О. С. Бегишева. АНАЛИЗ КОНЦЕПТОВ «ЖИЗНЬ» И «СМЕРТЬ» В РОМАНЕ М. П. ШИШКИНА «ПИСЬМОВНИК»

ББК Ш5(2)6-34

УДК 821.161.1-31

О. С. Бегишева

O. Begisheva

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

АНАЛИЗ КОНЦЕПТОВ «ЖИЗНЬ» И «СМЕРТЬ» В РОМАНЕ М. П. ШИШКИНА «ПИСЬМОВНИК»

THE ANALYSIS OF THE «LIFE» AND «DEATH» CONCEPTS IN THE NOVEL «LETTER WRITING MANUAL» BY M. SHISHKIN

Аннотация: В статье рассматриваются концепты «жизнь» и «смерть» в романе М. П. Шишкина «Письмовник», делаются выводы об их роли в понимании главной идеи произведения.

Ключевые слова: М. П. Шишкин; «Письмовник»; концепт «жизнь»; концепт «смерть»; метафорические способы репрезентации.

Abstract: This paper considers the «life» and «death» concepts in the novel «Letter writing manual» by M. Shishkin, comes to a conclusion about their role in the understanding of the main idea.

Keywords: M. Shishkin; «Letter writing manual»; «life» concept; «death» concept; metaphoric ways of representation.

Изучение концептов играет важную роль в современной лингвистике, так как концепт, как и язык, формирует сознание и менталитет человека. Концепт является важным средством познания мира, а совокупность концептов — концептосфера — «... составляет информационную базу как сознания, так и мышления человека» [3].

Особую важность изучение концептов приобретает во время исследования литературного творчества. Необходимо отметить, что изучение любого художественного текста невозможно без тщательного анализа ключевых идей — авторских концептов, которые могут быть выражены посредством слов, словосочетаний, фразеологизмов, синонимических рядов, обращением к прецедентным текстам. Исследователи проводят концептуальный анализ художественного текста, который состоит из нескольких этапов. Первый этап — выявление тех слов, словосочетаний и выражений, которые являются ключевыми в данном тексте. Второй — анализ полученных результатов и определение базового концепта. Третий этап представляет собой описание концепта данного художественного произведения: характеристика концепта, выявление его специфических черт. Анализ концептов в произведении позволяет рассмотреть художественную картину мира отдельного писателя.

В романе М. П. Шишкина «Письмовник», как и во многих других романах, ключевыми можно назвать концепты «жизнь», «смерть» и «любовь». Они представляют собой центральные смысловые точки произведения, дающие представление об окружающем автора мире. В данном исследовании мы обращаемся к изучению концептов «жизнь» и «смерть», так как они являются важнейшими понятиями биполярного сознания человека. Поэтому в нашем случае анализ ограничивается третьим этапом, призванным охарактеризовать концепты и выявить черты, отличающие их наполнение от общеязыкового.

Проанализировав номинативное поле концептов в художественном тексте, мы пришли к выводу о том, что номинативное поле включает в себя прямые номинации концептов, однокоренные слова и синонимы, а также метафорические номинации. Исходя из количественных данных, мы можем отметить, что концепт «жизнь» встречается в тексте чаще концепта «смерть» (количество языковых средств, вербализующих «жизнь», равно 208, а «смерть» — 184). Хоть этот перевес и незначителен, все же можно предположить, что одной из коммуникативных целей автора стало желание показать жизнь и смерть в их тесном взаимодействии, взаимопереплетении, а также отразить самые разные стороны жизни, включая те, что в зависимости от контекста могут служить репрезентантами концепта «смерть»: боль, одиночество, страдания, болезни и т. д. М. П. Шишкин создает такую художественную ситуацию, когда жизнь, сталкиваясь лицом к лицу со смертью, побеждает её и формирует новую реальность, в которой действуют главные герои, — жизнь после смерти. Поэтому номинативное поле концепта «жизнь» оказывается шире поля концепта «смерть».

Помимо этого, особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на метафорические, образные способы репрезентации данных концептов. Благодаря им мы можем выявить особенности авторского восприятия действительности, понять, какие смыслы, помимо общеязыковых, писатель вкладывает в анализируемые концепты. Рассмотрев отличия авторского концепта от общеязыкового, мы попытались восстановить скрытые коннотации романа «Письмовник». На основе проведенной работы были сформулированы следующие выводы:

1. Жизнь, в представлении автора, это незримая и неразрывная связь человека и окружающих его предметов, явлений. Повреждение хотя бы одного «звена» этой «цепи» приводит к изменениям в судьбе каждого героя. В этом мире всё одновременно является и причиной, и следствием. Таким образом автор подчёркивает внутреннюю связь каждого человека с всеобщим единым Началом: «Это был такой сгусток тепла и света. А размером эта ни окон ни дверей полна горница людей была, сообщают учёные, с футбольный мяч. Или арбуз. А мы в нём были семечками» [5, с. 7]; «Перечитала твою первую открытку. Да! Да! Да! Именно так! Всё рифмуется! Посмотри кругом! Это же рифмы!.. Всё на свете зарифмовано со всем на свете. Эти рифмы связывают мир, сбивают его, как гвозди, загнанные по шляпки, чтобы он не рассыпался» [5, с. 11].

2. Жизнь неоднородна по своей сути. Она наполнена красками, запахами, звуками, событиями, которые постоянно сменяют друг друга, формируя те или иные впечатления: («И запахи из сада! Такие густые, плотные, прямо взвесью стоят в воздухе. Хоть наливай в чашку вместо заварки» [5, с.12]). Жизнь находится в движении, в ней нет ничего неизменного, застывшего. Живой человек вступает в активное взаимодействие с миром: познаёт его, трансформирует, видоизменяет, противоборствует. Метафорой жизни как вечной борьбы человека с враждебным миром выступает образ корня: «Корень он и есть корень — у дерева. Крепкий, лезет, хватается, жрёт землю, цепкий, сосущий, неудержимый, жадный, живой» [5, с.15]. В ней наравне присутствуют добро и зло, радость и печаль, истина и ложь. В ней много телесного и духовного, материального и вечного. Её невозможно заключить в рамки и подчинить собственным желаниям («Она хотела и меня, и отца подогнать под свои фотоальбомы. А ничего не получалось» [5, с. 69]). Жизнь, как и смерть, есть то, что окружает человека с рождения, не имеет четких границ и дано человеку свыше. Сущность жизни понять невозможно. Её можно лишь ощутить и принять такой, какая она есть.

3. Концепт «смерть» в романе связан с болью, тяжёлыми испытаниями, войной. Смерть — нечто неотвратимое и ужасное, преследующее главного героя всю жизнь. Она также символизирует утрату телесного, переход в другую реальность. Смерть показывает ничтожность материального мира и даёт возможность человеку познать глубокую сущность жизни — любовь: «Отсюда, из такой дали, и я начинаю понимать, что всё моё непонимание с мамой, моя нелюбовь к ней — вздор» [5, с. 244]; «Ты знаешь, это ведь я слепой был. Видел слова, а не сквозь слова. Это как смотреть на оконное стекло, а не на улицу. Всё сущее и мимолетное отражает свет. Этот свет проходит через слова, как через стекло. Слова существуют, чтобы пропускать через себя свет...» [5, с. 220]; «Смотрю, трамвайные рельсы идут к невидимому гвоздику, на котором держится мир. И вдруг так отчётливо увидела: от всех предметов тянутся к той точке схода линии, будто нити. Вернее, будто туго натянутые резиночки. Вот всех когда-то разнесло — и столбы, и сугробы, и кусты, и трамвай, и меня, но не отпустило, удержало и теперь тянет обратно» [5, с. 176].

Представленные выводы, на наш взгляд, отражают ключевые особенности концептов «жизнь» и «смерть» в романе М. П. Шишкина «Письмовник». Изучение этих концептов позволило нам приблизиться к пониманию смысла произведения, а также выявить особенности авторского художественного восприятия мира. Результаты данной работы могут быть полезны в дальнейшем при рассмотрении концептосферы творчества этого писателя, а также при изучении концептов «жизнь» и «смерть» в русской литературе.

Библиографический список

1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — 2-е изд., испр. — М. : Языки русской культуры, 1999. — X–XV. — 869 с.

2. Аскольдов, С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста : антология ; под общ. ред. В. П. Нерознака. — М. : Academia, 1997. — С. 267–279.

3. Лихачёв, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачёв // Известия РАН. Сер. лит. и яз. — М., 1993. — Т. 52, № 1. — С. 3–9.

4. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика : учебное издание / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — М. : АСТ : Восток — Запад, 2010. — 314, [6] с. — (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).

5. Шишкин, М. П. Письмовник / М. П. Шишкин. — М. : АСТ : Астрель, 2010. — 412, [4] с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Ольга Сергеевна Бегишева

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru