обожает Брюса Уиллиса — и время от времени смеется над ним. Теперь уже по-доброму: его согласие сниматься в продолжениях „Крепкого орешка“ высмеяли вполне невинно».

Для раскрытия характера героя в современном портретном очерке нередко используются монологи и диалоги. Это могут быть как цитаты самого героя, представляющие своего рода «исповедь», рассказ героя о фрагментах своей биографии, о своих чувствах, взаимоотношениях с другими людьми. Этот прием способствует созданию достоверности в очерке. Также автор может включать в текст высказывания знакомых героя, раскрывая мнение окружающих о личности героя, особенностях его внутреннего мира. Приведем цитату Дэниэла Редклиффа из очерка, опубликованного в журнале «Караван историй»: «Хочу как можно дольше просыпаться один в большой, нагретой солнцем квартире с окнами на Центральный парк. Хочу швырять на головы прохожих скомканные бумажки, а потом прятаться, чтобы никто меня не заметил. Хочу влюбиться в одну чудесную девчонку, потом в другую... И, конечно, хочу однажды встретить ту, на которой женюсь».

Несмотря на то, что в современном портретном очерке журналисты используют элементы документалистики, в гораздо большей степени в нем выражена субъективная точка зрения автора и существенное место при описании событий, происходящих с героем, занимает авторский домысел.

Библиографический список

1. Горкин, А. А. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. А. Горкин. — М. : Росмэн, 2006. — 584 с.

2. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения / М. Н. Ким. — http://evartist.narod.ru/text/71.htm (дата обращения: 14.03.2014).

3. Князев, А. А. Энциклопедический словарь языка СМИ / А. А. Князев. — Бишкек : Изд-во КРСУ, 2002. — 298 с.

4. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие / А. А. Тертычный. — http://www.textfighter.org/text2/01.php (дата обращения: 14.03.2015).

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Елена Александровна Мещерякова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru