А. С. Боженева. ОТРАЖЕНИЕ ФЕНОМЕНА АЛЬТЕР ЭГО В ИСКУССТВЕ

ББК Ю93

УДК 159.923

А. С. Боженева

A. Bozheneva

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ОТРАЖЕНИЕ ФЕНОМЕНА АЛЬТЕР ЭГО В ИСКУССТВЕ

THE REFLECTION OF THE PHENOMENON OF ALTER EGO IN ART

Аннотация: В статье автор пытается осмыслить феномен «альтер эго» с помощью философских рассуждений. В качестве наглядного материала выбраны кинофильмы, музыкальные и литературные произведения авторов, которые использовали данный феномен.

Ключевые слова: альтер эго; раздвоение личности; человек.

Abstract: In the article the author tries to comprehend the phenomenon of «alter ego» with the help of philosophical reasoning. To illustrate the type of material selected, films, music and literary works of authors who have used this phenomenon.

Keywords: alter-ego; split personality; people.

На протяжении всей жизни человек пытается понять и познать самого себя. Сегодня существует большое число психологических тестов, приемов, позволяющих узнать, кем является человек на самом деле. Казалось бы, что тут может быть сложного, найти и изучить самого себя? Ведь ты сам — это единственный человек, с которым ты проводишь всю свою жизнь ежеминутно. Однако некоторые не способны найти свое истинное «Я», потому что в их теле находится не одно, а несколько «Я».

В переводе c латыни «alter ego» значит «второй Я». В повседневной жизни так мы можем называть родного или близкого человека, который внутренним миром, установками, принципами, вообще мировоззрением очень похож на нас. Распространенным это выражение стало благодаря обычаю, принятому в некоторых государствах Европы в прошлом: когда король передавал всю свою власть какому-нибудь наместнику, он награждал его званием «королевского второго Я» — «альтер эго регис». Считается, что возник этот обычай в Сицилии. Первым же, кто произнес эти слова, был греческий философ Зенон, живший в III — IV веках до нашей эры.

Сегодня психологи называют «alter ego» «раздвоением личности». Раздвоение личности — психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей. При этом в определенные моменты в человеке происходит «переключение» и одна личность сменяет другую. Синдром раздвоения личности до сих пор не изучен во всей полноте, таит множество неожиданностей и спонтанность. Чаще всего возникновение «второго Я» каким-либо образом связано с перенесенными в детстве психическими травмами или проблемами.

Таким образом, «alter ego» («альтер эго») — «размножение» личности на несколько подобных или абсолютно противоположных личностей, которые имеют способность переключаться между собой и жить в одном теле. Ее генезис может быть вызван не только психическим расстройством личности, но и, например, придуманным образом человека, чтобы проявить себя, «выделиться из толпы». Тогда человек приписывает себе определенные качества, согласно которым начинает следовать.

Небезызвестно, что в искусстве проблема бытия «альтер эго» всегда выражалась в художественно-образной форме. Более того, существование «второго Я» явилось в кинематографе и литературе довольно популярной темой, провоцирующей у зрителя / читателя тревогу, страх или трепет. Проходя сквозь призму искусства, преломляясь, проблема представала уже как эмоциогенная, порождающая волнения, страхи, радость или печаль и т. д. Пользуясь терминологией семиотики Ролана Барта, можно сказать, что художественное произведение, провоцирующее выражение эмоций, готово сделать зрителю (читателю) «punctum», «укол», вынуждая обращать взор к сиюминутному, точечному, «мелкому», а не масштабному, к точке на карте, а на к самой карте [1]. И книга, и фильм обладают способностью приковать, способностью породить эмоции, в этом их ограниченность (они не «объективны», а этого требует наука), но в этом их несравненное достоинство, так как эмоциогенная наука, вероятно, оксюморон. Ориентацией на рациональное начало, как показывают и философия, и психология, далеко не всегда можно добиться реальных успехов.

Одним из примеров является фильм А. Хичкока «Психо» (1960). Главный герой, Норман Бейтс страдает раздвоением личности. За 10 лет до описанной истории он убил свою мать и её любовника. Стараясь изгладить преступление из сознания, он сохранил её труп, а затем стал думать и говорить за неё, отдав половину жизни. Иногда он мог вести разговор за двоих, а иногда мать полностью доминировала над ним, особенно когда ему нравилась какая-то девушка, а материнская ревность в нем преобладала. Поддерживая иллюзию, что его мать жива, он переодевался в её одежду, говорил её голосом, сидел в её кресле, пытался быть своей матерью. Такое раздвоение лично связано с излишней привязанностью к матери, убийство которой привело к сильнейшей психологической травме.

Еще одним примером является фильм режиссера Д. Финчера «Fight club» (1999) по одноименной книге Ч. Паланика «Бойцовский клуб». Главный герой — человек, у которого как будто нет имени (для читателя он — просто «Рассказчик»), типичный «белый воротничок», недовольный своей рутинной жизнью, гомогенностью бытия. В одной из поездок Рассказчик знакомится с Тайлером Дерденом, производителем и продавцом мыла. Примечателен тот факт, что Тайлер Дерден появляется на экране четыре раза до того, как мы узнаем его в качестве персонажа. Мелькает его образ на доли секунды. В финале фильма выясняется, что Тайлер Дерден есть «второе Я», «alter ego» Рассказчика. Эго, которое имеет имя, отсутствующее у самого человека. Фильм содержит некоторые намеки на то, что Тайлер Дерден — это «alter ego» рассказчика. Например, когда они входят в автобус вместе, Рассказчик платит только за одного человека. Позже, когда они вместе едут в машине, которой управляет Тайлер, мы видим рассказчика также на стороне водителя. Диалоги между Рассказчиком и Тайлером показывают, какие они «разные»: Тайлер — разгильдяй с вредными привычками, без привычного образа жизни для Рассказчика: работа — дом. Рассказчик в данном «контексте» является его противоположностью.

Необходимо отметить, что название фильма в некоторой мере связано с феноменом «альтер эго». Тело выступает тем местом, где разные эго борются за победу. И именно с момента драки Тайлера и Рассказчика начинается превращение скромного и послушного клерка в безбашенного и безумного человека — превращение в Тайлера. С этого момента он стал говорить его словами, совершать его поступки. И дрались только тогда, когда были вдвоем, во всех остальных случаях либо один, либо другой дрался с кем-то. Тайлер, участвуя в боях, был противоположностью офисному клерку, подобно телу-без-органов — тело выражало себя в движениях, которые не были предопределены организацией органов, были не органичными и органоподобными, а творимыми. Он тяготел к нанесению травм, его развлекали дерущиеся люди в их клубе. Тем самым он доказывает свою мужественность.

И, казалось бы, они вполне хорошо сосуществовали: «Мы жили как семья...». Но впоследствии «второе Я» захватывает личность, овладевает ею, и уже сам Рассказчик становится «вторым Я» Тайлера Дердена. Другое я стало учить Рассказчика, как ему нужно жить, и стало менять его жизнь. Дерден — это образ, состоящий из желаний Рассказчика. Именно таким хотел бы он быть. Только осознав, что Дерден и он — это один человек, он смог избавиться от своего «alter ego», став самим собой. Он нашел баланс между ролью «офисного клерка» и «бойка-нонконформиста».

В литературе достаточно часто можно встретить произведения, описывающие жизнь человека с раздвоенной (или размноженной) личностью. Свой взгляд стоит остановить на таких произведениях, как «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р. Стивенсона (1886) и «Остров проклятых» Д. Лихэйн (2003). Данные книги были экранизированы, однако не стоит забывать, что экранизация является лишь «верхушкой айсберга» и произведение осмысливается с точки зрения режиссера картины. В странной истории Р. Стивенсона главный герой доктор Джекил в силу своего статуса, большого наследства и желания быть принятым в обществе был вынужден скрывать своё нетерпеливое стремление к удовольствиям [4]. Но в связи с тем, что последнее давалось очень тяжело, он нашел выход: при помощи лекарственных средств он разделил область добра и зла на две части: добро в лице доктора Джекила (кем он и был на самом деле), а злую свою сторону в образе мистера Хайда. Но он и не мог представить, что эта личность со временем из контролируемого эксперимента превратится в главенствующую личность. И чтобы удержать последнюю, необходимо принимать лекарство, которое хоть как-то его сдерживало.

Роман Д. Лихэйна «Остров проклятых» отличается тем, что главный герой Тедди Дэниелс до последнего не подозревает о том, что он страдает раздвоением личности. Книга повествует о том, как два судебных пристава прибыли в больницу для преступников и пытаются раскрыть дело об исчезновении одной из пациенток. Весь роман написан в жанре детектива, и читатель вместе с главными героями пытается выяснить, что произошло, и распутать «клубок ниток». В финале выясняется, что сам главный герой и является тем преступником, который убил свою жену и детей, а все сотрудники больницы просто подыгрывали ему во время его очередного приступа и «игры в следователя» [3].

Кинематограф передает феномен альтер эго, в первую очередь в визуальном виде. Этот вид искусства практически не позволяет фантазировать о форме. То есть зритель получает одновременно и картинку, и текст, и музыкальное сопровождение. И видит данный феномен по задумке режиссера. Художественная литература, в свою очередь, позволяет самостоятельно визуализировать, а также дополнять мысль автора собственным воображением. Музыка же дает представление феномена альтер эго только в некотором общем виде. Однако отличительной чертой изображения данного феномена является использование метафор и сравнений. Музыкальная композиция в несколько раз меньше литературного или кинематографического произведения. Следовательно, автору песни необходимо продумывать каждое слово таким образом, чтобы слушатель смог понять его внутренние переживания за пару минут.

Отдельное внимание было уделено поиску музыкальных произведений, отражающих феномен альтер эго, так как во многих произведениях можно найти некоторые отсылки к нему. Остановим свой взгляд на некоторых произведениях и рассмотрим их.

Otto Dix — это российская дарквэйв группа, которая исполнила песню «Отражение». Обычный человек может увидеть себя самого со стороны в реальном времени только с помощью отражения в зеркале. Мы можем рассматривать себя, свое тело, свой внешний вид, свою мимику, свою «оболочку». Человек, страдающий раздвоением личности, зачастую не замечает, что в нем живет несколько «Я», и тем более не может увидеть себя, когда какое-то из его «Я» берет верх и владеет им. В данной песне человек ощущает, что он не один в своем теле, что есть еще «кто-то», и при помощи отражения в зеркале, преодолевая внешнюю форму, пытается увидеть своё «второе Я». В данном произведении альтер эго предстает как что-то мучительное и болезненное для человека:

Во мне живешь, Как в ране нож, Мучишь меня День ото дня.

Текст песни сопровождается достаточно грустной, «тяжелой» и мрачной музыкой, которая усиливает эффект словесной формы.

Еще одна композиция, которая была выбрана для анализа, называется «Раздвоение личности» (группа K.E.FEAR). Герой музыкального произведения понимает, что в нем живут две личности, которым достаточно тесно и некомфортно в одном теле. Это означает, что переключения не происходят бессознательно. Человек понимает, что в нем живут два «Я», и в тот момент, когда лидирует одно, другое не «отключается», но при этом не способно помешать первому. У каждого из «Я» свои ценности, законы, интересы, которые, вероятнее всего, отличаются друг от друга. Поэтому всё в голове человека путается и смешивается. И если ему не удастся разобраться в себе и выяснить, по какой причине произошло такое раздвоение личности, он не сможет жить в гармонии с самим собой. И герой произведения так и не нашел себя:

Я так и не нашел себя, Я стал уже совсем другой. Весь смысл жизни потерял, Не смог я стать самим собой!

О раздвоении личности пел также В. Высоцкий, в песне которого герой мог сочетать в себе поведение подлеца и интеллигентного человека. А, например, в песнях Alter Ego группы Minus One и Alter Ego группы Tame Impala не до конца понятно, кого авторы подразумевали под понятием «альтер эго» — вторую личность, живущую в теле человека, или возлюбленную, которая невероятно похожа на него.

Музыкальные произведения в целом предстают перед слушателем в виде небольшого рассказа, где в конце подчеркивается, как человек справился со своим раздвоением личности.

Независимо от того, в каком виде художники передают феномен «альтер эго» — через литературу, музыку или кинематограф, — в целом причины раздвоения (или размножения) личности можно разделить на психологические и общественные. Примером раздвоения личности по «общественной» причине может послужить ранее рассмотренная история Р. Льюиса, где человек не хотел «упасть лицом в грязь» перед отцом, родственниками, друзьями, обществом из-за своих желаний, а лента А. Хичкока «Психо» является ярким примером психологической травмы личности. Исходя из сказанного, общество, согласно концепции А. Тойнби, бросает некий вызов человеку в виде осуждения за аморальное поведение индивида [5]. Человек в свою очередь старается как-то загладить свою вину перед обществом или старается не совершать ошибок. Отсюда следует, что человек не принимает себя таким, каков он есть, старается показаться другим и, «заигравшись», начинает «разделяться».

Также можно обратиться к теории личности Фрейда, где личность состоит из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». В идеале «Я» примиряет «Оно», которое отвечает за желания и удовольствия, и «Сверх-Я», которому важно соблюдать общественные нормы. И как только человек находит идеальный баланс, он становится полноценной и «единой» личностью, в противном случае начинается борьба, где никто не хочет проигрывать и до последнего борется за лидирующие позиции [6].

Произведения, в которых описывается феномен альтер эго, довольно ярко иллюстрируют «разорванность» человека, децентрализацию его «Я» и отчужденность в целом. Отчужденность как утрачивание жизненных ценностей, стартовых условий и, самое главное, «утрачивание» себя как полноценной личности.

Таким образом, изображение феномена альтер эго достаточно популярно в философии и искусстве потому, что художественно-образная форма, приближенность к реальности, «овнешнение» и наглядность помогают представить данный феномен в полном виде и на некоторое время представить себя на месте «запутавшегося» индивида.

Библиографический список

1. Барт, Р. Camera lucida / Р. Барт. ; пер с франц. М. Рыклин. — М., 2011. — 94 с.

2. Делез, Ж. Анти — Эдип / Ж. Делез. — Екатеринбург, 2007. — 672 с.

3. Лихэйн, Д. Остров проклятых / Д. Лихэйн. — М., 2003. — 352 с.

4. Стивенсон, Р. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда / Р. Стивенсон. — М., 1886. — 320 с.

5. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. — М., 2001. — 640 с.

6. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. — М., 1923. — 864 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Анастасия Сергеевна Боженева

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru