ББК 74.268.3
УДК 372.882
А. А. Белошабская
A. Beloshabskaya
г. Челябинск, ЧГПУ
Chelyabinsk, CSPU
ОСВОЕНИЕ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
FAMILIARIZATION OF CALENDAR RITUALISM AS ACTUAL METHODOLOGICAL PROBLEM
Аннотация: В статье освещаются методические проблемы, возникающие при обучении фольклору подростков. Даётся описание системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию в условиях введения ФГОС. Делаются выводы о целесообразности введения в школьную программу факультативного курса, направленного на активное, творческое изучение национального фольклора учащимися пятых классов. Указываются цель программы, её задачи, а также содержание курса.
Ключевые слова: русский фольклор; традиция; календарная обрядность; методика; факультативный курс; системно-деятельностный подход; ФГОС; подростки; обучение.
Abstract: The article deals with the methodological problems that arise when teaching adolescents folklore. A description of system-activity approach to training and education in the introduction of the GEF conditions. We represent the conclusions of the feasibility of introducing into school curricula an elective course aimed at active, creative study of national folklore fifth grade students. Specify the purpose of the program, its objectives and course content.
Keywords: russian folklore; tradition; calendar ritualism; methods; an elective course; system-activity approach; GEF; teenagers; training.
В связи с тенденциями к глобализации и унификации культур, которые наблюдаются сейчас повсеместно, национальная доктрина образования Российской Федерации в ряду целей и задач образования на первое место выдвигает необходимость обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Одни из важнейших задач современной школы в России — формирование у обучающихся национальной идентичности, а также развитие направления патриотического воспитания.
Ценностный потенциал изучения календарной обрядовой поэзии в школе заключается в том, что знакомство с литературой, фольклором, историей «... приобщает учащихся к духовным ценностям родной, русской и мировой культуры, способствует формированию гуманистического мировоззрения, нравственных качеств, расширению кругозора, духовному обогащению» [1, с. 12].
Проблема создания системы эффективного знакомства школьников-подростков с календарными обрядами, являющимися значимой частью национальной культуры, представляется малоизученной. Ментальность учащихся
На наш взгляд, при разработке программы факультатива по фольклору необходимо использовать принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию, которые обязательны при реализации ФГОС. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
В связи с этим актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Методист Т. М. Вилкова считает, что новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: «... осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике» [2, с. 3]. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровыми технологиями, технологией критического мышления, технологией исследовательской и проектной деятельности, — что способствует формированию универсальных учебных действий и следующих компетенций:
— готовность к разрешению проблем,
— технологическая компетентность,
— готовность к самообразованию,
— готовность к использованию информационных ресурсов,
— готовность к социальному взаимодействию,
— коммуникативная компетентность.
В связи с выдвинутыми тезисами мы определили для себя цель: теоретически обосновать и разработать экспериментально проверенную систему использования материалов календарных обрядов при изучении устного народного творчества учащимися пятых классов средней школы. Для достижения данной цели нами были поставлены определённые задачи. Во-первых, проанализировать труды по культурологии, психологии, философии, педагогике, фольклористике и методике преподавания литературы с целью определения теоретических основ использования материалов календарной обрядности при изучении фольклора в пятых классах. Во-вторых, систематизировать и обобщить материалы календарной обрядности русского фольклора для изучения в рамках факультативного курса в
В результате нами была создана программа факультативного курса «Традиционные календарные обряды». Цель программы — воспитать у учащихся уважительное отношение к культуре русского народа, традиционному обрядовому фольклору, народным традициям.
Задачи программы:
1) сформировать знания о календарных обрядах и праздниках, их культурных особенностях;
2) познакомить с народными обычаями и песнями во время обрядов и праздников;
3) привить навыки исполнения народных песен, изготовления народных кукол и др.;
4) развить творческие способности (умения сочинять частушки, изготавливать поделки, элементы костюмов, а также актёрские навыки);
5) воспитать культуру поведения во время проведения народных праздников, умение ценить и создавать красоту;
6) создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуацию успеха.
В приведённой таблице указано содержание рабочей программы, распределённое по тематическим разделам с указанием количества часов на их изучение.
Название темы |
Содержание |
Кол-во часов |
---|---|---|
Введение |
Фольклор. Происхождение. Жанры. Общие особенности. Познавательное значение |
1 |
Календарная обрядовость |
Обряд: основные признаки, цель, организация. Понятие календарного обряда. Славянские представления о календаре: лунница и солнечный календарь. Календарно-обрядовый фольклор. Жанры календарно-обрядового фольклора |
2 |
Осенние обряды |
Осенние календарные обряды: система праздников. Ильин день: связь с культом Перуна, традиции запретов. Обряд собирания урожая, культ Велеса. Жнивные песни. Покров — подготовка к зиме. Кузьминки. Традиции празднования (капустная вечерка, чучело Кузьмы, хороводные песни, загадки, народные игры, изготовление кукол-закруток, берестяных туесков, поясов) |
8 |
Зимние обряды |
Зимние календарные обряды: система праздников. Традиции празднования Рождества: святки, обрядовая еда, игры, духовные песни, Коляда и колядование. Колядки и овсеневые песни: поэтика, композиция, магическая природа. Святочные гадания: ритуал подготовки, прогнозирующая функция. Поэтика подблюдных песен |
7 |
Масленица |
Ритуально-обрядовая природа праздника, недельный цикл проводов зимы. Ритуальная еда, игры. Масленичные песни: композиция, поэтика, магическая природа. Частушки, потешки, загадки. Изготовление чучела Масленицы. Народный театр Петрушки. Инсценировка воскресного гуляния |
8 |
Весенние и летние обряды |
Весенние календарные обряды: система праздников. Сороки — встреча весны. Заклинательные песни веснянки. Обрядовые действия, еда. Обрядовые песни. Великий пост. Вербное воскресение. Магия вербы, обрядовые действия, восстановление целостности годового цикла. Пасхальные традиции: окрашивание яиц, рецепты куличей, пасхи, традиции гостеприимства. Летние календарные обряды. Красная горка, Фомина неделя (навий день). Троица. Изготовление кукол, плетение венков. Традиция завивания березы (ритуальная функция). Песни, обращённые к берёзе. Хороводы (ведение хоровода, хороводные песни). Частушки, кадрили. Гадания, обрядовые игры. Песни, сопровождающие гадания. Приметы, пословицы. Купальская обрядность: культ Ярилы / Костромы, ритуальные костры, игры. Традиции народной медицины и обряд собирания трав |
8 |
Итоговый урок |
Значение календарных обрядов для русского крестьянина. Традиция организации фольклорных праздников, фестивалей в Челябинской области. Роль фольклора в жизни современного городского школьника |
1 |
Итого: 35 часов |
Мы предполагаем, опираясь на мнение исследователя М. Е. Старостиной [5, с. 113], что ознакомление учащихся с национальными культурными ценностями будет способствовать развитию их духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру их общего развития. У учащихся будет воспитано «... уважительное отношение к культуре русского народа, традиционному обрядовому фольклору, народным традициям» [3, с. 24].
Библиографический список
1. Алфёрова, А. А. Интеграция литературы и фольклора на уроках литературы в школе с этнокультурным компонентом образования:
2. Вилкова, Т. М. Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС / Т. М. Вилкова. — http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/03/22/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-v-usloviyakh-fgos.
3. Лазутин, С. Г. Поэтика русского фольклора : учебное пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит-ра» / С. Г. Лазутин. — М. : Высшая школа, 1989. — 207 с.
4. Соколова, Е. М. Русская народная песня. 8 класс / Е. М. Соколова. — М., 2009. — festival.1september.ru/articles/595052/.
5. Старостина, М. Е. Использование краеведческих материалов при изучении русского устного народного поэтического творчества в средних классах : дис. ... канд. пед. наук / Старостина М. Е. — Самара, 2010. — 282 с.
6. Фольклор и родное слово : учебное пособие для 5 класса. Серия: Гуманитарное образование в России. / Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. — Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр : ЦГО, 2001. — 216 с.
7. Щеголева, Ю. А. Русское народное поэтическое творчество. 9 класс / Ю. А. Щёголева. — Красный Холм, 2006. — krhroo.narod.ru/cursliter.doc.