ББК 83.3(2=Рус)-11
УДК
Т. Г. Смольникова, Е. Н. Семыкина
T. Smolnikova, E. Semykina
г. Белгород, БелГУ
Belgorod, BSU
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИРИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ А. А. БЛОКА («РОДИНА», «ИТАЛЬЯНСКИЕ СТИХИ»)
HISTORICAL CONSCIOUSNESS IN THE LYRICAL CYCLES OF A. BLOCK («FATHERLAND», «ITALIAN VERSES»)
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы преломления исторического сознания А. А. Блока в художественном творчестве 1900–1910-х годов. На основе сопоставительного анализа произведений, составивших лирические циклы «Родина» и «Итальянские стихи», выявляются мировоззренческие установки, которые формируют художественную образность произведений поэта этих лет. Привлечение контекстуальных параллелей позволяет сделать вывод о единстве блоковского «чувства истории», обусловленного сыновней любовью к Отечеству.
Ключевые слова: историческое сознание; художественный образ истории; лирический цикл; лирический герой; образ-символ.
Abstract: The article considers the issues of the interpretation historical consciousness in the creative activity of A. Block in the period of
Keywords: historical consciousness; artistic image of history; lyrical cycle; lyrical hero; image of the character.
Историческое сознание как совокупность представлений о прошлом, осмысления настоящего и раздумий о будущем формируется в условиях той эпохи, к которой принадлежит писатель, и если он становится «властителем дум», то в свою очередь оказывает влияние на концептуальное пространство современности. К таким авторам в истории русской литературы рубежа XIX — XX веков принадлежит А. А. Блок — свидетель эпохи «неслыханных перемен, невиданных мятежей».
Историческое сознание А. А. Блока фокусируется в точке неотступных дум о России, которые пронизывают всё его творчество. 9 декабря 1908 года он пишет К. С. Станиславскому: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный».
Период с весны 1908 года до весны 1909 года ознаменовался, по словам самого А. А. Блока, его «выходом из лирической уединённости» и всецелым погружением в тему России, причём России исторической. Среди множества блоковских произведений обращают на себя внимание стихотворения, написанные в одно время (конец 190 — начало
Известно, что в 1909 году А. А. Блок совершает путешествие по Италии, где его впечатления сопрягаются с мыслями о судьбе России. Герой «Итальянских стихов» — «вечный путник», «бедный странник» (мотивы странничества, пути, дороги занимают одно из центральных мест в творчестве поэта). Здесь, в «сумрачной стране», лирическому герою грезится «другая отчизна», думы о её будущем неотступны:
Кто даст мне жизнь? Потомок дожа, Купец, рыбак, иль иерей В грядущем мраке делит ложе С грядущей матерью моей? «Венеция», 1909 [2, с. 68].
Возникающий здесь образ России-матери — развитие тех интимно-личных переживаний, которые уже отразились в 1908 году в эмоциональной взволнованности лирического героя: «Помяни ж за раннею обедней мила друга, светлая жена!» («На поле Куликовом», 1908), «Твои мне песни ветровые — как слезы первыя любви!» («Россия», 1908), «О, бедная моя жена, о чем ты горько плачешь?» («Осенний день», 1909) — и будут в дальнейшем связаны с образами девушки, «красивой и молодой» («На железной дороге», 1910), страны-матери, «в красе заплаканной и древней» («Коршун», 1916).
В символике «Итальянских стихов» (1909) преобладают мрачные тона, а чёрный цвет («чёрный взор», «чёрный взгляд», «чёрный глаз смеётся», «на небе чёрном», «бархат чёрный», «чёрное небо Италии», «чернеют пламенные дали») становится символом воцарившегося духовного растления, смерти:
O, Bella, смейся над собою, Уж не прекрасна больше ты! Гнилой морщиной гробовою Искажены твои черты! Хрипят твои автомобили, Твои уродливы дома, Всеевропейской желтой пыли Ты предала себя сама! «Флоренция», 1909 [2, с. 69].
В образе «всеевропейской желтой пыли», которая покрыла Флоренцию («звенят в пыли велосипеды», «в пыли торговой толчеи», «в пыли твоих Кашин»), — негодование, адресованное Италии, в своём стремлении к цивилизации, забывшей о «душе», которая «скорбит» в «пустынном переулке». Поэт проводит параллель с библейским сюжетом: «Умри, Флоренция, Иуда...» («Флоренция», 1909). В этих словах исследователь О. А. Богданова справедливо усматривает «мотив измены города вековым традициям» [4, с. 189].
«Всякий русский художник имеет право хоть на несколько дней заткнуть себе уши от всего русского и увидать свою другую родину — Европу, и Италию особенно», — пишет А. А. Блок матери из Венеции 7 мая 1909 года [3, с. 284]. И уже в письме от 25 мая 1909 года он так описывает свои чувства: «Но Флоренцию я проклинаю не только за жару и мускитов, а за то, что она сама себя продала европейской гнили, стала трескучим городом и изуродовала почти все свои дома и улицы...» [3, с. 286]. А 3 июня 1909 года в стихотворении «Madonna da Settignano» лирический герой признается: «Мой прояснившийся взор понял тосканские пыльные дали...» [2, с. 73].
Колокольный звон, который слышит лирический герой «Итальянских стихов», приравнивается к «гласу Божьему»: «На оградах вспыхивают розы, тонкие поют колокола...» («Благовещение», 1909). Не случайно в подцикле «Венеция» (1909) присутствует «Христос, уставший крест нести» [2, с. 68], образ, который напоминает о лирическом герое стихотворения «Россия» (1908), «бережно» несущем свой крест. Заметим, что в цикле «Родина» образ креста прямо или косвенно возникает одиннадцать раз и символизирует ношу русского человека («и крест свой бережно несу», «расти, покорствуй, крест неси»), умиротворение, погост («за крестами — кресты, да кресты»), духовное спасение и защиту («и тихонько крестилась рука»).
А. А. Блок постоянно сравнивает Италию с Россией и именно в стихах об Италии часто использует имя Мария, которое связывает с Родиной:
Страстно твердить твоё имя, Мария, Здесь, на чужой стороне? «Madonna da Settignano», 1909 [2, с. 73].
В «Итальянских стихах» особо остро ощущается контрастность образа современной цивилизации («слишком резвы милые подруги, слишком дерзок их открытый взор») образу «нищей России», воссозданному с такой тоскующей теплотой и нежностью в цикле «Родина» («разбойная краса», «прекрасные черты», «плат узорный до бровей», «в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая»), где слова «Россия», «Русь», «Родина» употребляются в одном контексте с местоимением «моя» («О, Русь моя!», «нищая моя страна», «Русь моя, жизнь моя», «и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне»).
Блоковский художественный образ истории, в центре которого образ Родины, сложный и глубокий, давший название одноименному лирическому циклу, эволюционирует в контексте целого (стихотворения, вошедшие в цикл «Родина», охватывают значительный временной промежуток —
Известно, что А. А. Блок был влюблен в Италию и любил Россию. Из Милана в июне 1909 года А. А. Блок снова пишет матери: «Россия для меня — всё та же — лирическая величина» [3, с. 289].
Таким образом, стихотворения, воссоздающие образ Италии, отражают историческое сознание самого поэта, в них просматривается блоковское видение пути России, его глубокая и искренняя любовь к той, чей глубоко интимный образ, окрашенный «чувствованием истории» самого автора, предстает в цикле «Родина», а стихотворение «Россия» Аврил Пайман называет «великим поэтическим признанием в любви к родине» [5, с. 19].
Библиографический список
1. Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей / Ю. И. Айхенвальд. — М. : Республика, 1994. — 591 с.
2. Блок, А. А. Собрание сочинений : в 6 т. / А. А. Блок. — М. : Правда, 1971. — Т. 3. — 414 с.
3. Блок, А. А. Собрание сочинений : в 8 т. / А. А. Блок. — М. ; Л.,
4. Богданова, О. А. Флоренция Блока и Достоевского : контекст и контраст / О. А. Богданова // Биография как источник и контекст творчества А. Блока: Шахматовский вестник.— М. : ИМЛИ РАН, 2011. — Вып. 12. — 416 с.
5. Пайман, А. Ангел и камень: Жизнь Александра Блока : в 2 кн. / А. Пайман. — М. : Наука, 2005. — Кн. 2. — 358 с.