Ю. Е. Барышникова. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И АРМЕЙСКИЕ ГАЗЕТЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ББК Ч400.522 + Ч603.147.1(2Р-4Че)

УДК 070:654.19 + 378.035.6:654.19

Ю. Е. Барышникова

Y. Baryshnikova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И АРМЕЙСКИЕ ГАЗЕТЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

CENTRAL AND ARMY NEWSPAPER WWII PERIOD

Аннотация: Данная статья представляет собой краткий обзор основных изданий периодической печати 1941–1945 годов. Прослеживаются развитие и изменения в отечественной журналистике, задачи, поставленные перед СМИ в годы Великой Отечественной Войны. Показаны героические личности, которые словом поднимали патриотический дух солдат, народа и освещали важнейшие события, происходящие на фронте.

Ключевые слова: журналистика; военная корреспонденция; Великая Отечественная война; СМИ; газета.

Abstract: This article provides a brief overview of the main publications of the periodical press of 1941–1945. Traces the development of and changes in domestic journalism, the tasks assigned to the media in the Great Patriotic War. Showing heroic figures that word raised the patriotic spirit of the soldiers, the people and covering important events happening at the front.

Keywords: journalism; military correspondence; the Great Patriotic war; the media; the newspaper.

В 1812 году началось развитие фронтовой корреспонденции, а во время Великой Отечественной войны сократился и изменился весь облик периодической печати, так как все силы средств массовой информации были направлены на освещение военной тематики на фронте и в тылу, а именно: на второй план ушли центральные и отраслевые газеты, некоторые из них объединились (например, «Литературная газета» и «Советское искусство» превратились в периодический симбиоз «Литература и искусство»). Пропаганда на фронте стала основной задачей для СМИ [2].

На решение данной задачи ушел значительный отрезок времени, начиная с 1939 года. Результат же был внушающим: к концу 1942 года выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет.

На фронтах и в армии выпускали газеты на языках народов СССР, редакцию которых представлял интернациональный состав: на восьми языках издавалась газета 2-го Прибалтийского фронта «Суворовец», на семи языках — газета 3-го Украинского фронта «Советский воин».

Гитлеровцы всеми способами старались проникнуть в массовое сознание советских граждан, создавая пропаганду на оккупированных территориях, например, на Донбассе, издавая газеты, пропагандистские листовки и активно продвигая свою идеологию с помощью радиовещания. Все журналистские работы немцев были представлены на украинском языке и убеждали, что Союз слаб и Советская армия не способна противостоять германской империи.

Таким образом, гитлеровская антисоветская пропаганда также послужила огромным толчком к изменению системы советских СМИ и вызвала потребность в укреплении позиций отечественной корреспонденции. В связи с этим произошло масштабное привлечение в круги полевых корреспондентов писателей и литераторов. Стоит ли говорить о том, что добровольцев было великое множество? Рискуя собственной жизнью, нередко подвергаясь опасности, они выполняли свой воинский долг. В кадрах Красной армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя.

Тысяча триста номеров газеты «Правда», изданных в годы Великой Отечественной войны, поддерживали веру в победу и силы народа, борющегося за нее.

Газета агитировала народ к борьбе и стойкости, к образцовой выдержке перед врагом. Через «Правду» члены ЦК ВКП(б) обращалась как к труженикам тыла, так и к армии. Перед последними ставили связанные с обороной задачи, требовавшие срочного решения. Ориентация газеты превратилась в исключительно военную, исчезли темы отраслевой направленности. Основными идеями публикаций данного периода были: защита, лозунги партии, сводки советского информбюро, материалы о внутренних событиях, многочисленные очерки о воинах и партизанах, о патриотизме советских граждан [1].

Главным средством, поддерживающим дух русского народа, были письма от воинов и тружеников тыла. За период Великой Отечественной войны в редакцию газеты поступило более 400 тысяч таких, включая прикрепленные переписки солдат. Такие материалы помещались в рубриках «обзор писем читателей» и «письма в редакцию», или публиковались отдельными корреспонденциями.

Помимо прочего в «Правде» регулярно выходили отчеты о военных событиях, отчеты с прошедших заседаний партии и другие. В военный период ее тираж увеличился в 1,5 раза.

Главное достоинство газеты заключалась в ее масштабном распространении по всему Союзу: существовало множество выездных редакций, и обусловлен это шаг был рядом причин. В первую очередь, «Правда», являясь центральным и достоверным печатным органом, пользовалась огромным доверием аудитории, и освещение военных действий в данной газете должно было разойтись во все города. Во-вторых, десятки сотрудников находились на фронте в качестве специальных корреспондентов, и их публикации выходили в выездных редакциях, а позже перепечатывались повсеместно.

В газете сотрудничали одни из лучших представителей советской литературы: Михаил Шолохов («Наука ненависти», «Они сражались за Родину»), Константин Симонов («Русские люди»). Очерки П. А. Лидова о Зое Космодемьянской воздействовали на солдат и моряков с великой силой. В цикле «Ленинградские рассказы» публиковались рассказы Николая Тихонова о жизни ленинградцев во время блокады. Эти истории были отнюдь не вымышленными — писатель и журналист сам прошел через все муки оккупированного города и был очевидцем страшных и жестоких смертей, голода и страха.

Важно также и оформление всех трех изданий. Номера пестрят яркими и масштабными в отношении шрифтов заголовками («Выстрелы из засады», «На свободной земле», «Вперед, за нашу победу!», «В последний час» и др.). Темы журналистских материалов располагаются по полосам в строгой иерархии: первыми публикуются сообщения о событиях, происходящих непосредственно в зонах боевых сражений, далее следуют указы властей, документальные сводки; ниже — очерки писателей с мест сражения, агитационные воззвания. Сообщения подкрепляются фотоматериалами. Указаны выходные данные номеров. Помимо вышеперечисленного, в изданиях существуют разделы, посвященные бытовым сферам жизни людей в тылу. Например, в газете «Правда» оставались нетронутыми войной рубрики «обзор печати» и «критика и библиография».

Из всего этого можно сделать вывод о необходимости военной корреспонденции, а также о пользе привлечения в освещение боевых действий культовых писателей, благодаря которым советский народ не терял веру в Родину и в ее победу. А современный читатель имеет возможность прочесть рассказы, повести, романы и журналистские произведения, которые способны вызвать чувство глубокого патриотизма.

Библиографический список

1. Библиотека Гумер — гуманитарные науки: официальный сайт. — http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Ovsep/_04.php (дата обращения 18 марта 2016 года).

2. Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики / И. В. Кузнецов. — М. : Флинта : Наука, 2002.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Юлия Евгеньевна Барышникова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru