ББК Ш5(2)6-335-4
УДК
И. Е. Моторина, Е. В. Чернышова
I. Motorina, Е. Chernyshova
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МЕМОРИАЛЬНАЯ КНИГА СТИХОВ»
PHILOLOGICAL PROJECT «MEMORIAL BOOK OF POEMS»
Аннотация: Статья посвящена стратегии создания сборника стихов «Новая Жизнь» челябинского поэта-любителя В. Суханова. В статье описаны этапы работы над книгой, работа над предисловием, охарактеризованы образы и мотивы. Сборник разделен на главы, как это сделал сам автор стихотворений на сайте «Стихи.ру» еще при жизни, также описаны основные трудности, с которыми столкнулись составители книги.
Ключевые слова: стихи; сборник стихов; проект; мемориальная книга; уральские поэты; поэты-любители; наивная поэзия.
Abstract: This article describes the action performed to produce the collection of poems «New Life» written by non-professional author V. Sukhanov. The article includes a short description of the writer’s poetry, his first mature poem making the beginning for religious and philosophic lyrics. The thematic partition made by the author during his lifetime and the main difficulties the collection’s editors had to overcome are represented.
Keywords: poems; collection of poems; project; commemorative book; Ural authors; non-professional authors; naive poetry.
В данной статье описывается стратегия создания сборника стихов поэта-любителя Валентина Суханова. Семья поэта обратилась к профессионалам-филологам с просьбой подготовить макет книги.
Работа проводилась в несколько этапов:
1 этап — планирование — предполагает определение концепции, разработку общего вида проекта, распределение обязанностей и составление календарного графика;
2 этап — сбор материала: биографические сведения, литературный архив;
3 этап — обработка материала — корректирование и редактирование полученных текстов;
4 этап — структурирование данных в соответствии с содержанием издания;
5 этап — создание предварительного макета книги и создание библиографического списка;
6 этап — повторное редактирование;
7 этап — конструирование окончательного варианта макета книги.
Для создания готового макета книги была продумана композиция, расположение составных частей, текст был отредактирован в едином стиле. Книга имеет формат А5, что типично для бумажных изданий.
Открывает сборник краткая биография поэта и вводная статья от составителей.
Произведение начинается с заголовка, некоторые стихотворения имеют посвящение. Каждый раздел начинается с названия, занимающего отдельную страницу. Составителями были сохранены тематические подзаголовки, означенные автором еще при жизни. Весь обработанный материал был распределен по разделам на этапе структурирования данных в соответствии с макетом издания. Также были отобраны и обработаны иллюстрации. После повторной проверки черновика был получен окончательный макет.
Жанр книга о поэте является одним из самых распространенных жанров литературы. Выпущено множество работ (чаще посмертно), посвященных биографии и литературному пути русских поэтов: Н. А. Раевский «Портреты заговорили», Л. А. Кассиль «Маяковский — сам. Очерк жизни и работы поэта», А. Саакянц «Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс», Д. Л. Быков «Борис Пастернак», С. А. Коваленко «Анна Ахматова» и другие.
На Урале набирают популярность документальные издания об известных людях, в том числе, о писателях и поэтах. О творчестве местных поэтов писали Д. В. Стариков «Так сбываются сказки» (о Борисе Ручьеве), А. В. Кузин «По следам Бориса Рыжего». В 2013 году вышла в свет энциклопедия «Уральская поэтическая школа», рассказывающая историю формирования самобытной поэтической традиции, а в марте 2014 года прошла презентация проекта «Галерея Уральской поэзии» («ГУЛ»).
Филологический проект «Мемориальная книга стихов» посвящен поэту-любителю Валентину Суханову. Стоит отметить тот факт, что в связи с некоторыми серьезными личными проблемами поэзия стала для Валентина средством арт-терапии. Исследователи данного феномена отмечают, что «... ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее „Я“ человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру» [3]. Изучением искусства как средства терапии в практической психологии занимаются многие исследователи, особенно интересны труды А. И. Копытина и М. В. Киселевой, рассматривающих арт-терапию как способ лечения нарко- и алкозависимостей, а также в качестве реабилитации больных. Валентин обратился к поэзии в переломный момент своей жизни: переезд из города в деревню, прекращение отношений с родными, бывшими друзьями.
Первое стихотворение Валентина Суханова называлось «Новая жизнь», то же название составители дали мемориальному сборнику. Произведение точно передает чувства человека, потерявшего себя и пытающегося найти свой путь.
В почве души ощущаю иной, Жизни безгрешной заветный росток, Словно в пустыне в пылающий зной, Христианин нашел водный исток. Вытерпев боль покаянной мольбы, Порох надежды в себе сохраня, Я дышу воздухом новой борьбы, Молния бунта пронзила меня. Вышла душа из дремучего леса, Бросив в той тьме проклятого беса. Твердо уверен, что не сорвусь, К прошлому я никогда не вернусь.
Провести границу между лирическим героем и автором практически невозможно, поскольку каждое стихотворение является отражением реальной жизни. Поэт обращается к глубинам души своего героя, дает ему возможность заглянуть в себя, таким образом, сам автор анализирует свое состояние, создавая героя с теми же переживаниями.
Наиболее частотными мотивами в лирике Суханова являются мотивы смерти, возрождения, одиночества, отчужденности. Поэт находит спасение в религии, к ней же он обращает своего лирического героя, одинокого, покинутого, запутавшегося в себе.
Валентин часто обращается к контрастным образам: свет и тьма, смерть и возрождение. Его лирический герой, находясь в обществе, полном равнодушия, поглощенный тьмой, в подавляющем большинстве случаев не теряет оптимизма. Нередко герой обращается к богу с мольбой о прощении и наставлении на истинный путь.
Валентин не был «учеником» какой-либо поэтической школы, его поэтика, учитывая некоторые особенности лирики, близка явлению наивной поэзии. Он был человеком, интересующимся гуманитарной культурой, впитывал предшествующий литературный опыт, поэтому в его лирике присутствуют интертекстуальные мотивы: обращение к Пушкину как вдохновителю и кумиру, герои «великого пятикнижия» Достоевского, рассмотренные поэтом, посвященное А. Башлачеву стихотворение «Время колокольчиков ушло», название которого практически соответствует произведению адресата.
Как указано в диссертации Д. М. Давыдова, единственного, кто исследует данный феномен, наивный поэт является разрушителем структуры: синтаксиса, орфографии, пунктуации, так как пишет «стихийно». Важно отличать «наив» и «примитивизм» — художественный прием, который используют известные поэты-примитивисты Е. Кропивницкий, С. Нельдихен, Н. Олейников и т. д. Наив относится к терминологически неопределимому типу искусства, хотя вопрос об определении понятия «наивного» в литературе был впервые рассмотрен еще в конце XVIII века Фридрихом Шиллером («О наивной и сентиментальной поэзии», 1796) и Иммануилом Кантом («Критика способности суждения», 1790). «По Канту, „наивность“ есть „вспышка некогда естественной для человеческой природы искренности, противостоящей тому, что стало второй натурой человека, — искусству притворства“» [2], Шиллер же говорит: «Наивно то, что естественно, индивидуально или классично либо кажется таковым вплоть до иронии или до постоянной смены самосозидания и самоуничтожения» [5]. «Разработанное Кантом и, особенно, Шиллером понятие „наивного“ прочно входит в эстетический обиход, подвергаясь переосмыслению в работах А. Шлегеля, В. фон Гумбольдта, Ф. Шеллинга и др. авторов» [2]. Позднее наивное искусство в целом стало осмысляться как «термин, относящийся к работам непрофессиональных художников, отображающих в своем творчестве сцены с людьми, животными и другими аспектами реального мира, иногда объединяемыми с вымышленными образами» [6].
Поэт-непрофессионал испытывает потребность в выражении своих впечатлений, чувств и переживаний; он облекает эмоции в слова, создавая простые, тривиальные «вечные» образы. Непричастность к литературным кружкам и школам, а также узкий круг общения сказался на творчестве — на Валентина оказывала влияние только та литература, которую он изучал, и только тот опыт, который он лично получил. Однако, несмотря на это, поэт явно экспериментирует с размером, метром и рифмой.
При создании сборника основными проблемами стали недостаточное количество источников информации, поиск фотографий, их обработка, а также необходимость тщательного редактирования оригиналов и рукописей — решение этих задач помогло создать качественный материл, удобный и интересный читателю.
Библиографический список
1. Акилина, М. И. Книга в системе библиотековедческих понятий / М. И. Акилина // Библиотековедение. — 1999. — №
2. Давыдов, Д. М. От примитива к примитивизму и наоборот (русская наивная поэзия XX в.) : автореф. дис... канд. филол. наук / Д. М. Давыдов. — М., 2011.
3. Рудестам, К. Групповая психотерапия // К. Рудестам. — СПб. : Питер, 2000. — 384 с.
4. Стефанов, С. И. Реклама и полиграфия : опыт словаря-справочника / С. И. Стефанов. — М. : Гелла-принт, 2004. — 320 с.
5. Шиллер, Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Ф. Шиллер // Собрание сочинений : в 7 т. — М., 1957. — Т. 6. — 793 с.
6. Яркина, А. Н. Искусство аутсайдеров — творчество «не входящих» / А. Н. Яркина. — М., 1999.