Ю. Ф. Шамсутдинова. ЖАНРОВОЕ И ЛЕКСИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ГАЗЕТ Г. ТРОИЦКА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ «СТЕПЬ» И «ЗАУРАЛЬЕ»)

ББК Ч602.3(2Р36) + Ч602.471

УДК 070.325(470.55) + 808.1

Ю. Ф. Шамсутдинова

Y. Shamsutdinova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ЖАНРОВОЕ И ЛЕКСИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ГАЗЕТ Г. ТРОИЦКА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ «СТЕПЬ» И «ЗАУРАЛЬЕ»)

THE IDENTITY OF GENRES AND VOCABULARY IN SOCIAL AND POLITICAL NEWSPAPERS OF TROITSK AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY (BY THE EXAMPLE OF EDITIONS «STEPPE» AND «ZAURALYE»)

Аннотация: В данной работе рассмотрены газеты «Зауралье» и «Степь» как составляющие массовой периодики г. Троицка Челябинской области начала XX века, проанализированы журналистские материалы, определены основные жанры газеты, выявлены их особенности.

Ключевые слова: «Зауралье»; «Степь»; газета; жанр; своеобразие.

Abstract: The article deals with the conception of genre in «Zauralye» (1907) and «Steppe» (1908–1917) newspapers, Troitsk, Chelyabinsk region. The author analyses media content, identifies main characteristics of genres and lexis.

Keywords: «Zauralye»; «Steppe»; newspaper; genre; identity.

Понятие «жанр» используется во многих сферах жизни общества, в частности, в сферах литературного и журналистского творчества и определяется по-разному. Мы придерживаемся точки зрения А. А. Тертычного, который считает, что «... под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» [2].

Сегодня существует несколько подходов к классификации жанров журналистики. Классификация жанров, предложенная профессором И. Б. Голуб [1, с. 424], является, на наш взгляд, наиболее приемлемой. К информационным жанрам она относит заметку, репортаж, отчет, интервью, хронику, обозрение, к аналитическим — статью, корреспонденцию, комментарий, рецензию и обзор, а к художественно-публицистическим жанрам — очерк, фельетон и памфлет.

Хронологические рамки нашего исследования — 1907–1917 гг. Нами было проанализировано 103 материала из девяти выпусков газеты «Степь» и 107 материалов из двенадцати выпусков газеты «Зауралье».

Начало XX века было для города Троицка, культурного центра Южного Урала, принадлежавшего в то время Оренбургской губернии, временем зарождения периодических общественных и литературных изданий. В его типографиях печатались не только газеты, но и журналы.

«Зауралье» — общественно-политическая газета, выходила ежедневно. Редактором газеты был П. Зиссер. Первый номер газеты вышел 8 марта 1907 года, всего было напечатано 38 номеров. Цена одного номера составляла 5 коп.

Общественно-литературная и экономическая газета «Степь» выходила в Троицке с 1908 по 1917 гг. три раза в неделю. Тираж её составлял 1000 экземпляров, объём — 4 полосы малого формата. Учредителями газеты являлись члены семьи Сосновских, владевших в то время типографией «Энергия». Редакторами газеты в разное время были Ш. А. Сосновский, Х. Ш. Сосновский, C. С. Ужгин, А. М. Гурылёв.

В правом верхнем углу первой полосы обеих газет располагались цены на подписку, на подачу объявлений и на отдельный выпуск газеты. В газетах были материалы как политического, так и экономического характера, но основным источником прибыли был доход от рекламы. На этом основании можно сделать вывод, что газеты относятся к типу универсальных изданий.

В первом номере газеты «Степь» говорится о том, что «... газета будет являться не рекламным листком, не чтивом для мещан-обывателей, боевым органом РСДРП». Этому можно найти подтверждение: расширенные новостные материалы, располагавшиеся, как правило, на второй и на третьей полосах в рубрике «В городах и земствах» (позже — «Местная жизнь») часто были посвящены экономическому положению страны и региона, съездам политических организаций, выражали недовольство акциями властей и судебными процессами. Постоянной информационной рубрикой газеты «Зауралье» была «Городская хроника», из которой можно было узнать о создании библиотеки-читальни по инициативе мусульманского благотворительного общества, переоценке городского имущества, о регулировании местной торговли. В рубрику «Обзор печати» попадали небольшие по объёму информационные материалы заступнического характера по отношению к оппозиционным партиям. Заметка из газеты «Телеграф» сообщает об аресте агитатора Кускова за хранение красной материи, редактор дополнил её комментарием о том, что к быкам и индюкам, не выносящим красного цвета, можно теперь добавить представителей отживающей бюрократии («Обзор печати», № 2, 1907, с. 2).

К особенностям новостных материалов каждой из этих газет можно отнести назывные заголовки («Жалобы на полицию», «Голод»), ссылки на источник («Крайне невероятные вещи рассказывает Иконников в „Саратов. Листке“», «По официальным данным», «По слухам»), цитирование («Мы, энджумены, объединившись, обращаемся в последний раз к вашему величеству»), перечисление событий в их строгой последовательности, а также перечисление имён присутствовавших на мероприятии («Состав прибывших окончательно определился так: Хомяков, Гучков, Звегинцев...»).

Помимо новостных материалов много места в газетах занимали объявления. Располагались они на первой и последней полосах. Объявление в газетах содержало, как правило, вид услуги, фамилию рекламодателя и указание места, где его можно найти («Доктор Николай Николаевич Васильев с 1 мая по 1 сентября принимает больных на дому от 9 до 12 часов. Рядом с Казначейством, дом, бывший Пупышевой», № 79, 1909, с. 1). Объявления в газете «Зауралье» были рассчитаны на то, что заинтересовавшийся читатель самостоятельно разыщет автора или дополнительную информацию («Даю уроки по всем предметам за младшие классы гимназии. Спросить в чайной Шафигуллина»). Можно выявить сходство объявлений в том, что они написаны по определённому клише и относятся к типу информирующих. Природа объявлений — речевая.

В разные годы в газете «Степь» печатались прейскуранты («Прейскурант паровой крупчатной мельницы Первого троицкого мукомольного завода»), афиши электротеатра «Марс», а также расписание движения поездов. В газете «Зауралье» для таких материалов существовала специальная рубрика «Смесь». В неё попадали рассказы о незначительных, но в то же время достойных внимания происшествиях, разъяснения, стихотворения, а также цены хлебного и менового двора, реклама магазинов (реклама торгового дома братьев Яушевых на Нижнем базаре), благодарности.

На границе аналитических и художественно-публицистических жанров находятся письма, которые публиковались от лица казака (содержали обращение к своему депутату) или обывателя, жаловавшегося редакции (к примеру, на Троицкое общественное собрание). Форма непосредственного обращения автора письма к адресату помогала побудить к действиям. «Бунтарский» характер писем и обращений говорит о том, что газеты имели политический уклон.

К художественно-публицистическим материалам относятся, прежде всего, фельетоны. Фельетоны можно охарактеризовать как отвлечённые, они не содержат упоминаний о реалиях жизни местного населения. К примеру, на третьей полосе номера 382 газеты «Степь» (1911 год) мы встретим фельетон об одесской акушерке Чернышевой, в котором автор высмеивает мошенничества, совершавшиеся женщиной, и наивность жителей Одессы. Традиционной для третьей полосы газеты «Зауралье» была рубрика «Маленький фельетон». В одном из фельетонов автор направляет внимание читателей на партии октябристов и кадетов («Из дневника октябриста», № 1, 1907, с. 3). В действиях рассказчика, изначально относившего себя к союзу «исконно-русских людей», усматривается нелогичность. Ассоциация, порождённая сюжетом, отсылает к проблеме неопределённости взглядов и действий буржуазных партий. Фельетоны «Зауралья» традиционны, в их основе — курьёзный случай, комический конфликт.

Особое внимание стоит уделить материалу из рубрики, озаглавленной как «Еврейский анекдот» в газете «Степь». Несмотря на заглавие, мы не найдём здесь традиционной двухчастной структуры, характерной для анекдота, и авторской установки рассмешить. В объёмном тексте содержится история из жизни еврея Хаима-селёдочника, которому после участия в военных действиях нельзя податься ни на свою родину, захваченную немцами, ни в Москву, «потому что он еврей». Таким образом, можно сделать вывод о том, что редакция газеты, поднимавшая проблемы дискриминации по национальному признаку, выступала против абсурдной политики антисемитизма.

«Литературность» газет заключалась в том, что в центральном развороте читатель иногда мог встретить стихотворения как известных и популярных авторов того времени (Н. Некрасов «Застенчивость»), так и тех, чьи имена не были на слуху (Н. Романов «Я пою»).

Поскольку газеты издавались несколько раз в неделю, одним из требований к журналистам была оперативность, поэтому не исключением для языка газет были частотные языковые средства и устойчивые речевые обороты, которые упрощали работу журналиста и обеспечивали быстрое понимание смысла читателем.

По нашему мнению, для анализа лексики публицистического стиля достаточно выделить две группы слов, поскольку определения понятий «клише» и «стандарт» близки по значению, сложны для различения и поскольку различение этих понятий не окажет определяющего влияния на результаты нашей работы.

Отличительным свойством лексики самого популярного жанра газет, информационного сообщения, является наличие так называемых стандартов-клише и речевых штампов («необходимые меры к предупреждению повторения подобного инцидента», «в установленном законом порядке»). Вышеуказанные языковые явления встречаются в текстах, посвященных любой из сфер жизни общества, зависимости между тематической сферой и наличием или отсутствием стандартизированных оборотов не выявлено. С течением времени количество стандартизированных выражений уменьшается, причиной этого могла быть как смена главного редактора и изменения в штате сотрудников, так и тенденция к замене новостного жанра хроники на переработанные авторами тексты.

Итак, нами было установлено, что газеты относились к типу универсальных изданий. Основной тематикой изданий была политическая, ориентированная на интересы трудящихся, однако в газеты писали и подавали объявления самые различные слои населения, в т. ч. горожане, занимавшиеся торговлей. Тексты общественно-политических газет «Зауралье» и «Степь» выполняли не только информационную, но и воздействующую функцию, газеты решали основную задачу «пробуждения сознания» жителей Троицка и его окрестностей.

Библиографический список

1. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике : учебное пособие / И. Б. Голуб. — М., 2008.

2. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати А. А. Тертычный. — М., 2000. — http://evartist.narod.ru/text2/01.htm.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2014 Юлия Фаритовна Шамсутдинова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru