ББК 83.3(2Рос=Рус)6
УДК 821.161.1.09«1992/...»
Ю. С. Ведьгаева
Y. Vedgaeva
г. Челябинск, ЧГИК
Chelyabinsk, CSIC
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КАРТИНА МИРА В РЕЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР»)
MEDIEVAL PICTURE OF THE WORLD IN THE RECEPTION OF CONTEMPORARY LITERATURE (FOR EXAMPLE, THE WORKS OF EUGENE VODOLAZKIN «LAURUS»)
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы столкновения средневековой и современной картины мира на примере произведения Е. Водолазкина «Лавр». Проанализированы характерные черты средневековой культуры и их влияние на поэтику романа. Исследуется аспект аксиологии художественного текста.
Ключевые слова: современная литература; картина мира; «Лавр»; Е. Водолазкин; средневековая культура; традиционные ценности; аксиология.
Abstract: This article discusses the collision of medieval and modern picture of the world on the example of works by E. Vodolazkin «Laurus». Analyzed the characteristic features of medieval culture and its influence on the poetics of the novel. Examines the axiological aspect of literary text.
Keywords: modern literature; picture of the world; «Laurus»; E. Vodolazkin; medieval culture; traditional values; axiology.
Роман Евгения Водолазкина «Лавр», написанный в 2012 году, принес автору успех и признание: писатель стал лауреатом таких литературных премий, как «Большая книга», «Ясная поляна» (в номинации «XXI век»), в 2016 году был отмечен итальянско-русской премией Горького (Сорренто), а также вошел в список финалистов «Русского Букера». Произведение вызвало множество споров и разноречивых суждений в среде критиков и ученых, до сих пор имеет огромный успех у читателей. Это подтверждают неоднократные интервью писателя в таких СМИ, как «РИА Новости», «Аргументы и факты», «Фома», а также его участие в программе «Познер» (Первый федеральный канал). В интервью на радио «Балтика» Водолазкин сообщил о том, что роман «Лавр» будет экранизирован.
Актуальность данной работы обусловлена активным обсуждением вопроса о вере и безверии сегодня, отсутствием духовной константы и, как следствие, возникшей дискуссией об отсутствии идеала в современном мире и попытках найти его.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы сопоставить средневековое и современное сознание, проследить попытку «трансплантации» средневекового православного идеала, попытаться определить цель такой «трансплантации» в произведении современного автора. Цель определила следующие задачи: проанализировать средневековую и современную картины мира, выявить специфику авторской интерпретации традиционной модели ценностей на примере романа Е. Водолазкина.
Для этого необходимо уточнить, что литературоведы понимают под термином «картина мира». Картина мира — это художественное пространство автора, выраженное на языке его пространственных представлений [5]. Таким образом, речь идет не только о формальных элементах текста, но и о содержательной стороне.
В данной работе были использованы следующие материалы: роман Е. Водолазкина «Лавр», материалы СМИ, в т. ч. интервью с Е. Водолазкиным, труды медиевистов А. Я. Гуревича, Д. С. Лихачева, А. М. Панченко.
Следует отметить тот факт, что, когда человек пытается понять Средневековую картину мира, он не учитывает множество факторов, например, теоцентричность этого времени. Этот аспект не укладывается в сознании современного человека, следовательно, отсюда вытекает недопонимание стержневых моментов, характерных для Средневековья. А. М. Панченко отмечает, что древнерусский человек, в отличие от человека просветительской культуры, жил и мыслил в рамках религиозного сознания: «... он „окормлялся“ верой как насущным хлебом» [7]. В сознании человека Просвещения есть идея, что вера оказывала мощное воздействие на все сферы жизни средневекового человека. Такое представление абсолютно неверно. Как известно, культура Средневековья синкретична, в ней нет отдельных сфер, пусть и сколько угодно плотно связанных между собой, но тон этой целостности задает религия [8].
Другая особенность Средневековья — это совершенно иное восприятие времени. Оно было насыщено метафизическими смыслами, а не происходящими тогда событиями. В Средневековье даже часов не было в массовом употреблении и не в силу существования технической отсталости, а просто потому, что не было потребности в измерении времени. Вот что пишет А. Я. Гуревич: «Современный человек — „торопящийся человек“, его сознание определяется отношением ко времени. Время порабощает человека, вся его жизнь развертывается sub specie temporis. Сложился своего рода „культ времени“» [2].
Также важно заметить, что в средневековом обществе в малой степени было выражено персональное начало. Д. С. Лихачев полагал, что каждый пишущий выражал коллективную точку зрения и совместный опыт, именно за счет такой общности идеалы того времени были более мощными, нежели сейчас, когда все стремятся к индивидуальности. «Можно сказать, что человек Средневековья в какие-то моменты своей жизни становился как бы аккумулятором общественной энергии. Каждый человек подобен капле, в которой отражается мир. Сейчас каждая капля отражает что-то свое, индивидуальное, тогда же каждая капля была строгим отражением общего для всех мира...» [4].
Евгений Водолазкин пишет роман «Лавр», явно стилизуя его под жанр жития, но также можно увидеть, что в нем агиографический канон пересекается с жанром апокрифа. «Лавр» — это не просто фактическое описание жизни святого, это подробное описание каждого периода его жизни, его страданий, этим автор хочет показать читателю, через что проходит человек, чтобы прийти к такому уровню святости. Композиционно произведение состоит из пяти частей: Проленгомены, Книги Пути, Книги Отречения, Книги Познания и Книги Покоя. Такое построение разграничивает периоды жизни главного героя. В Проленгомене автор знакомит читателя с жизнью героя, Книга Пути посвящена детству и юношеству Арсения, рассказывает о совершенном грехе, в Книге Отречения образуется начало великой дороги к искуплению греха, происходит отказ от бренного тела и собственной личности. Книга Познания знакомит читателя с путешествием паломников Арсения и Амброджо в Иерусалим, а в Книге Покоя читатель прощается с главным героем [6].
В каждой главе, меняя свое имя и окружение, герой будто вновь и вновь проигрывает собственно житие. Этот аспект становится главным в романе. И это не только внутренняя жизнь героя, но отсылка к сегодняшнему времени — от пластиковых бутылок, неожиданно вылезающих весной из-под снега, до видения, в котором герой видит, как на конце шпиля Петропавловского собора стальными шипами фиксируют ангела с крестом. Весь «Лавр» построен на очень простом приеме: главный герой отражается в бесчисленных старцах, юродивых и святых, так и все это перенасыщенное чудесами Средневековье отражается и в нашем времени: «Повторения нам даны для преодоления времени и нашего спасения», — объясняет один из многих встреченных героем старцев [1]. Для выстраивания связи времен автору не надо всякий раз фокусировать взгляд на вылезающих из-под снега пластиковых бутылках. Он делает проще: строит язык повествования из смеси древнерусского языка с современным. Водолазкин свободно переходит от средневековой речи к современной, и очень часто это происходит в пределах одного абзаца: «Что убо о сем речеши, записывал он в сердцах на куске бересты. И как это женщины таких к себе подпускают? Кошмар» [1].
Духовная составляющая была доминирующей в Средневековье, т. к. главной целью человека того времени было прожить мирскую жизнь так, чтобы после смерти обрести жизнь вечную. В то время все материальное отходило на второй план. Водолазкин не случайно транслирует картину Древней Руси на время сегодняшнее, чтобы показать, что для современного человека материальность стоит в приоритете. «Я говорю о милосердии, преданности, вечной любви. Мне захотелось вернуть их в общественный оборот, и я понял, что самым лучшим материалом для них будет Средневековье, когда говорить о них еще не стеснялись. В какой-то момент я осознал, что придется писать о Древней Руси. Но как писать? Вот это был самый главный вопрос. Мне пришлось сознательно отбросить все, что я знаю о той эпохе, и поэтому-то Средневековье, какое у меня в романе, можно назвать условным Средневековьем. Я не строил ярких декораций, которые отвлекли бы на себя читательское внимание от главного» [3].
В романе автор «сталкивает» два сознания: средневековое (герои романа) и современное (читатели). Е. Водолазкин поставил себе задачу: соединить современность и Средневековую Русь. Через своих героев, их взгляды и поступки он задает вопросы, многие из которых не имеют однозначного ответа, и предлагает читателям самим ответить на них.
Таким образом, Евгений Водолазкин противопоставляет в романе «Лавр» средневековую и современную жизнь, доказывает читателю, насколько изменилось сознание современного человека и насколько нынешнее общество отдалилось от действительного понятия традиционных ценностей. Автор также подтверждает теорию о том, что сегодня абсолютом современного человека является материальность, а не духовный аспект его жизни, и отвечает на больной вопрос общества.
Библиографический список
1. Водолазкин, Е. Г. Лавр : роман / Е. Г. Водолазкин. — М. : АСТ, 2014. — 440 с.
2. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. — http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gurev/index.php (дата обращения : 19.03.2017).
3. Каплан, В. Светлое Средневековье Евгения Водолазкина / В. Каплан // Православный журнал «ФОМА». — http://foma.ru/svetloe-srednevekove-evgeniya-vodolazkina.html (дата обращения : 17.03.2017).
4. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. — http://ksana-k.narod.ru/Book/poet/ (дата обращения : 20.03.2017).
5. Лотман, Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю. М. Лотман. — http://philologos.narod.ru/lotman/gogolspace.htm (дата обращения : 29.03.2017).
6. Селютина, Е. А. Оммаж древнерусскому автору: к проблеме аксиологии романа Е. Водолазкина «Лавр» / Е. А. Селютина, П. И. Новоселова // Четырнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России: укрепление духовного единства" : материалы всероссийской научно-практической конференции ; сост. И. Н. Морозова ; Челяб. гос. ин-т культуры. — Челябинск : ЧГИК, 2016. — 299 с. — С.
7. Панченко, А. М. Боярыня Морозова — символ и личность. Повесть о боярыне Морозовой / А. М. Панченко. — http://panchenko.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2330 (дата обращения : 20.03.2017).
8. Черноиваненко, Е. Литературный процесс в историко-культурном процессе / Е. Черноиваненко. — http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/chernoiv/05.php#_ftn2 (дата обращения : 21.03.2017).