ББК 81.2Рус-67
УДК 811.161.1
О. С. Фомичева
O. Fomicheva
г. Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого
Tula, TSPU
НОМИНАЦИЯ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ В КОНТЕКСТЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА ТУЛЬСКОГО КРАЯ
NAMING OF BRIDE AND GROOM IN WEDDING CEREMONY OF TULA REGION
Аннотация: Статья посвящена номинации жениха и невесты в контексте свадебного обряда Тульской области. В ходе свадебного обряда Тульской области меняются названия невесты. Условно их можно разделить на три группы: наименования девушки до свадьбы, наименования собственно невесты и наименования молодой жены после замужества. Номинация жениха в свадебном обряде Тульского края не отличается таким многообразием, как номинация невесты. Условно ее можно разделить на две группы: наименования жениха и наименования молодого мужа. Строятся они на основании симметрии с номинациями невесты.
Номинация жениха в тульских говорах так же, как и номинация невесты, в СРНГ не зафиксирована.
Ключевые слова: тульский свадебный обряд; номинация жениха и невесты; лексика свадебного обряда.
Abstract: The article discusses the different naming of bride and groom through the prism Tula wedding ceremony.
During the wedding ceremony in the Tula region naming of the bride is changed. They can be divided into three groups: girls before the wedding, naming of the bride and the naming of young wife after marriage. Naming of groom wedding ceremony does not differ in such diversity as naming of bride. It can be divided into two groups: the groom’s name and the name of the young man.
The naming of the groom in Tula dialects as well as the nomination of the bride, in SRNG not fixed.
Keywords: Tula wedding ceremony; naming of bride and groom; wedding ceremony vocabulary.
Центральными персонажами в структуре тульского свадебного обряда являются жених и невеста, из которых в процессе обряда создается новая супружеская пара.
Преобразование социального статуса невесты символически осмысливается как смерть в прежнем качестве и рождение в новом. Процесс перехода невесты можно рассматривать не только символически, но и буквально — как переход в другую семью, в другой дом. Многочисленные символические и магические действия, связанные с невестой, направлены на установление новых социальных и родственных отношений, а также на обеспечение счастливого и прочного брака, достатка и благополучия.
В ходе свадебного обряда Тульской области меняются названия невесты. Условно их можно разделить на три группы: наименования девушки до свадьбы, наименования собственно невесты и наименования молодой жены после замужества. Отметим, что большинство номинаций связаны с возрастом девушки и восходят к корню -молод-.
Рассмотрим лексемы, обозначающие незамужнюю девушку в контексте свадебного обряда Тульского края.
Моло’дка — ‘девушка до замужества’. Моло’дка краси’вая, сосе’дка на’ша (Ясногорский р-н). Моло’дки на вечару’шках собира’лись (Богородицкий р-н). Что я тебе, моло’дка, бе’гать? (Веневский р-н). Ду’ська моя — моло’дка (Арсеньевский р-н Тульской области).
Молоду’ха — ‘девушка брачного возраста’. Молоду’ха хороша’! (Заокский р-н).
Следующая группа наименований относится к девушке, которую уже просватали.
Пропи’тая де’вка — ‘просватанная девушка’. Да уж что про нее тепе’рь говори’ть: она пропи’тая тепе’рь де’вка (Арсеньевский р-н).
Су’женая — ‘просватанная девушка’. Когда су’женая, вся краси’вая, ми’лая (Веневский р-н).
Самой многочисленной и разнообразной в тульских говорах является группа номинаций собственно невесты.
Молода’я — ‘невеста’. А вон и молода’я сиди’т, вся, как ангело’чек (Веневский р-н).
Моло’дка — ‘невеста’. А моло’дка на сва’дьбе вся в кра’сном сиде’ла (Чернский р-н). «А’нька — моло’дка тепе’рь» (Одоевский р-н). Прие’хали за моло’дкой, а она сиди’т, заве’шанная фато’й (Одоевский р-н).
Неве’стонька — ‘невеста’. Молода’я неве’стонька Ма’ло прида’ного дае’т (свадебная песня) [1, т. 20, с. 336].
Княги’ня — ‘невеста’. Сва’тушка коренно’й, благословля’й новобра’чного кня’зя с новобра’чной княги’нею (Ясногорский р-н). Заметим, что такая символическая номинация невесты неслучайна. Это связано с особым положением, которое она занимает на свадьбе — наравне с женихом является самой важной персоной в этот день.
Последняя группа наименований в тульских говорах относится к молодой жене.
Моло’дка — ‘молодая жена’. Моло’дкой она не до’лго ходи’ла, через год двойня’шки родили’сь (Белевский р-н). Вон наша моло’дка идет (Ленинский р-н). Вот я, когда вы’шла за’муж, ста’ла моло’дкой (Ефремовский р-н). Моло’дка у них в больни’це лежи’т (Одоевский р-н).
Отметим, что лексема «молодка» многозначна в тульских говорах: она встречается во всех трех значениях. Но интересно то, что в СРНГ с пометой «тульское» она не зафиксирована ни в одном значении.
Молода’я — ‘жена в первый год после свадьбы’. Куда молода’я-то твоя ушла? (Тепло-Огаревский р-н). Встречается в этом же значении и лексема «молодица».
Молоди’ца — Молоди’ца была высо’кой и краси’вой (Ленинский р-н).
Молоду’ха — ‘молодая жена’. Молоду’ха лу’чше, чем стару’ха (Плавский р-н). Молоду’ха моя — ничего была, хоро’шая (Чернский р-н). Нет лу’чше жены-молоду’хи, а ху’же ба’бы-векову’хи (Щекинский р-н).
Молода’йка — ‘молодая жена в первый год замужества’. Молода’йка, это име’ется в виду, свекро’вь называ’ет (Киреевский р-н). Ви’лки ворова’ли, чтобы молода’йка не убежа’ла (Тепло-Огаревский р-н).
Княги’ня — ‘молодая жена’. Княги’ня должна была слу’шаться своего му’жа, уважа’ть его (Киреевский р-н).
Удивительно, но, несмотря на все многообразие наименований девушки / невесты / молодой жены, в СРНГ с пометой «тульское» встречается только лексема «невестонька».
Жених, в отличие от невесты, олицетворяет активную сторону свадебного обряда, от которой исходит инициатива брака. Хотя непосредственное участие самого жениха в обрядовом действии скорее пассивное, чем активное. Чаще всего он действует не сам, а через посредников: сватов (в тульских говорах схода’тай, сва’т-хода’т) или друга (в тульских говорах дружо’к, дру’жка, верхня’к, верхово’й, верхо’вия, ба’рин). Роль жениха в качестве субъекта сводится в основном к соблюдению им правил ритуального поведения и запретов.
Номинация жениха в свадебном обряде Тульского края не отличается таким многообразием, как номинация невесты. Условно ее можно разделить на две группы: наименования жениха и наименования молодого мужа. Строятся они на основании симметрии с номинациями невесты.
Молодо’й — ‘жених’. Молодо’й с дружко’м все хо’дит, на неве’сту не гляди’т (Одоевский р-н).
Су’женый — ‘жених’. Су’женого я знава’ла с са’мого де’тства (Ясногорский р-н).
Кня’зь — ‘жених’. Сва’тушка коренно’й, благословля’й новобра’чного кня’зя с новобра’чной княги’нею (Ясногорский р-н).
Кня’зь — ‘молодой муж’. Кня’зь, он са’мый гла’вный в до’ме (Киреевский р-н).
Молодо’й — ‘молодой муж’. Молода’йка да молодо’й ста’ли звать их после свадьбы (Ленинский р-н).
Отметим, что номинация жениха в тульских говорах так же, как и номинация невесты, в СРНГ не зафиксирована.
Библиографический список
1. Словарь русских народных говоров. Т.
2. Гайсина, Ю. В. Свадебный обряд в селе Стояново / Ю. В. Гайсина // Тульская область. Одоевский край. Очерки прошлого и настоящего. — М., 2007.
3. Гура, А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика / А. В. Гура. — М., 2012. — 936 с.
4. Краснопевцев, И. А. Сватовство и свадебные обряды / И. А. Краснопевцев // Тульская область. Одоевский край. Очерки прошлого и настоящего. — М., 2007.
5. Романов, Д. А. Материалы к словарю тульских говоров. Вып.