ББК Ш 141
УДК 811
В. И. Пшеничникова, О. И. Шарафутдинова
V. Pshenichnikova, O. Sharafutdinova
г. Челябинск, ЧелГУ, ЮУрГУ
Chelyabinsk, CSU, SUSU
СПЕЦИФИКА ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
SPECIAL LINGUO-DIDACTIC DESCRIPTION OF OFFICIAL STYLE IN RUSSIAN LANGUAGE
Аннотация: В статье описывается специфика изучения официально-делового стиля в школьном курсе русского языка.
Ключевые слова: стилистика; официально-деловой стиль; лингводидактика; обучение русскому языку.
Abstract: The article is devoted to describing of official style in a school course of Russian language.
Keywords: stylistics; official style; linguodidactics; teaching Russian.
Официально-деловой стиль речи служит для осуществления основных функций права, которое призвано регулировать отношения между людьми, организациями, государственными органами и странами, т. е. официально-деловой стиль возникает из потребности документально оформить общественные, государственные и межгосударственные отношения. В связи с выполняемой функцией и сферами использования данный стиль обладает рядом специфических черт: императивностью, точностью и стандартизованностью изложения, неличным характером речи и т. п.
Однако в целом официально-деловой стиль неоднороден, для него характерна дифференциация на подстили. Большинство исследователей выделяют 3 подстиля: 1) собственно-деловой (канцелярский, административно-канцелярский, делопроизводственный); 2) юридический (язык законов) и 3) дипломатический [1; 4].
Жанровые особенности официально-деловых текстов обусловлены теми типовыми целеустановками, которые принято выполнять в правовой сфере. Каждая целеустановка реализуется в виде некоторой последовательности коммуникативных действий. Тем самым жанровая форма предстает как закрепленный социальным опытом, многократно используемый способ реализации общей цели набором коммуникативных действий [3]. Для каждого подстиля характерен свой набор жанров, например: для канцелярского — административные акты, циркуляры, инструкции, распоряжения, приказы, договоры, деловая переписка и т. д.; для юридического — закон, указ, кодекс, конституция, разного рода уставы и т. д.; для дипломатического — международный договор, конвенция, нота, декларация, меморандум и т. п.
Современная речевая ситуация приводит к появлению большого количества т. н. «гибридных» текстов, к которым можно отнести: ежегодное послание президента парламенту, обращения парламента, главы государства к населению страны, преамбулы межгосударственных договоров и др. Появление гибридных жанров официально-делового стиля говорит о взаимодействии его с другими стилями, следовательно, о его включенности в функционально-стилевую систему русского литературного языка и динамичном существовании в ней, несмотря на то, что это один из самых консервативных и стандартизированных стилей.
Значимость и структурная сложность данного стиля привели к включению его в обучение русскому языку в школе. Важность стилистики в целом в школьном курсе русского языка во многом определяется ее значением в повышении культуры речи учащихся путем усвоения опорных стилистических понятий и формирования прочных стилистических умений [5]. Однако в реальной практике освоение данной дисциплины носит «попутный» характер: о стилистических особенностях текста учитель может говорить на уроках обучения изложению, при анализе художественного произведения на уроках литературы и т. д. Ясно, что тексты официально-делового стиля на уроках русского языка встречаются довольно редко, следовательно, школьники не получают достаточного количества знаний о данной функциональной разновидности литературного языка, что в дальнейшем может вызвать значительные трудности в понимании текста законов и других деловых документов.
Рассмотрим подробнее этапы изучения данного стиля в школьном курсе и особенности его представления школьникам.
В учебнике по русскому языку М. М. Разумовской для 5 класса выделяется три стиля речи: разговорный, художественный и научно-деловой. Разделение последнего на собственно научный и официально-деловой даётся лишь в 6 классе. Задачей речи делового стиля авторы считают сообщение конкретных сведений из практической жизни, которые помогут человеку что-то сделать (сообщение + инструкция) [2, с. 77]. Далее до 9 класса не даётся никакой более подробной информации о данном стиле речи. Таким образом, до 14 — 15 лет школьники остаются практически в полном незнании стилевых особенностей и жанрового разнообразия этого стиля, что может иметь негативные последствия, ведь в этот период люди получают первый паспорт и вступают в правовые отношения, урегулированные государством, до конца не осознавая возможных последствий данных отношений.
В 9 классе официально-деловому стилю уделяется достаточно много внимания, но прежде всего его жанровой специфике: подробно разбираются правила написания заявления, доверенности, автобиографии, а из стилевых особенностей выделяются только штампы.
Изучение русского языка в
Учебник профильного уровня Г. Ф. Хлебинской дает исчерпывающую информацию о данном стиле речи. Подробно описываются лексические, морфологические, синтаксические особенности, разбираются основные жанры, но главное — включаются подстили официально-делового стиля и их специфические черты. После изучения данного стиля речи автор предлагает текст для стилистического разбора, образец которого также имеется в учебнике. Цель данного разбора — доказать, что предложенный текст принадлежит именно к официально-деловому стилю, разумеется, для этого ученику необходимо выявить специфические черты стиля в тексте, языковые особенности, жанр, функцию в речи и т. п.
Проведенный анализ учебной литературы позволяет выявить значительную нехватку информации об официально-деловом стиле у учеников, изучающих русский язык на базовом уровне. Кроме того, нужно помнить, что в реальной практике многие педагоги не уделяют должного внимания занятиям по стилистике, а недостаточная изученность особенностей делового стиля речи может иметь негативные последствия для личности, вступающей в правовые отношения. Таким образом, необходима система уроков по изучению официально-делового стиля речи, так как владение системой стилистических умений даёт возможность сознательно использовать их в практических целях.
Библиографический список
1. Воронцова, Т. А. Элементарная стилистика : учебно-методическое пособие / Т. А. Воронцова. — Ижевск : Удмуртский университет, 2009. — 130 с.
2. Русский язык. 6 класс : учебник / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2013 — 336с.
3. Салимовский, В. А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении / В. А. Салимовский. — Пермь : Изд-во Пермского ун-та, 2002. — 236 с.
4. Солганик, Г. Я. Стилистика текста : учебное пособие / Г. Я. Солганик. — М. : Флинта, 2000. — 253 с.
5. Чижова, Т. И. Научные основы методики обучения стилистике в средней общеобразовательной школе : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. — www.dissercat.com.
6. Шарафутдинова, О. И. Изучение русского языка: система, норма и чувство языка / О. И. Шарафутдинова. — Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 2 (23). — С.44—48.