ББК 63.3(4Вел)51-7
УДК 94(410).07
Т. А. Косых
T. Kosykh
г. Екатеринбург, УрФУ им. первого
Президента России Б. Н. Ельцина
Еkaterinburg, UrFU
СИСТЕМА АНГЛИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ «ЖИЗНИ СЭМЮЭЛА ДЖОНСОНА» ДЖЕЙМСА БОСУЭЛЛА)
ENGLISH EDUCATION SISTEM IN THE XVIII CENTURY (ACCORDING TO «LIFE OF SAMUEL JOHNSON» BY JAMES BOSWELL)
Аннотация: В статье на основании «Жизни Сэмюэла Джонсона» Джеймса Босуэлла рассматривается система английского образования в XVIII веке. Полученный в ходе анализа «Жизни» материал позволяет делать вывод о вариативности существовавших моделей обучения.
Ключевые слова: Английское Просвещение; система образования; грамматическая школа; Оксфордский университет; Сэмюэл Джонсон; Джеймс Босуэлл.
Abstract: The article examines the system of English education in the XVIII century on the basis of «Life of Samuel Johnson» by James Boswell. Obtained during the analysis of «Life» material allows to draw a conclusion about the variability existing learning models.
Keywords: English Enlightenment; education system; grammar school; Oxford University; Samuel Johnson; James Boswell.
«Проект Просвещения», что зиждется на интеллектуальных исканиях и дискуссиях нескольких поколений философов Старого и Нового Света в середине XVII — XVIII веков, открыл дорогу к трансформации общественных и политических структур и стал предвестником современного мира. Зарождавшиеся в умах «людей письма» идеи создания более гармоничного общества, цель которого — всеобщее благо, породили небывалый интерес к воспитанию и образованию. В свою очередь, это привело к «открытию» детства как такового — отныне ребенок был отделен от взрослых [1, с. 10]. Вера в то, что ребенок от природы греховен, нашедшая свое выражение в трудах Святого Августина, все больше и больше уступала место теории Джона Локка о том, что человек после рождения подобен «tabula rasa». В связи с этим «детскую душу так же легко направить по тому или иному пути, как и речную воду», в чем, по мнению Дж. Локка, и «заключается основная задача воспитания» [2, с. 410]. В результате подобные представления способствовали тому, что школа перестала быть привилегией узкого круга лиц, и появлялось все больше образованных людей невысокого социального положения.
Однако если воспитание отпрысков аристократических семейств изучено историками достаточно подробно благодаря многочисленным источникам личного происхождения, иначе дело обстоит при обращении к проблеме образования менее зажиточных англичан этого времени. Ввиду этого особый интерес представляет «Жизнь Сэмюэла Джонсона», написанная Джеймсом Босуэллом
На основании материалов из «Жизни Сэмюэла Джонсона», что собирал на протяжении более 20 лет Джеймс Босуэлл, можно реконструировать процесс школьного и университетского обучения С. Джонсона. В свою очередь исследование процесса обучения будущего интеллектуала позволяет пролить свет на систему английского образования XVIII века в целом.
Сэмюэл Джонсон начал свое образование в «dame school», называемой так, поскольку в роли учителей выступали пожилые дамы или вдовы. Между 6 и 7 годами он пошел в подобную школу к Энн Оливер, вдове, что обучала местных детей английскому алфавиту и чтению за несколько пенсов в неделю. Джонсон с теплом отзывался о своей первой учительнице, которая перед его отъездом в Оксфорд «зашла с ним попрощаться и назвала его лучшим из всех ее учеников» [3, p. 21]. Местом проведения занятий была гостиная учительницы. Затем Сэмюэл брал уроки английского языка у Томаса Брауна, который «разработал сборник упражнений по правописанию», однако из-за нехватки средств одновременно подрабатывал сапожником [3, p. 21].
В восемь лет Джонсон поступил в грамматическую школу в Линчфилде. История этой «грамма скул», одной из самых престижных школ в графстве Стаффордшир, берет свое начало в 1495 году, когда она была основана епископом Смитом. Поначалу Джонсона обучал латыни мистер Хокинс, «человек очень искусный в своем деле» [3, p. 22], как отмечал позднее литератор. Уроки длились достаточно долго, по причине чего телесные наказания являлись одним из главных средств, с помощью которого можно было контролировать класс, где число учеников рознилось от 30 до 40 человек, а иногда достигало и 100 человек [4, p. 177]. У мистера Хокинса Джонсон проучился два года, после чего был передан на обучение директору школы мистеру Хантеру, который в соответствии со своим статусом «... был очень суровым. Он бил нас беспощадно, он не делал различия между невежеством и неосторожностью: он бил мальчика за незнание так же, как и за нежелание знать. Он спрашивал мальчика, и если тот не отвечал, он бил его, без раздумывания о том, мог ли тот знать, как ответить» [3, p. 22]. Тем не менее, Джонсон признавал, что именно благодаря мистеру Хантеру он получил блестящее знание латыни.
В грамматической школе изучение латыни и частично греческого языка было основной деятельностью школяров. Стандартным учебником для начинающих было «Краткое введение в грамматику» Уильяма Лилея, который мальчики заучивали, прежде чем начинали читать классические тексты и писать сочинения на латыни [5, p. 18].
Позднее Джонсон попытался открыть собственную частную школу. Однако его школа, подобно многих другим, которые закрывались столь же быстро, как и открывались, не смогла составить конкуренцию грамматической школе. Школа Джонсона, основанная в 1735 году, просуществовала полтора года и за это время обучение в ней прошли единицы (Дэвид Гаррик, его брат Георг и рано умерший мистер Оффелей) [3, p. 54]. Из будущего литератора получился весьма заурядный педагог. Как пишет Босуэлл, «правда, однако, что Джонсон был не так уж хорошо подготовлен для преподавания... его отличали внезапные вспышки гнева и нетерпимость к непокорности, поэтому вряд ли можно было ожидать, что его раздражительность была бы приглушена, а вспыльчивость подавлена» [3, p. 55]. В то же время нельзя не отметить, что такие частные школы стремились заполнить нишу, образовавшуюся в связи с постепенным падением авторитета «грамма скул», в которых школяры получали все менее необходимые для последующей карьеры знания латыни и греческого.
Процесс обучения Сэмюэл Джонсон завершает в Пемброк колледже Оксфордского университета. На девятнадцатом году жизни, 31 октября 1728 года, он отправляется в Оксфорд, благодаря поддержке друга семьи Джонсонов доктора Тейлора, согласившегося поддержать юношу, сославшись на обещания семьи выплатить долги.
Пемброк колледж был основан в 1624 году и получил свое название в честь ректора университета, графа Пемброка. К моменту поступления Джонсона в колледже обучалось сорок человек (в большинстве своем будущие англиканские священнослужители). С самого начала обучения Джонсон проявил свои недюжинные интеллектуальные способности. Как он рассказывал Босуэллу, до поступления в Оксфорд в течение двух лет он читал «не только о путешествиях и поездках, но всю литературу, произведения всех древних писателей, хотя мало по-гречески, прочитав только Анакреона и Гесиода. Я заглянул в мир книг, которые не были широко известны в университетах, где редко читают какие-либо книги, но те, что наставники рекомендуют к прочтению» [3, p. 30]. Позднее, когда Джонсон покинул университет, его тьютор, доктор Адамс, признавал экстраординарные способности своего ученика и называл его «лучшим учащимся, которого он когда-либо знал в Оксфорде» [3, p. 31]. Однако Джонсон был вынужден в декабре 1729 года покинуть Оксфорд без степени из-за невозможности оплатить дальнейшее обучение.
В двадцать лет Сэмюэл Джонсон прошел все ступени образования. Начав свое обучение с уроков Энн Оливер и Томаса Брауна, он продолжил его в грамматической школе Линчфилда и завершил в Оксфорде. Однако, как подчеркивает Босуэлл в «Жизни», значительную роль в развитии незаурядных талантов Джонсона сыграло самообразование, благодаря которому он, пусть бессистемно и беспорядочно, прочитал огромное количество книг, что позволило ему систематизировать свои знания в ходе обучения в Пемброк колледже.
Таким образом, в «Жизни Сэмюэла Джонсона» Дж. Босуэлла предстает иная модель образования, отличная от достаточно типичной аристократической триады. Путь Джонсона к постижению наук и искусств лежал вне традиционного образования, доступного лишь узкому кругу лиц, он, напротив, представлял собой пример того, как сын мелкого книготорговца, не имеющий достаточной материальной поддержки, мог добиться признания в литературном мире, получив образование, которое становилось все более доступным для рядовых англичан. Следовательно, можно говорить о том, что в XVIII веке система английского образования не представляла собой единой структурированной модели, впрочем, подобная вариативность обучения открывала дорогу к знаниям для различных слоев населения.
Библиографический список
1. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Ф. Арьес ; пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999. — 416 с.
2. Локк, Дж. Сочинения : в 3 т. Т. 3. / Дж. Локк ; пер. с англ. Ю. М. Давидсона, Е. С. Лагутина и др. — М. : Мысль, 1988. — С.
3. Boswell, J. The Life of Samuel Johnson / J. Boswell ; еd. by C. Rawson. — London : Everyman’s Library, 1992. — 1278 p.
4. Lynch, J. Samuel Johnson in Context / J. Lynch. — Cambridge : Cambridge University Press, 2012. — 472 p.
5. Meyers, J. Samuel Johnson: The Struggle / J. Meyers. — New York : Basic Books, 2008. — 553 p.