Е. В. Федорова. ПОЭТИКА РОМАНА А. БЕЛОГО «СЕРЕБРЯНЫЙ ГОЛУБЬ»

ББК Ш5(2)5-4

УДК 821.161.1-3

Е. В. Федорова

E. Fedorova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ПОЭТИКА РОМАНА А. БЕЛОГО «СЕРЕБРЯНЫЙ ГОЛУБЬ»

POETICS OF THE NOVEL OF A. BELY’S «NOTES OF THE CRANK»

Аннотация: В статье предложен анализ художественных особенностей романа А. Белого «Серебряный голубь». Визуальная составляющая текста представлена как элемент художественного целого, который во взаимосвязи с другими элементами определяет поэтику прозаических произведений писателя. Автор рассматривает такие художественные особенности, как визуализация образов, сказовая манера повествования, использование прозиметрии и шрифтовой акциденции.

Ключевые слова: поэтика; визуальный образ; прозиметрия; шрифтовая акциденция.

Abstract: The article is concerned with of art features of the story of A. Bely’s «Notes of the crank». The visual component of text is presented as an art ensemble element which in interrelation with other elements defines poetics of prosaic works of the writer. The author considers such art features, as visualization of images, a tale’s manner of a narration, use of a prosimetra and font accident.

Keywords: poetics; visual image; prosimetra; font accident.

Роман «Серебряный голубь» написан в 1909 году и задумывался Андреем Белым как первая часть трилогии «Восток или Запад», в рамках которой писатель переосмысляет судьбу и мировое значение России. Второй частью неоконченной трилогии является роман «Петербург», первоначальное название которого было «Путники». Однако третья часть так и не вышла в свет, и романы «Серебряный голубь» и «Петербург» приобрели самостоятельное значение: в первом описана гибельная стихия Востока, во втором — уничтожающая сила Запада.

По мнению Андрея Белого, проблема Востока и Запада не ограничивается исторической судьбой России, а находит свое отражение в жизни каждого индивидуума, образуя бинарную систему сознательное (Запад) — бессознательное (Восток). В будущем именно идея двухбытийности мира станет концептуальной основой последующих произведений А. Белого (например, «Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки Чудака»).

А. Белый считал, что только преодоление духовного кризиса способно преобразить личность и решить судьбоносный вопрос для России, именно поэтому в романе «Серебряный голубь» автор исследует влияние хаотичных религиозных культов на человека. Показательно, что для Белого, как и для многих символистов, социально-политический кризис страны отождествляется с религиозно-мистической идеей конца света.

Главный герой — Петр Петрович Дарьяльский — является личностью «символистского» типа, занимающейся поиском «нового» начала и путей духовного преображения человека. Как указывает Л. К. Долгопопов, сама фамилия героя символизирует идею поиска, т. к. «Дарьял — это ущелье, проход, ворота (в переводе с персидского — „дверь“), открывающая путь европейцам в Азию <...> и <...> доступ из Азии в Европу» [3, с. 190]. С одной стороны, отношения Дарьяльского с Матреной символизируют слияние героя с темной народной стихией, воплощающей восточное начало России, с другой — его чувства к Кате выражают западное начало. Известный исследователь А. В. Лавров отмечает, что все члены Катиной семьи «так или иначе олицетворяют западное начало, связаны с умирающей европейской культурой» [5, с. 98].

Конфликт Востока и Запада отражен не только в судьбе Дарьяльского, но в самом построении текста. Экспериментальный подход к изображению реальности, к освещению актуальных для символистского общества тем, к выбору образных средств находит отражение и в использовании уникальных приемов поэтики и выборе образов-символов. В самом названии и тексте романа переосмыслен традиционный символ Святого Духа — белый голубь. Образ серебряного голубя становится визуально-зримым в результате передачи зрительных впечатлений повествователя:

«Кусок огромный голубого шелка, с на нем нашитым человечьим сердцем из красного бархата и с терзающим то сердце белым бисерным голубем (я с т р е б и н ы й у голубя вышел в том рукоделии клюв)» [2, с. 59–60].

Визуализация образов осуществляется благодаря тому, что повествователь характеризует их с точки зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия. Цветовое решение отражает эмоциональную сторону каждого эпизода и сюжета в целом, его настроение и смысловое содержание. Например, нагнетание обстановки в селе иллюстрируется метафорой: «...кусок красного коврового воздуха ударил в поповский смородинник» [2, с. 36]. Т. е. цветовые характеристики воспринимаются читателем, влияют на его эмоциональное восприятие текста, создают определенную атмосферу языкового пространства.

Таким образом, можно утверждать, что в романе А. Белого «Серебряный голубь» доминирует визуальное воспроизведение действительности. При этом мы отмечаем исключительную роль повествователя, благодаря которому мир воспринимается главным образом через визуальную сферу.

Н. А. Кожевникова и другие исследователи романа «Серебряный голубь» описывают сильное влияние поэтики Н. В. Гоголя и его сказовой манеры на стиль А. Белого. В работе «Мастерство Гоголя» А. Белый пишет: «В напевности, в оперной нарочитости поз, в расстановке слов, в их повторах, красках, паническом чувстве, внушаемом солнечным блеском, во многих сюжетных моментах есть итог увлечения прозой Гоголя до усилия ее реставрировать» [1, с. 302]. Анализируя особенности творческой манеры Андрея Белого Н. А. Кожевникова подчеркивает, что «... сказ Белого строится как цитата из Гоголя, но преобразованная» [4, с. 68].

Исследователь фольклорно-мифологической традиции творчества Белого А. И. Ощепкова приходит к выводу, что в романе «... создается сложная архитектоника авторского повествования, определяющей в котором становится стилизация с установкой на чужое слово, сказовая манера» [6, с. 96]. Сказовая форма повествования имитирует спонтанность устной речи, что визуально выражено в нарушении правил пунктуации и орфографии. Напевная речь таких фрагментов текста насыщена инверсией, лексическими повторами, звукописью, диалектной лексикой: «Вот ошшо величат холубями нас; и по всей-то крайне мы разлетайся, друх; вот ошшо середь нас живет набольший: матерый сам, холубь сизокрылый; оттого пошел по Руси бунт-свят, шта бунтарствует вольно казачество под синим под небушком» [2, с. 156].

В тексте анализируемого произведения важную роль играют народные песни, восходящие к фольклорно-мифологической традиции — стихотворные отрывки, непосредственно включенные в структуру повествования. В контексте романа явление прозиметрии — наличие стихового элемента, который определяется, прежде всего, на визуальном уровне — связано со сказовой манерой:

Девицы-красавицы —
Светел теремок!
Душеньки-подруженьки, —
Пейте пиво да медок! [2, с. 63].

Жанр народной песни подразумевает присутствие в тексте элементов фольклорной ритмики: повторы строк, употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме, лексические обороты, свойственные для народной речи, простой синтаксис. Использование средств прозиметрии способствует созданию своеобразной ритмической конструкции прозы А. Белого: прозаический текст становится сложной многоуровневой системой, сочетающей в себе не только метрически нейтральную и метрически организованную прозу, но и цельные стиховые фрагменты. Различные стихотворные вставки представляют собой органичную часть основного теста романа.

Одним из ярких качеств прозы А. Белого является необычный визуально-графический облик текста — визуальные акценты как особенные авторские знаки позволяют расшифровать сложную мозаичную структуру его произведений. Несмотря на прозиметрическую структуру текста, пространство страницы еще заполнено достаточно плотно и расположение текстового массива больше относится к традиционному. В романе «Серебряный голубь» в ряду прочих приемов на первый план выходит использование шрифтовой акциденции, в качестве которой используется разрядка слова. Как правило, разреженное написание имеют идейно-значимые элементы, которые требуют логического ударения. Функция данного приема — сигнальная, шрифтовая акциденция привлекает внимание читателя, выделяет фрагмент текста, подчеркивает его смысловую и эмоциональную значимость. Примечательно, что слово, выделенное однажды в одном контекстуальном фрагменте, в дальнейшем выделяется по всему тексту, скрепляя даже сюжетно не связанные фрагменты повествования. Разрядка становится приемом, с помощью которого происходит образное раскрытие текста, графически выделяются ключевые или особо значимые слова, отражающие тему и глубинный смысл произведения. Изменение шрифтового рисунка влечет за собой интонационно-ритмическое изменение, заставляя прочитывать текст иным образом, делая акценты на визуально выделенных словах: «К тому времени более двухсот г о л у б е й поразвел столяр» [2, с. 54].

Помимо ключевых слов, при помощи разрядки выделяются окказионализмы и слова, в которых нарушены фонетические и грамматические нормы. Так, в главе «Наваждение» в тексте выделены слова, передающие речь, стилизованную под малограмотную, характерную для персонажей из народа: «глаза ее после того еще а г р а м а д н е й» [2, с. 141]; «и Степан Иванов полюбил „Г е й н ю“» [2, с. 145].

Таким образом, в романе «Серебряный голубь» феномен «визуальности» представлен в двух планах: как тип художественного восприятия, при котором образы-символы становятся визуально зримыми в результате передачи визуальных впечатлений повествователя, и как прием внешнего, физического уровня, с помощью которого происходит образное, концептуальное раскрытие текста. Визуализация стала для А. Белого одним из средств создания символистского текста, элементы которого влияют на эмоциональное восприятие произведения, создают определенную атмосферу текстового пространства (отрицание старого мира с его устоями, ощущение культурного и социального кризиса, характерное для произведений символистов) и подчеркивают авторский замысел о необходимости духовного перерождения личности. Синтез данных составляющих определяет поэтику романа.

Библиографический список

1. Белый, А. Мастерство Гоголя / А. Белый. — М. ; Л. : Гос. изд-во художеств. лит-ры, 1934. — 353 с.

2. Белый, А. Серебряный голубь / А. Белый. — М. : Скорпион. — 321 с.

3. Долгополов, Л. К. Андрей Белый и его роман «Петербург» : монография / Л. К. Долгополов. — Л. : Советский писатель, 1988. — 416 с.

4. Кожевникова, Н. A. Язык Андрея Белого / Н. А. Кожевникова. — М. : Институт русского языка РАН, 1992. — 256 с.

5. Лавров, А. В. Дарьяльский и Сергей Соловьев. О биографическом подтексте в «Серебряном голубе» Андрея Белого / А. В. Лавров // Новое литературное обозрение. — 1994. — № 9. — С. 93–110.

6. Ощепкова, А. И. Поэтика «романа-мифа» Андрея Белого «Серебряный голубь»: к проблеме авторского повествования / А. И. Ощепкова // Слово в романе: проблемы междисциплинарного исследования. Памяти профессора В. М. Переверзина : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Якутск, 2013. — С. 83–96.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2014 Екатерина Викторовна Федорова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru