О. С. Бегишева. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА М. П. ШИШКИНА «ПИСЬМОВНИК»

ББК Ш5(2)6-4

УДК 821.161.1-31

О. С. Бегишева

O. Begisheva

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА М. П. ШИШКИНА «ПИСЬМОВНИК»

ARTISTIC FEATURES OF THE NOVEL «LETTER WRITING MANUAL» BY M. SHISHKIN

Аннотация: В данной статье рассматриваются художественные особенности романа М. Шишкина «Письмовник», которые нашли отражение в сюжете произведения, его названии, жанре и индивидуальном авторском стиле.

Ключевые слова: М. Шишкин; «Письмовник»; сюжет; эпистолярный роман; индивидуальный авторский стиль.

Annotation: This paper considers artistic features of the novel «Letter writing manual» by M. Shishkin. These features are reflected in the plot, title, genre and individual style of the writer.

Keywords: M. Shishkin; «Letter writing manual»; the plot; epistolary novel; individual style of the writer.

Творчество Михаила Павловича Шишкина занимает особое место в современной русской литературе. Многие его произведения были высоко оценены не только российскими, но и зарубежными читателями и критиками. Их автор был удостоен премий Дома культуры народов мира в Берлине, «Русский Букер» (2000), «Национальный бестселлер» (2005), «Большая книга» (2006, 2011). Изучением творчества М. Шишкина занимаются многие учёные-филологи. Среди них С. Оробий, С. Н. Лашова, Н. Лейдерман, Г. Нефагина. Большое внимание со стороны учёных, критиков, читателей к прозе М. Шишкина показывает востребованность проблем и идей, отражённых в его творчестве. Критик Д. Ларионов в своей статье «Общие места: в любви и на войне» пишет о том, что «Не в последнюю очередь интерес к Михаилу Шишкину... объясняется тем, что ему с блеском удалось претворить в жизнь тематические и формальные ожидания читательской аудитории». Но в чём же заключается особенность его произведений? Данный вопрос мы решили изучить на примере последнего романа этого автора — «Письмовник», который вышел в 2010 году и был награждён премией «Большая книга».

Сюжет данного произведения достаточно прост. Главные герои — Владимир и Александра — оказываются в разных временах и пространствах и пишут друг другу письма. Он находится на войне в Китае в период с 1898 по 1901 год. Она живёт в советскую эпоху. Герои описывают произошедшие с ними события, размышления, жизненные уроки, анализируют свои мысли и чувства. На протяжении всего повествования мы видим, как герои меняются, развиваются, и в конце каждый из них приходит к выводу о смысле собственной жизни и назначении смерти.

При изучении особенностей данного произведения необходимо обратить внимание на некоторые моменты биографии писателя. М. П. Шишкин родился в 1961 году в Москве. Работал в журнале «Ровесник», преподавал немецкий и английский языки. С 1995 года писатель живёт в Швейцарии, Цюрихе. Это обстоятельство указывает на первую особенность творчества писателя: его произведению свойственен «взгляд со стороны» на русскую действительность. М. Шишкин не приукрашивает жизнь героев, он с документальной точностью описывает бытовые и военные реалии. Его роман лишён какой-либо идеологии и направлен на изучение обычной человеческой жизни. По самому названию произведения — «Письмовник» — мы можем сделать вывод о его содержании. Первые письмовники появились в России в XVI веке. Они представляли собой сборники норм и правил, содержали наборы шаблонных фраз и выражений, которые использовались при написании деловых документов. Самым известным из письмовников стало произведение Н. Г. Курганова (1769), которое включало в себя не только образцы писем, но и множество других сведений энциклопедического характера: грамматические правила, словарь, описание наук и искусств, пословицы, анекдоты, назидательные повести. Письмовник Н. Г. Курганова стал своеобразной энциклопедией жизни. Точно так же мы можем назвать и роман М. Шишкина, в котором автор попытался описать все основные события в судьбе человека. На первый взгляд, повествование «перегружено» рассказами об обыденных и часто неприятных вещах (ссорах, болезнях, больницах, семейных неудачах, смерти близких). Но все эти моменты имеют большое значение, так как меняют сознание человека и его отношение к происходящему. А изучение внутреннего мира личности является главной задачей творчества М. Шишкина.

С этой задачей связана следующая особенность «Письмовника». Данное произведение представляет собой усложнённый вариант эпистолярного романа. Каковы же его основные черты и с какой целью М. Шишкин обращается именно к этому жанру?

К классическим образцам эпистолярного романа в русской литературе относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1846), повесть И. С. Тургенева «Переписка» (1854). Эпистолярный роман позволяет показать самоанализ героя, передать через его образ последствия острых социальных и духовных проблем. Но впоследствии этот жанр теряет свою актуальность. М. Шишкин — один из первых писателей, вновь возрождающих его. Но в «Письмовнике» автор переосмысливает привычную нам форму эпистолярного романа. Представленные в его произведении тексты могут лишь формально называться письмами, потому что в них нет реальной коммуникации. Автор сознательно запутывает читателей: то, что на первый взгляд можно принять за переписку, на деле оказывается дневниковыми записями, «потоком сознания» героев. Письмо как предмет материального мира не играет здесь важной роли, оно необходимо для того, чтобы показать неразрывную духовную связь между влюблёнными, которая не зависит от пространства и времени. Пусть герои не встречаются друг с другом на уровне текста: каждое их «письмо» — это шаг к долгожданной встрече, мысли о которой соединяют и поддерживают персонажей на протяжении всей жизни.

Следующей особенностью творчества М. Шишкина является его индивидуальный стиль, который выражается в отборе изобразительных средств, построении фраз, употреблении слов определённой эмоциональной окраски. Для примера вашему вниманию представлен отрывок из романа, на основе которого можно сделать вывод об авторской манере писателя.

«Ты знаешь, это ведь я слепой был. Видел слова, а не сквозь слова. Это как смотреть на оконное стекло, а не на улицу. Всё сущее и мимолётное отражает свет. Этот свет проходит через слова, как через стекло. Слова существуют, чтобы пропускать через себя свет... То, что я сейчас испытываю, — намного важнее сотен и тысяч слов. Скажи, как можно передать словами эту готовность к жизни, которая меня переполняет?» [5, с. 220–221].

В данном отрывке мы можем увидеть спокойствие, плавность, ритмичность языка, отсутствие шаблонных, трудно воспринимаемых фраз, широкое использование сравнений, метафоры. М. Шишкин не стремится эпатировать читателей использованием необычных тропов, стилистических фигур, интонации. Он показывает естественную красоту русского языка, заключающуюся в его удивительной точности и простоте выражения.

Таким образом, яркими особенностями романа «Письмовник» являются его форма, непривычная для современного читателя; построение самих писем, которые напоминают дневниковые записи и показывают «поток сознания» героев; реалистичное изображение действительности. Все эти особенности делают чтение «Письмовника» достаточно трудным делом, требующим не только умственного, но и душевного напряжения. Постоянное духовное развитие героев, поиск ими ответов на вопросы о смысле жизни и смерти, любовь, не зависящая от времени и пространства, сложные линии судеб, в которых сталкиваются прошлое, настоящее и будущее, — вечные темы, которые волнуют современного читателя и определяют успех М. Шишкина. Сейчас, во время смены эпох и всеобщей глобализации, люди вновь обращаются к общечеловеческим ценностям, душе, внутреннему миру личности. В этих условиях растёт значимость произведений М. Шишкина: они становятся всё более интересными для читателей всего мира.

Библиографический список

1. Бавильский, Д. В. Шишкин лес. Достучаться до небес — 10: урок каллиграфии и чистописания в романе Михаила Шишкина «Письмовник» / Д. В. Бавильский. — http://www.chaskor.ru/article/shishkin_les_19083 (дата обращения : 9.03.2015).

2. Ларионов, Д. Общие места: в любви и на войне / Д. Ларионов. — http://magazines.russ.ru/nlo/2011/107/la30.html (дата обращения : 9.03.2015).

3. Письмовники / Энциклопедия Кругосвет. — http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/PISMOVNIKI.html (дата обращения : 9.03.2015).

4. Рогинская, О. О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / О. О. Рогинская. — М., 2002.

5. Шишкин, М. П. Письмовник / М. П. Шишкин. — М. : АСТ : Астрель, 2010. — 412, [4] с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Ольга Сергеевна Бегишева

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru