ББК Ч602.471
УДК 070.3
К. Х. Каримова
K. Karimova
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
СПЕЦИФИКА БИОГРАФИЧЕСКОГО ОЧЕРКА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛОВ «КАРАВАН ИСТОРИЙ» И «STORY»)
BIOGRAPHICAL FEATURE: SPECIFICITY AND PROBLEMATICS OF GENRE
Аннотация: В современной российской периодике биографический очерк стремительно набирает популярность. Специализированные издания стараются не упустить возможность показать аудитории известных или выдающихся личностей с разных сторон. Их пример зачастую вдохновляет читателей. Если в XIX и XX веках героем биографического очерка был обычный человек, то сейчас интерес вызывает только знаменитая личность. Мы рассмотрели биографический очерк на примере современных российских изданий «Story» и «Караван историй», выявили его отличительные признаки и определили проблематику жанра.
Ключевые слова: биографический очерк; периодика; личность; специализированные издания.
Abstract: In modern Russian periodicals biographical feature is quickly becoming popular. Specialized titles want to show audiences known or prominent figures from different sides. An example of the person often inspires readers. If in the XIX and XX century’s hero biographical feature was an ordinary man, but now interest is the only famous person. We reviewed the biographical feature on the example of modern Russian editions of «The Story» and «Caravan of stories», revealed the characteristics and problems of the genre.
Keywords: biographical feature; periodicals; person; specialized titles.
Термин «биография» в переводе с греческого означает «жизнеописание». В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова биография определяется как описание чьей-нибудь жизни [2]. В свою очередь очерк — это «... художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни» [4, с. 249].
Мы заключаем, что биографический очерк — это вид очерка, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности при описании чьей-нибудь жизни.
Биографический или портретный очерк в России появляется в XIX веке. «Физиологические очерки» были популярны, их печатали ведущие издания того времени, более того, они выходили отдельными сборниками, например, «Наши, списанные с натуры русскими» или «Физиология Петербурга». В
В современной России интерес к биографическим очеркам ослабевает, данный жанр уходит в специализированные, преимущественно журнальные издания. Полноценный очерк требует нескольких полос для размещения, поэтому платформой для выпуска жанра становится журнал. Каким бы ни был очерк, сейчас он не занимает первых мест среди журналистских жанров, поэтому важно его исследовать и находить новых интересных героев.
Разберем биографический очерк в журнале «Караван историй» за июнь 2009 года. Героем стал музыкант Дэвид Боуи. Центральным событием в этом очерке стали кошмары музыканта. Они его мучили на протяжении многих лет; с его сводным братом случилась трагедия, т. к. он был шизофреником, умер, покончив с собой на железнодорожных путях, специально лег под поезд. Уже тогда успешного и знаменитого певца внешне это событие не тронуло, но навсегда осталось в душе. О детстве героя сказано мало, больше внимания уделяется его творческому пути и личным отношениям. Финал очерка положительный: герой находит себя в жизни и заботится о семье (на момент 2009 года; в 2016 г. Дэвид Боуи умер). Благодаря данному жанру мы смогли узнать о творческой и личной жизни музыканта в целом.
В очерке множество описаний («Из зеркала на него пялился высокий худой господин с ежиком седых волос, одетый в дорогой халат», «идеальный ряд неестественных белых зубов» [1, с. 74]). Из причинно-следственных связей следует отметить то, что герой начал заниматься рок-музыкой только затем, чтобы не сойти с ума. Но именно это увлечение и определило его место в мире музыки. Читая очерк, проникаешься симпатией к герою, Карвин Вуд, автор материала, использует оценочные слова («замечательно пел», «гениальные песни», «выглядело это вполне мило» [1, с. 75]). Задача автора — формирование положительного мнения о герое, ведь одной из целей журнала «Караван историй» является описание биографии известного человека, жизнь которого вдохновляет читателей.
Из эмпирических методов автор использовал метод проработки документов. Изучал биографию Дэвида по материалам других изданий. Использовал метод анализа и синтеза при разборе личных данных и художественный метод, чтобы выстроить сюжет, композицию.
Абсолютно другой по композиции и по предмету отображения биографический очерк в журнале «Story». Предметом выступает личность Юрия Гущо — ученого, писателя, приверженца здорового образа жизни. Автор Эдуард Тополь необычно начинает очерк с рассказа из собственной жизни, только потом мы видим ассоциацию с Юрием Гущо. Нестандартно рассказана и биография героя. После чего мы узнаем о трагедии: в 35 лет Юрий мог стать инвалидом, но благодаря исключительно своим усилиям и рвению к жизни смог побороть болезнь. Данный биографический очерк может мотивировать людей, находящихся в схожей сложной ситуации. Журналистский материал выполняет психологическую функцию.
Внешнего описания личности нет в очерке, но прослеживаются причинно-следственные связи. Например, болезнь мотивировала Юрия к изучению медицины, практики упражнений и написанию научных работ. Явно прослеживается положительная оценка героя автором очерка. Он не только лично знаком с героем, но очерк построен на диалоге Эдуарда Тополя и Юрия Гущо. Автор выполняет еще одну целевую установку — программирование. Он предлагает для решения проблем со здоровьем у людей использовать методику оздоровления Юрия Гущо. Задача автора — показать читателю сильную и независимую личность.
Из эмпирических методов использованы методы наблюдения и беседы. Теоретические методы практически не используются за исключением анализа и синтеза. Из беседы с героем автор выделил основные, интересные факты и затем соединил с помощью художественного метода в журналистский материал.
Проанализировав очерки в разных журнальных изданиях, мы приходим к выводу, что «Караван историй» специализируется на написании биографических очерков, где предметом отображения становится известная личность. Журнал «Story», напротив, большую часть материалов посвящает людям, которые не столь известны в широких кругах, но прожили жизнь или живут интересно и творчески. В первом журнале очерки пишутся по стандартной схеме: инфоповод, биография, трудности / успех, положение на данный момент. Во втором журнале каждый очерк индивидуален. Это не простое изложение фактов, а интересные художественные решения.
Мы видим, что если ранее был популярен «маленький человек» или трудящаяся советская личность, то сейчас все намного проще. Предметом очерка становится «звезда» — известный человек, имя которого все знают. Это становится тенденцией не только в некоторых жанрах журналистики, это прослеживается и во всех развлекательных программах на телевидении.
Библиографический список
1. Караван историй. — 2009. — № 6.
2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — http://www.ozhegov.org/words/1732.shtml (дата обращения : 22.02.2017).
3. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие / А. А. Тертычный. — М. : Аспект Пресс, 2000. — 310 с.
4. Туманов, Д. В. Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов / Д. В. Туманов. — Казань : Отечество, 2000. — 270 с.
5. Story. — 2017. — №