ББК 83.3(2Рос=Рус)6
УДК 821.161.1.09«1992
К. А. Комарова
K. Komarova
г. Челябинск, ЧГИК
Chelyabinsk, CSIK
ЖАНР «ПОСТНУКЛЕАР»: НАДЕЖДЫ И СТРАХИ ОБЩЕСТВА ИНФОРМАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д. А. ГЛУХОВСКОГО «МЕТРО 2033»
THE GENRE OF «POSTNUCLEAR»: HOPES AND FEARS OF THE INFORMATION SOCIETY ON THE EXAMPLE OF WORKS OF DMITRY GLUKHOVSKY «METRO 2033»
Аннотация: «Метро 2033» — постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского, описывающий жизнь людей в московском метро после ядерной войны на Земле. Автор разрушает рамки классического постапокалипсического финала, т. к. сознательно ставит перед героем выбор судьбы человечества.
Ключевые слова: Апокалипсис; постнуклеар; «Метро 2033»; постапокалиптика; Д. А. Глуховский.
Abstract: Metro 2033 — post-apocalyptic novel by Dmitry Glukhovsky, describing the life of people in the Moscow’s metro after a nuclear war on Earth. The author destroys the framework of the classical takes place in the final, because the author consciously puts in front of the hero the fate of mankind.
Keywords: Apocalypse; postnuclear; «Metro 2033»; postapocaliptic; D. A. Gluhovsky.
Популярность романа «Метро 2033» несомненна. Он был переведён на разные языки: немецкий, французский, чешский, китайский, тайский — и издан в других странах, в том числе в виде аудиокниг.
В марте 2016 г. появилась новость, что экранизация книги появится, а продюсером будет Майкл де Лука, который работал над фильмами «Социальная сеть» (2010) и «Пятьдесят оттенков серого» (2015).
Актуальность данной темы связана с тем, что роман отлично вписывается в актуальные проблемы массовой культуры. Современная массовая культура наполнена картинами Апокалипсиса в различных его проявлениях. Глобализм, социально-политические причины, радикальные угрозы — все эти темы освещены в произведениях об Апокалипсисе, именно поэтому поклонников данного жанра становится все больше и больше. «Конец времен» интенсивно освещается всевозможными медиа, включая романы, комиксы, кино, телевидение, видеоигры. В этом смысле известные нынче «зомби-апокалипсисы» (фильмы «Zombieland», игра «Walking Dead», сериалы «Dead Set», «Во плоти» и др.). Во всех этих повествованиях присутствует «библейская основа». Основная идея всех книг, фильмов и статей о конце света заключается в том, что существующий мир является не постоянным и случайным, ожидающим Апокалипсиса. Он изображен как абсолютно греховный мир, готовый соскользнуть в анархию и насилие в любой момент. Такое мировоззрение, религиозное по своим предпосылкам, становится все более важным в светской культуре. Нынешняя массовая культура заполонена информацией об Апокалипсисе в разнообразных его проявлениях, во всех этих рассказах есть «библейское ядро». Примером тому может быть популярная серия «Оставленные» («Left Behind»), в основу которой были положены милленаристские учения о современном мире. В недавно выпущенной статье «Apocalypse now» о приверженности современных американцев к апокалиптической литературе сообщается, что в соответствии опросу, проведенному «TIME» и «CNN», более одной трети американцев следят за новостями, в которых затронута тема конца света или повествуется о том, что произнесено в Библии по поводу конца света, 59 % оппонентов всецело убеждены, что событие, о котором повествует Откровение Иоанна Богослова, реализуется, и почти одна четверть американцев думает, что в Библии предречено вторжение [6]. Апокалипсисы сообщают нам о самых впечатляющих и ужасных картинах в истории культуры. Они предрекают конец света, в них детально просчитывается, когда мир погибнет, говорится о том, как будет решена участь мира в схватке между добром и злом, или, согласно христианской традиции, между Богом и войском Антихриста. Для христиан главным ресурсом апокалиптических взглядов является заключительная книга Нового Завета — Книга Откровения.
Материалом для научной работы послужили роман Д. А. Глуховского «Метро 2033», научные работы исследователей Н. Ивановой, М. Загидуллиной, Б. Дубина по теории массовых жанров, в том числе по теории жанра «постнуклеар», исследования, посвящённые проблемам общества информации.
Анализируя социокультурные проблемы современного индивидуума, мы показываем страхи и надежды 21 века, представляя нестандартные их решения в произведении Д. Глуховского.
Применительно к фантастической литературе термин «постапокалиптика» (postapocalyptic) впервые использовал в 1978 году американский критик Алан Франк в журнале «Sci — Fi Now» [6]. Постнуклеар — жанр научной фантастики, в котором действие складывается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Понятие получило обширную популярность после Второй мировой войны в связи с опасениями по поводу применения ядерного оружия, однако такие произведения писали ещё в XIX веке, например, «Последний человек» М. Шелли.
В очерках о посткатастрофической фантастике писатель Л. Фишман подчеркивает, что жанр лишился мощи и мифологичного сюжета. Так, М. Калашников — российский журналист, писатель-футуролог — повествует, что мы сегодня — герои и действующие лица романа-катастрофы, но когда на общество вдруг обрушивается какая-то беда (падение метеорита, эпидемия смертельной болезни, мутанты), то разрушается цивилизованность, и люди обращаются в новоиспеченных варваров. Что-то похожее произошло и с нами, жителями обломков Советского Союза. А ужасной бедой стала революция [6].
Главным признаком постапокалиптики является особый сюжет в мире с особой историей. В прошлом цивилизация достигла высокого уровня социального и технического развития, но затем мир пережил глобальную катастрофу, вследствие которой цивилизация была уничтожена.
Сюжет в жанре «постнуклеар» обычно моноцентрический. Он строится вокруг одного выявленного центра, 1 героя, в основе лежит роман приключений. Довольно популярный мотив — герой как спаситель мира, путешествие героя в поисках какого-то пункта или объекта, которое обеспечит ему длительную жизнь, даст шанс спасти своё общество, находящееся на грани гибели. К этой области постапокалиптики относятся и образ «безлюдных пространств» Крапивина, и «Пикник на обочине» братьев Стругацких [3, с. 19]. Не исключением становится и сюжет «Метро 2033», где нам представляют не очень далекое будущее — 2030 год. Человечество едва ли не целиком уничтожено, а весь мир разрушен из-за ядерной войны, случившейся 20 лет назад. Столица России стала самым настоящим городом-призраком, и все выжившие научились жить в самом большом бомбоубежище на планете — в московском метрополитене. Станции всем известного метро обратились в самые настоящие города, ведущие свою политику и защищающие свои точки зрения. Однако приближается новая опасность и, чтобы спасти свою станцию, а, возможно, и весь мир, Артему доведется оставить родную ВДНХ и пройти через все метро. По словам исследователей, традиционными для постнуклеара являются [7] локусы правительства: большие города или даже более значительные территории, не затронутые аварией и сберегшие «давний» уклад жизни. Моделью мира социальной направленности являются внешние локусы: городские селения, дикие племена, аграрные общины или феодальные хозяйства, отделенные высокотехнологичные небольшие сообщества. В изображении пунктами действия, как правило, выступают обширные пустыни, предприятия, боевые объекты, мутировавшие люди, звери, растения, леса-мутанты [7]. В произведении Глуховского «Метро 2033» локусами выступают Москва, облученная радиацией, станции метро, где находятся политические объединения. Не менее важными деталями, часто встречающимися в апокалипсических произведениях, являются отделенные высокотехнологичные небольшие группы, создавшиеся на базе станций метро, снаряжение, станционные орудия, броня, оружие и противники — мутировавшие существа.
Мы попробовали представить типологию персонажей на примере романа «Метро 2033». Обычно в таких произведениях есть стандартный набор персонажей: Протагонист — Артем — главный герой книги, герои, выжившие до конца: Александр Сухов, отчим Артема, Ульман и другие герои, дальнейшая судьба которых неизвестна, — Данила, мельник и др. Антагонисты внутренние — люди, которые противостояли главному герою, антагонисты внешние — противники: главными врагами в книге предстают мутанты, монстры, происходящие от представителей городской фауны под влиянием радиации, химического и биологического оружия. Герои, которые погибли ещё до конца истории: Челнок, Бурбон и др. [2, с.
В финале произведения Глуховского Артём, главный герой произведения, взбирается на Останкинскую башню, оттуда виден город чёрных, Ульман называет координаты. У Артёма возникают видения, он узнаёт, что чёрные не намеревались враждовать, а пытались наладить контакт с людьми. Обрадованные чёрные вылезают наружу, и в этот момент ракеты накрывают город мутантов. Поняв всё, Артём срывает с лица противогаз и отправляется в метро. Это не типичная концовка для постапокалиптика, так как обычно гибель человечества неизбежна, но в произведении Глуховского у героя есть выбор: истребить черных либо пощадить их и вывести из строя систему наведения. Артём осознает, что «чёрные» пытались выйти на контакт, а до этого убивали людей как агрессивный и примитивный биологический вид. «Чёрные» живы и больше не причинят никому зла. В герое происходит внутренний конфликт, что не характерно для концовок апокалипсических произведений, ведь в основном у героя не возникает сомнений, он лишь воюет за свою жизнь и жизнь человечества. В своей статье «Экспертирование современного литературного потока в пору претензий к новейшей литературе» Е. А. Селютина говорит о том, что наша страна пережила смену ценностных установок, и они не могут исчезнуть в один момент. Советской страны больше нет, но есть сосуществование разных ценностных систем, продолжающих влиять на одну из функций литературы — воспитательную. Современная российская литература не может быть понята без советского опыта, форма произведения остается та же, но персонажи, содержание усложняются и эволюционируют [5]. ХХ век характеризуется существенным сдвигом в апокалиптической традиции. Жизнерадостная поначалу вера в гуманный прогресс сменилась гораздо более мрачными взглядами. Как раз это пессимистическое миропонимание формирует нынешнюю апокалиптическую образность в ее религиозной и светской формах [4, с.
Таким образом, тема Апокалипсиса в современной России была затронута в произведении Глуховского «Метро 2033» неслучайно, ведь актуальность данной проблематики связана с тем, что современная массовая культура наполнена картинами катастроф, глобализма, социально-политических причин, радикальных угроз, все чаще встречающихся в реальной жизни, и, чтобы узнать о последствиях, люди интересуются произведениями об Апокалипсисе. Из-за популярности этой книги появились серии Метро-2033, в них входят такие книги, как «Метро 2033», «Метро 2034» Д. Глуховского, «Метро 2033. Путевые знаки» В. Березина и другие. Над многими книгами еще до сих пор работают, что говорит о перспективности данной темы.
Библиографический список
1. Глуховский, Д. Метро 2033 это... Что такое Метро 2033? / Д. Глуховский. — http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/398475 (Дата обращения : 28.02.2017).
2. Ильин, С. С. Странничество в постапокалиптике: идеи и структура жанра / С. С. Ильин // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — Т. I. — № 2. — С.
3. Калашников, М. Цунами
4. Ковтун, Е. Н. Теория и история фантастики (русская, славянская, англо-американская традиции) : программа учебной дисциплины / Е. Н. Ковтун // Stephanos : мультиязычный научный журнал. — 2014. — Т. 3. — С.
5. Селютина, Е. А. Экспертирование современного литературного потока в пору претензий к новейшей литературе: взгляд преподавателя вуза / Е. А. Селютина // Библиотечное дело. — 2015. — № 23 [257]. — С.
6. Франк, А. Фантастический апокалипсис и постапокалипсис в литературе / А. Франк // Sci — Fi Now. — 1978. — library.vladimir.ru (Дата обращения : 27.02.2017).
7. Шишкин В. Восемь сценариев постапокалипсиса. Мир Фантастики и Фэнтези / В. Шишкин, Б. Невский. — http://old.mirf.ru/Articles/art4135.htm (Дата обращения : 27.02.2017).
8. Gibbs, N. Apocalypse now / N. Gibbs // Time 160. — 2002. — 1 (July 1). — P.
9. Cohn, N. Cosmos, Chaos and the World to Come / N. Cohn. — London : Yale University Press, 1995. — P.