Т. М. Петрова, С. А. Кривоногова. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ЧЕРНОКОЖЕГО НАСЕЛЕНИЯ США В 1950-Е ГГ.

ББК Т3(7США)6 — 2

УДК 94(73)"1950/1960«

Т. М. Петрова, С. А. Кривоногова

T. Petrova, S. Krivonogova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ЧЕРНОКОЖЕГО НАСЕЛЕНИЯ США В 1950-Е ГГ.

TO THE QUESTION ABOUT LEGAL STATUS OF BLACK POPULATION IN THE USA IN 1950s

Аннотация: В статье рассматриваются основные права и обязанности афроамериканцев в середине ХХ века. Сравнение социального положения чернокожего и белого населения США позволило глубже понять причины активизации борьбы с сегрегацией.

Ключевые слова: США; афроамериканцы; права; обязанности; десегрегация.

Abstract: The article considers the Afro-American’s basic rights and responsibilities in the middle of the XX century. Comparison black and white population’s social situation of the USA allows better understand the reasons for strengthening the fight against segregation.

Keywords: USA; African American; rights; responsibility; desegregation.

Начиная с 1619 года (ввоз первых африканских невольников в британскую Виргинию) особую роль во внутренней политике Соединенных Штатов Америки играл расовый вопрос, значение которого определяется глубокими связями с важнейшими сферами жизни американского общества, а также влиянием на всю систему общественных отношений.

Глобализация современного мира создала условия для совершения преступлений на национальной, религиозной и расовой почве, что свидетельствует об актуальности проблематики межнациональных отношений.

В историографии по данному вопросу можно выделить два основных направления: советское и западное. Одно из наиболее значимых исследований положения афроамериканцев в США среди советских историков провели Э. Л. Нитобург и Р. Ф. Иванов [5; 3]. Изучая социально-экономическое и правовое положение чернокожего населения, ученые особое внимание сосредотачивают на проблеме национального самосознания афроамериканцев, особенно на юге США.

Большинство работ американских ученых, касающихся заданной проблемы, принадлежит историкам-марксистам. Так, Г. Уинстон в своей работе «Негры США: опыт борьбы и его уроки» проанализировал роль чернокожего меньшинства в сельском хозяйстве Юга [6]. Используя статистические данные, он сделал вывод о крайне тяжелом положении афроамериканцев в США к середине XX в. и предположил, что в основе расового неравенства лежали экономические причины. На основе фактического и статистического материала Г. Аптекер доказывал несостоятельность расистских теорий, а приведенные им данные и последующие выводы использовались многими другими авторами [1].

В целом можно отметить, что в отечественных исследованиях тема правового положения афроамериканцев в середине XX вв. раскрыта недостаточно. Советские историки рассматривали проблему расовой сегрегации и ее последствий с позиций марксизма-ленинизма, что не позволило провести всестороннее исследование. Американская исследовательская литература гораздо богаче, что объясняется популярностью данной тематики в США.

В основе методологической базы исследования лежит междисциплинарный подход. Выделить сам период 1950-х гг. в истории расового вопроса в США помог историко-генетический метод. Благодаря историко-сравнительному методу стало возможным сравнить правовое положение афроамериканцев в заданный исторический отрезок. Более глубокое изучение факторов, влиявших на общественное положение афроамериканцев в середине XX в., было проведено посредством «новой социальной истории». В связи с тем, что предметом данного метода является изучение внутреннего состояния отдельных общественных групп при помощи социологических приемов, в рамках данного подхода представляется возможным проанализировать социальную группу афроамериканцев через непосредственное раскрытие внутренней организации и функционирования группы.

К моменту завершения Второй мировой войны основными документами, регулирующими правовое положение чернокожего населения, были Конституция (13, 14, 15 поправки), а также закон «О гражданских правах» 1866 года и 1875 года. Согласно им, в США отменялось как рабство, так и любые подневольные работы, право на участие в выборах не могло быть ограничено «под предлогом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния» [4, с. 27].

С конца XIX века Штатам была предоставлена полная свобода в отношении вопросов регулирования отношений между представителями различных рас. Данное решение практически лишило правительство США возможности принятия мер по реализации принципа равноправия, закрепленного в Конституции. Традиционное безразличие к негритянской проблеме или умолчание о ней способствовали дальнейшему распространению сегрегации и дискриминации по расовому признаку, особенно в южных штатах, где члены местной администрации препятствовали участию негров в выборе должностных лиц. Это было сделано посредством введения ценза грамотности, а также различными экзаменами. Афроамериканцев, желавших участвовать в политической жизни страны, подвергали «судам Линча», что противоречило действующему законодательству, но к чему систематически прибегал Ку-клукс-клан. По законам южных штатов, получивших распространение на территории всей Америки, негры обязывались проживать в специально отведенных для них кварталах, ездить в вагонах отдельно от белых, посещать школы для черных и т. д. Межрасовые браки были невозможны, т. к. расценивались как уголовное преступление.

В 1890 г. на железной дороге штата Луизиана появилась сегрегация по расовому признаку, что дало начало появлению серии законодательных актов, более известных как «законы Джима Кроу». К 1910-м гг. практически весь Юг был заполонен документами, устанавливавшими сегрегацию в учебных заведениях, общественных местах и транспорте. Каждый суд был обязан иметь по два комплекта Библии. Один из них предназначался для белых, другой — для цветных. Подобные ограничения касались и участия афроамериканцев в голосовании. Для того чтобы получить разрешение прийти на выборы, было необходимо оплатить специальный налог, а также пройти тест на грамотность. В результате этого на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000 [5, с. 17]. Формально «законы Джима Кроу» ограничивали избирательное право только на основании избирательного налога и малограмотности и ограничивали также права малоимущего белого населения, однако небольшая оговорка позволяла неграмотным белым голосовать, но не касалась афроамериканцев.

Наибольшие трудности в регулировании межрасовых отношений, особенно на Юге, создавал факт наличия т. н. «черных кодексов». Созданные еще при Эндрю Джонсоне в период «реконструкции Юга», эти законодательные акты дискриминировали цветное население США. Например, согласно законам штата Техас цветным гражданином считался каждый человек, 1/8 часть предков которого были чернокожими. Согласно «черным кодексам» вводились ограничения прав негров на выбор работодателя, на свободу передвижения, на права на владение и распоряжение землей. Также допускалось использование принудительного труда негритянских детей, запрещалось проведение митингов и собрания, ношение оружия, заключение браков с белыми, голосование и избрание в органы власти, свидетельствование против белых в суде, служение в качестве присяжных, а также в полиции. Разрешалось создание судов, в юрисдикцию которых входило рассмотрение дел о преступлениях, совершенных неграми. Некоторые штаты вводили ограничения на выбор профессий для цветного населения.

В основе данных документов лежали принятые на Юге еще в довоенное время законы касательно рабов. Так, согласно законодательству штата Миссисипи: «Негры ежегодно обязаны заключать письменные контракты на труд; если они не выполняют свои обязанности, их работодатель удерживает их заработную плату за год. Когда от них того требуют, негры обязаны предъявлять лицензии (в городах — за подписью мэра, в прочих населённых пунктах — подписанные членом местного органа власти или полиции), в которых должно быть указано место жительства и подтверждено их право на работу. Уклоняющиеся от трудовых обязанностей должны быть подвергнуты аресту и возвращены нанимателю. Граждане, задержавшие и доставившие негров, уклоняющихся от работы, к нанимателю, получают по пять долларов за голову и компенсацию за транспортные расходы. Агитация среди негров бросать работу или помощь едой уклоняющимся от работы наказывается штрафом или тюремным заключением. Подростков следует отдавать в подмастерья, если юношам ещё не исполнилось 21 года, а девушкам — 18 лет. Телесные наказания, которым отцы подвергают своих детей, могут быть применены хозяевами по отношению к подмастерьям» [3, с. 245]. Аналогичны законы Южной Каролины: «... цветных, нанятых на работу, называют прислугой, а их нанимателей — хозяевами. На фермах часы их работы определяются как светлое время суток: ежедневно от восхода до заката за исключением воскресенья. Негры должны вставать с постели на рассвете. Потерянное время вычитается из их заработка, так же как стоимость питания и ухода в случае болезни. В воскресенье отсутствующие обязаны возвращаться на плантацию до заката. Домашняя прислуга должна являться по вызову в любое время дня и ночи все семь дней в неделю. Она должна быть особенно вежлива с хозяевами, их семьями и гостями и в таком случае с ними будут также обходиться вежливо и любезно. Телесные и прочие наказания допустимы только по приказу судьи или иного представителя местной власти» [3, с. 250].

В 1870-х гг. «чёрные кодексы» были упразднены, однако положения, сходные с теми, которые в них содержались, были закреплены в конституциях и уголовных законах штатов Юга. Формально больше не существовало ограничения на заключение межрасовых браков, на владение и распоряжение собственностью, что, конечно же, не имело никакого отражения в действительности.

Пришедшие на смену «черным кодексам» конституции в большом количестве содержали расистские законы, а их главной целью было сохранение межрасовых конфликтов между американцами. Например, § 1272 кодекса Южной Каролины гласил: «Будут считаться незаконными действия какого-либо лица, фирмы или корпорации... разрешающие, помогающие или содействующие... пребыванию или работе представителей различных рас в одной и той же комнате при пользовании одним и тем же входом...» [2, с. 167]. Законы южных штатов под угрозой штрафа от 100 до 200 $ или 6-месячного тюремного заключения запрещали черным и белым общаться в местах отдыха, развлечений, на занятиях спортом, а также создавать совместные предприятия.

В некоторых штатах уголовный кодекс содержал различные определения степени виновности и наказания для черных и белых за одинаковое правонарушение. «Преступление негра по отношению к негру на Юге не вызывает особой озабоченности, а преступление белого против негра обычно оправдывается», — писал в 1961 г. профессор кафедры государства и права университета в штате Флорида М. Б. Парсонс.

В подобных условиях практически единственным инструментом для защиты гражданских прав чернокожего населения оказалась судебная власть, обладающая некоторой независимостью от преобладающих в обществе настроений. Особые условия для воплощения этой роли были созданы при помощи негритянских организаций, стратегия которых была направлена на признание своих требований при помощи Конституции.

Верховному суду удалось сформулировать план будущего развития в области межрасовых отношений, в котором были учтены и необходимость отмены сегрегации, и перспектива подчинения государственному аппарату механизма защиты гражданских прав. Доказательством этому послужило решение по делу «Оливер Браун и др. против Совета по образованию Топики» в 1954 г., согласно которому раздельное обучение детей с разным цветом кожи было признано неконституционным, а контроль за отменой данного правила был возложен на окружные федеральные суды. Однако суд пошел по пути наименьшего сопротивления, не указав конкретных сроков и критериев исполнения постановления, отложив тем самым осуществление конституционных прав афроамериканцев.

Таким образом, в 1950-е гг. чернокожее население США формально было наделено основными правами гражданина и могло свободно ими распоряжаться. Но несмотря на то, что 13 поправка к Конституции отменила рабство еще в 1865 г., на Юге продолжалась борьба за сохранение существующих порядков посредством создания Ку-клукс-клана, «судов Линча», «законов Джима Кроу» и «черных кодексов». Любые попытки судебно-правового вмешательства в господствующую систему сегрегации вызывали ответное сопротивление и усиление накала межрасовых противоречий в регионе. Можно сказать, что власти южных штатов создали законодательный и конституционный «барьер» для защиты «бесценного наследия» Юга. Все это свело к минимуму практические результаты усилий по отмене сегрегации в регионе и стало толчком к началу борьбы афроамериканцев за гражданские права.

Библиографический список

1. Аптекер, Г. История афроамериканцев: современная эпоха : монография / Г. Аптекер ; пер. с англ. Н. Ф. Наисова, Н. Г. Санникова. — М. : Прогресс, 1975. — 280 с.

2. Бойченко, Г. Г. Конституция Соединенных Штатов Америки: Толкование и применение в эпоху империализма : монография / Г. Г. Бойченко. — М. : Изд-во ИМО, 1959. — 242 с.

3. Иванов, Р. Ф. Борьба негров за землю и свободу на Юге США. 1865–1877 гг. : монография / Р. Ф. Иванов. — М. : Наука, 1958. — 322 с.

4. Конституция Соединенных Штатов Америки : официальный документ, принят на Конституционном конвенте в Филадельфии 17 сентября 1787 года // под ред. Ф. А. Оганезовой ; пер. с англ. Т. В. Апаровой, В. В. Безбаха, Т. А Васильевой, Е. А. Головановой, О. А. Жидкова, И. Д. Козочкиной, В. И. Лафитского, М. М. Сейфулиной, М. А. Штатиной. — М. : Универс, 1993. — 32 с.

5. Нитобург, Э. Л. США: цветной барьер в прошлом и настоящем / Э. Л. Нитобург // Новая и новейшая история. — 1997. — № 2. — С. 15–19.

6. Уинстон, Г. Негры США: опыт борьбы и его уроки / Г. Уинстон ; пер. с англ. А. А. Макарова, И. В. Михайлова, Д. Д. Муравьева, Д. А. Шарифа // Мировая экономика и международные отношения. — 1963. — № 9. — С. 12–17.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Татьяна Михайловна Петрова, Светлана Анатольевна Кривоногова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru