Е. Э. Шалахова, Т. В. Раева. ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКТИКИ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ МОХАНДАСА КАРАМЧАНД ГАНДИ

ББК ТЗ(5Инд)5-3 + ТЗ(5Инд)6-3

УДК 94(540)" 18/19«

Е. Э. Шалахова, Т. В. Раева

E. Shalahova, T. Raeva

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКТИКИ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ МОХАНДАСА КАРАМЧАНД ГАНДИ

CONDITIONALITY OF APPLICATION OF TACTICS OF NONVIOLENT RESISTANCE IN POLICY OF MOHANDAS KARAMCHAND GANDHI

Аннотация: Данная статья представляет собой обоснование методов ненасильственного сопротивления, сатьяграхи, Мохандасом Карамчанд Ганди. Представлен ход борьбы в двух странах, в которых сатьяграха была применена впервые. Также продемонстрированы итоги, которые имела данная тактика.

Ключевые слова: сатьяграха; Мохандас Карамчанд Ганди; ненасильственное сопротивление; Индия.

Abstract: This article presents a study of methods of non-violent resistance, satyagraha by Mohandas Karamchand Gandhi. The course of the struggle is presented in the two countries in which Satyagraha was used for the first time. Also the results are showed which this strategy incurred.

Keywords: Satyagraha; Mohandas Karamchand Gandhi; nonviolent resistance; India.

Сатьяграхой называют тактику ненасильственной борьбы против английского колониализма в двух формах: несотрудничество и гражданское неповиновение, — разработанную Мохандасом Карамчанд Ганди в начале ХХ века. Слово «сатьяграха» переводится как «стремление к истине», «упорство в истине».

Сатьяграха является именно борьбой, именно сопротивлением, т. к. её участники предпринимают активные действия. Сатьяграха отличается от пассивности слабого перед сильным, а также от принципа «око за око». Данная тактика противопоставляет насилие силе духа и внутренней уверенности в своей правоте.

Основной идеей сатьяграхи является воздействие на благоразумие и совесть противника через отказ от насилия (ахимса) и готовность переносить боль и страдания. И именно через воздействие на благоразумие и совесть противника сатьяграха пытается превратить соперника в союзника и друга. По мнению Ганди, данный способ является более эффективным, чем угрозы и насилие, потому что насилие может породить еще большее насилие. А ненасилие способно прервать ненависть и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди считал, что конфликт разворачивается примерно так: когда человек пытается достичь своей цели, то его интересы пересекаются с интересами другого человека. И чаще всего первый не считается с интересами второго и тем самым совершает над ним насилие. У последнего же возникает чувство ожесточения, и он мстит. Единственный выход из этого конфликта — это разорвать замкнутый круг. Кто-то должен остановиться. Однако ранее считалось, что так могут поступать лишь одиночки, отдельные личности, которые обрекают себя на страдание и непонимание. Но Ганди показал, что эти принципы эффективны и в массовой борьбе за независимость. Сатьяграха рассматривается Ганди не как оружие слабых, а наоборот, как оружие сильнейших духом [6].

Существует ряд причин выбора сатьяграхи в качестве политической борьбы в Индии.

Во-первых, следует отметить, что большая часть населения Индии, а также и сам Ганди были последователями того или иного течения индуизма. Одним из главных принципов этой религии является принцип ахимсы, который представляет собой ненанесение вреда — ненасилие. Таким образом, можно сделать первый вывод, что сатьяграха имеет глубокие корни в индийской духовной традиции. Ненасилие по своей природе характерно для Индии.

Во-вторых, следует отметить и то, что на Махатму Ганди оказали влияние известные писатели. Это, например, Лев Толстой и его философско-религиозное произведение «Царствие Божие внутри нас» и Джон Рёскин «У последней черты». Не остались в стороне и религиозные тексты, такие как Бхагават-Гита и Новый Завет. С помощью этих текстов, как он сам говорил, он постиг «значение пассивного сопротивления» [2, с. 66].

В последнюю очередь следует упомянуть и то, что ненасильственные методы борьбы с колонизаторами выбраны по чисто техническим соображениям. Но нужно отметить, что данное заявление было сделано Джавахарлалом Неру и оно не соответствует идеям Ганди. «Конгресс не располагает материальной базой и подготовленными кадрами для осуществления организованного насилия» [1]. Тем не менее он добавил, что в любом случае Конгресс вряд ли одобрит методы насилия.

Сатьяграха зародилась и была впервые применена Ганди в Южной Африке, где он работал в качестве юрисконсультанта. Там он сталкивается с расизмом и притеснением свободы индийцев.

В мае 1894 года Ганди созывает собрание всех индийцев в Претории, где рассказывает о положении индусов в Трансваале. Также он публикует «Зеленую брошюру», в которой рассказывает о положении индийцев в Южной Африке.

Помимо этого, 22 августа 1906 года правительство Трансвааля публикует проект закона, в котором говорилось, что индийцы должны пройти регистрацию, оставить свои отпечатки пальцев, иначе их ждет арест. Этот законопроект приравнивал индийцев к подозреваемым в преступлениях, а также позволял полиции заходить в их жилища, даже на женскую половину, которая считалась неприкосновенной.

Это стало оскорблением для индийцев. Ганди призвал не подчиняться позорному закону и сопротивляться [4]. Сначала он применяет термин «пассивное сопротивление», чтобы описать свой метод борьбы, однако позже его сын предложил термин «сатьяграха», который переводится как «стремление к истине», «упорство в истине», в дальнейшем именно этот термин войдет в историю. В слове «сатьяграха» Ганди хотел подчеркнуть, что движение исключает насилие над кем бы то ни было.

1 января 1908 года начинается митинг в Йоханнесбурге, на котором индийцы демонстративно сжигают свои повестки на регистрацию. Многие индийцы, в том числе Ганди, игнорируют закон, и их сажают в тюрьму. После освобождения Ганди начинает готовить сатьяграху во всей Южной Африке. Он поднимает горняков Наталя на забастовку в 1913 году. И эта забастовка дала толчок для распространения новой тактики во всей стране. Против горняков применили оружие. И несколько горняков были застрелены.

А 6 января 1913 года Ганди начинает мирный поход из Наталя в Трансвааль. Это было демонстративное нарушение закона, по которому индийцам запрещалось перемещаться из одной провинции в другую. Войска не стали применять оружие, но пытались разогнать демонстрантов. Тогда участники легли на землю, а кони не пошли по лежачим.

Тем временем общественное мнение Америки, Европы поддержало индийцев. Власти Южной Африки сдались и 30 июня 1914 года подписали соглашение, согласно которому отменялись все законы, унижающие индийцев.

Так закончилась борьба индийцев с властями Южной Африки с применением нового метода «сатьяграха».

Но на этом история сатьяграхи не закончилась. После Южной Африки Ганди возвращается в Индию. Но там он не сразу окунается в политическую жизнь. Ганди не был в Индии 20 лет, и ему требовалось ознакомиться с ситуацией в стране. Поэтому он тщательно собирает сведения. Раньше чем через два года Ганди не собирается вмешиваться в политику. За это время он объезжает всю страну, пытается «вчувствоваться» в проблемы 300-милионной Индии.

И уже в 1919–1920 годах Ганди начинает сатьяграху в ответ на закон Роулетта. Данный закон исключал все «послабления», допущенные во время Первой мировой войны. Восстанавливалась жесткая цензура, создавалась тайная политическая полиция, вводились военно-полевые суды. Однако ранее, до войны, Англия, напротив, обещала Индии, что администрация будет частично избираться индийцами. А индийцы в свою очередь помогали Англии в Первой мировой войне.

В Индии в то время набирал обороты Индийский Национальный Конгресс (ИНК). И поэтому Ганди связал свою дальнейшую деятельность с ними.

Сатьяграха начинается с Хартала. Хартал — это ритуальное молитвенное воздержание от деловой активности, сопровождающийся постом. Таким образом, хартал предназначался для самоочищения. Предполагалось, что всё население Индии оставит на один день свои занятия и превратит его в день молитвы и поста. И 6 апреля 1919 года сатьяграха началась. Изначально сторонники Ганди рассчитывали на поддержу Бомбея, Мадраса, Бихара и Синда. На самом же деле вся Индия не вышла на работу. Было решено нарушить закон о продаже запрещенной литературы. Специально для этого случая они отпечатали две брошюры Ганди, запрещенные в Индии.

Но правительство не попалось на провокацию и решило, что в законе «о запрещенных книгах» ничего не говорится о продаже нового издания запрещенных книг. Продавать новые издания не запрещено, следовательно, юридически все было правильно, наказывать участников акции не за что. Хотя нелепость такой трактовки была очевидна, «известие это вызвало всеобщее разочарование» [3].

В это время Ганди пытается сделать конструктивный шаг. Он хочет подписать декларацию о единстве мусульман и индусов в борьбе против билля Роулетта. Это предложение не нашло поддержки. Начались бунты и беспорядки.

А через неделю наступила развязка, получившая название «бойня в Амритсаре». В Амритсаре, религиозном центре сикхов, на базарной площади Джалианвала Багх собралась безоружная демонстрация. Но ранее, к ночи 12 апреля, генерал Р. Э. Г. Дайер издал приказ, запрещающий демонстрации. Население Индии не успело прочитать, узнать данный приказ. На следующий день, 13 апреля, Дайер вывел на площадь солдат и расстрелял демонстрацию. Площадь Джалианвала Багх обнесена высокой каменной стеной, поэтому никто не мог убежать. Согласно подсчетам, число убитых жертв варьируется от 379 до 1000.

После этого события Ганди приносит публичные извинения и пытается найти способ борьбы законным путем. И этим путем оказывается несотрудничество. Программа несотрудничества включала в себя две части: 1) негативная, т. е. предлагалось свести до минимума контакты с англичанами; 2) позитивная, т. е. часть, включающая в себя проповедь «свадеши». «Свадеши» переводится как «отечественный», т. е. это движение за развитие национальной промышленности.

Грубо говоря, несотрудничество можно описать как «покупать у своих и делать самим». В 1921 году несотрудничество заработало вовсю.

В том же 1921 году произошел еще одно важное событие, которое ярко показывает движение несотрудничества.

7 ноября 1921 принц Уэльский высаживается в Бомбее. В это время Ганди объявляет хартал. И где бы ни появлялся принц, улицы словно вымирали. Окна лавок были закрыты, базары пусты. Акция была проведена очень организованно.

После вышеупомянутой акции многие подверглись репрессиям. В течение декабря 1921 года и января 1922 года арестовано свыше 30 тысяч человек.

9 февраля 1922 года был предпринят следующий шаг: Ганди отправляет лорду Ридингу письмо, в котором дает ему семь дней, чтобы прекратить репрессии и отменить законы комиссии Роулетта. В противном случае индийцы перестанут платить налоги в казну. Начать это предполагалось 16 февраля. Но еще до истечения срока ультиматума Ганди узнал о трагедии, случившейся в Чаура Чаури, где был сожжен полицейский участок. Поэтому Ганди останавливает сатьяграху, он понял, что Индия пока не готова к созидательному труду. Сожжение в Чаура Чаури поставило точку на первой в Индии сатьяграхе.

Но на этом кампании сатьяграхи не закончились. Через 5 лет Ганди снова призывает начать движение несотрудничества. И в 1929 году созывается сессия ИНК, чтобы принять решение о новой кампании. Причиной тому был мировой кризис, который затронул и Индию и поставил её в затруднительное положение, обострил социальные конфликты в стране. К ИНК присоединялись землевладельцы, и это придало Конгрессу подлинную силу.

31 декабря 1929 года была принята резолюция о полной независимости, и это стало началом нового этапа борьбы. Английское правительство было уверено, что у Ганди нет конкретного плана действий и что Индия не сможет добиться статуса доминиона.

26 января 1930 года был объявлен днём независимости Индии. И 15 февраля того же года началась кампания гражданского неповиновения. Но следует отметить, что ранее Ганди подготовил вице-королю Ирвину 11 требований. Кампанию не собирались начинать, если Ирвин и Ганди придут к согласию.

Первым крупным мероприятием гражданского неповиновения стало нарушение государственной монополии на соль. 12 марта 1930 г. Ганди вместе с 71 последователем начал пеший «соляной поход» от города Ахмадабад через Гуджарат к Данди на берегу Аравийского моря. Ганди заявил, что он не вернется в Сабармати до тех пор, пока соляной налог не будет отменен [5]. По пути Ганди останавливался в деревнях и городах и на многочисленных митингах призывал людей нарушать монополию на производство соли.

По мере продвижения к морю к походу присоединились тысячи добровольцев. Среди них индусы, мусульмане, сикхи, христиане, неприкасаемые, множество женщин. 6 апреля 1930 г. на берегу моря около Данди состоялось символическое нарушение соляной монополии — индийцы во главе с Ганди стали выпаривать соль из морской воды. Ганди первым нарушил соляной закон, взяв щепотку этой соли. Он призвал участников сатьяграхи оказывать сопротивление полиции, если она будет пытаться отнимать у них соль. В тот же день соляная монополия была нарушена пятью миллионами индийцев. Это было «восстание без оружия» [5]. Тогда же индийцы начали пикетировать лавки, торговавшие алкогольными напитками, и магазины по продаже иностранных товаров, сжигались иностранные ткани, бойкотировались английские учебные заведения, суды, правительственные учреждения, а также началась кампания против неприкасаемости.

Сначала власти недооценили значение похода. Они высмеивали его как «детскую стадию политической революции». Но тем не менее поход имел огромное значение с политической точки зрения, хотя, конечно, с точки зрения экономики значение было ничтожное.

В итоге 4 марта 1931 года «пакт Ганди-Ирвинга» был подписан. Предложение было следующим: Ганди сворачивает кампании гражданского неповиновения и бойкота, а взамен англичане: а) амнистируют всех политических заключенных; б) отменяют монополию на соль; в) разрешают вести пропаганду за независимость Индии от короны; г) признают Индийский Национальный Конгресс официальной политической партией, снимают запрет на его деятельность. Сначала данный пакт вызвал возмущения, но в дальнейшем это соглашение пошло только на пользу, как признавали члены ИНК.

Также следует упомянуть об индивидуальной сатьяграхе. Ганди устраивал голодовки для того, чтобы упразднить закон о «неприкасаемых». В свою очередь англичане пошли на согласие и упразднили отдельную избирательную курию неприкасаемых так называемым «пунским пактом».

Таким образом, можно сказать, что практика ненасильственного сопротивления играла важнейшую роль в национально-освободительном движении. Это был достаточно новый и продуманный способ борьбы, у которого, конечно, были и свои недостатки. Но в целом сатьяграха стала первой практикой нового подхода к ведению борьбы, и она показала свои положительные результаты. Сатьяграха сочетала в себе культуру и традиции Индии, и идеи гандизма были реализованы в программе партии — ИНК. В дальнейшем сатьяграха была одной из той причин, которые привели Индию к независимости в 1947 году.

Библиографический список

1. Владимирский, А. В. Великий Ганди. Праведник власти / А. В. Владимирский. — http://7lafa.com/book.php?id=136744&page=41 (Дата обращения 11.05.2016).

2. Ганди, Махатма. Моя жизнь / М. Ганди. — СПБ., 2013. —480 с.

3. Девяткин, С. В. Искусство сатьяграхи / С. В. Девяткин. — http://slavya.ru/eco/gandi/gandi2.htm (Дата обращения: 11.05.2016).

4. Махатма Ганди («теоретик ненасилия»). — http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/History/13979/14023/14057/14058 (Дата обращения: 11.05.2016).

5. Орлов, Ф. Н. История Индии XX века / Ф. Н. Орлов, Е. С. Юрлова. — http://book.ivran.ru/f/istoriya-indii-20-.pdf (Дата обращения: 11.05.2016).

6. Тактика ненасильственного сопротивления. — http://www.adsl.zveronline.ru/projects/articles/2012/11/26/taktika-nenasilstvennogo-soprotivleniya-mahatmy-gandi/ (Дата обращения 11.05.2016).

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Екатерина Эдуардовна Шалахова, Татьяна Витальевна Раева

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru