ББК Ч600.0:Щ31
УДК 070.22
Е. Д. Кузнецова
E. Kuznetsova
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
THE MUSIC JOURNALISM IN MODERN INTERNET SPACE OF RUSSIA
Аннотация: В данной статье рассмотрены аспекты функционирования музыкальной журналистики в Интернете, выделены ее основные направления. Обозначены современные формы распространения информации о музыке в Интернете: дубляж основного источника, музыкальные сайты, блоги, страницы в социальных сетях. Названы преимущества интернет-СМИ перед другими видами, такие как гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность и оперативность.
Ключевые слова: журналистика; интернет-СМИ; музыкальная журналистика; музыка.
Abstract: This article considers aspects of the music journalism on the Internet, highlights the basic directions. Author marks modern forms of dissemination of information about music on the Internet: online versions of magazines, music sites, blogs, public pages in social medias. Named benefits of online media over other types such as hypertextuality, multimedia, interactivity and efficiency.
Keywords: Journalism; online media; music journalism; music.
Музыкальная журналистика активно развивается в системе журналистики в целом, и аспекты ее функционирования в интернет-пространстве имеют свою специфику. Для того чтобы их изучить, необходимо понимать, что музыкальная журналистика постоянно видоизменяется, и на это влияет множество факторов, в зависимости от которых можно выделить несколько разновидностей музыкальной журналистики [1, с. 23].
Сегодня в российском интернет-пространстве существуют следующие направления музыкальной журналистики: информационная, деятельность которой связана с представлением музыкальных альбомов, клипов, продуктов музыки вообще, и аналитическая, в рамках которой журналисты анализируют эти продукты и создают рецензии, обзоры, комментарии.
Также музыкальная журналистика имеет разнообразные формы распространения, имеющие свои особенности. Музыкальная журналистика в Интернете лишь несколько лет назад стала самостоятельным творческим направлением, н все же в основном является дополнительным каналом распространения информации, где дублируется информация из основного источника. Так, например, ведущие периодические издания создают специальную интернет-версию каждого выпуска [2, с. 62].
Новой формой интернет-журналистики можно назвать сайты, которые посвящены музыкальным исполнителям, организациям, новостям и событиям. Уже сейчас можно выделить их главное преимущество — возможность получить в режиме реального времени актуальную информацию, освещенную со всех сторон. Есть также и недостатки: зачастую журналисты создают свои материалы анонимно, что приводит к отсутствию ответственности за достоверность информации.
Кроме того, существует огромное множество независимых музыкальных блогов. Здесь отдельный человек, блогер, на каком-либо специализированном сайте или в социальных сетях регулярно создает записи, которые и выступают в качестве музыкальных материалов. Эти записи могут содержать не только текст, но и иллюстрации, и видео-, и аудиоматериалы. Блогер может обозревать новые альбомы, вести репортажи с концертов и даже брать интервью у музыкантов. Гражданская журналистика предполагает, что получатель информации может быть и ее производителем, поэтому в блоге автор является независимым от чьего-либо мнения и может создавать такой контент, который захочет. При этом любой интернет-пользователь, читающий блог, может вступить в полемику с авторским мнением в комментариях.
В последние несколько лет музыкальная журналистика активно распространилась в социальных сетях. В наиболее популярной и крупной соцсети в России «ВКонтакте» стали создаваться группы и публичные страницы, посвященные творчеству определенных музыкантов, новостям музыкальной сферы, обзорам новых альбомов. Зачастую в таких группах информация является не авторской, а лишь скопированной с крупных музыкальных сайтов, но иногда встречаются и группы с оригинальным контентом. В другой крупной соцсети Twitter музыкальная журналистика представлена лишь аккаунтами исполнителей, либо дублированными материалами из других видов СМИ. К сожалению, самостоятельных твиттер-журналистов, которые в рамках этой сети создавали бы оригинальные
Современная музыкальная интернет-журналистика России имеет огромные перспективы развития. Сейчас она начинает активно функционировать, представляя совершенно новый контент, на сайтах, в блогах и социальных сетях. Журналистские материалы о музыке могут воплощаться не только в вербальной, но и в аудио- и аудиовизуальной формах, привлекая художественные средства театра, кино, изобразительного искусства. А благодаря таким преимуществам интернет-СМИ, как гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность и оперативность, произведения музыкальной журналистики приобретают большую убедительность и доступны большой аудитории.
Библиографический список
1. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учебное пособие / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. — М. : Юнити-Дана, 2005. — 383 с.
2. Курышева, Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика / Т. А. Курышева. — М. : Владос-Пресс, 2007. — 294 с.
3. Птушко, Л. А. Музыкальная журналистика: от теории к практике / Л. А. Птушко // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 1. — С.