А. С. Морозова. КРИЗИСНОЕ СОЗНАНИЕ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ НОВОГО ВЕКА: ОПЫТ СОПОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВ ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ» И ЕГО ЭКРАНИЗАЦИИ Б. ЛУРМАНА)

ББК 83.3(7)Сое

УДК 821(7/8).09

А. С. Морозова

A. Morozova

г. Челябинск, ЧГИК

Chelyabinsk, СSIK

КРИЗИСНОЕ СОЗНАНИЕ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ НОВОГО ВЕКА: ОПЫТ СОПОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВ ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ» И ЕГО ЭКРАНИЗАЦИИ Б. ЛУРМАНА)

CRISIS CONSCIOUSNESS IN THE INTERPRETATION OF THE NEW CENTURY: EXPERIENCE OF COMPARISON OF TEXTS OF LITERATURE AND CINEMA (FOR EXAMPLE, A NOVEL BY F. S. FITZGERALD «THE GREAT GATSBY» AND ITS SCREEN VERSION BY B. LUHRMANN)

Аннотация: В статье анализируется роман «Великий Гэтсби» в контексте современной социокультурной проблематики. Обращение к формальным и содержательным аспектам романа возникает, когда общество переживает ситуацию кризиса (экономического и эпистемологического), что позволяет проследить закономерности в области социологии чтения. Автор статьи полагает, что роман «Великий Гэтсби» является прецедентным феноменом, повлиявшим на все сферы поэтики повседневности.

Ключевые слова: Ф. С. Фицджеральд; «Великий Гэтсби»; кризис; кризисное сознание; Б. Лурман; текст кино.

Abstract: Analyze the novel in the article «The Great Gatsby» in the context of contemporary socio-cultural issues. When society is going through a crisis situation recourse occurs naturally to the formal and substantive aspects of the novel. The article’s author believes the novel «The Great Gatsby» is precedential phenomenon and affects all spheres of poetics of everyday life.

Keywords: F. S. Fitzgerald; «The Great Gatsby»; the crisis; crisis consciousness; B. Luhrmann; text of cinema.

Роман Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» принадлежит к числу таких произведений, которые и сегодня вызывают большой интерес у читателя. Подтверждением этому служат списки, составленные в разное время авторитетными экспертами, исследователями в области литературы и искусства, основанные на опросе широкого круга читателей.

Так, например, в 2008 году самым авторитетным интернет-порталом любителей книг «Goodreads» был проведён опрос пользователей, в число которых вошли критики, публицисты и современные писатели. В списке 100 лучших книг ХХ века «Великий Гэтсби» занял 4 место [6].

Фицджеральд в своих произведениях, в частности в романе «Великий Гэтсби», показал американскую жизнь «века джаза» и в значительной степени повлиял на формирование представлений об этой эпохе.

В статье «Прошлое, которое нас не отпускает: советский дискурс в современной отечественной прозе» Е. А. Селютина пишет о некоторых тенденциях в мировой литературе, о моде на ностальгию: «Личная история становится средством рассказать о целом поколении и его ценностях, <...> ностальгия делает очень противоречивыми, сладко-горько-радостными воспоминаниями о самых сложных и страшных временах мечтаний о мировой революции или победе одной нации, расы над другими» [2]. Как мы полагаем, образы эпохи джаза, включенные в повседневность, демонстрируют, как формальные элементы, визуальные представления интерпретируются представителями модной индустрии, сферы развлечений и т. п.

В данной статье мы обращаемся к следующим материалам: текст романа «Великий Гэтсби», экранизация романа 2013 года режиссера Б. Лурмана, труды по аксиологии литературы и культуры, литературоведческая критика. Цель данного анализа — сопоставить литературный текст и кинотекст для того, чтобы выявить возможные причины обращения к тем или иным текстам в современности, выявить те проблемы, которые сделали «Великого Гэтсби» прецедентным текстом.

Кризисное сознание сопровождает человечество на всех этапах его исторического развития. XX в. считается одним из самых драматичных и кризисных за все время существования человечества: две мировые войны, экономические катаклизмы, стремительное развитие технологий, рост промышленного производства, нарушение экологического баланса [3]. Все эти и подобные им явления порождали и продолжают порождать кризисное мироощущение.

В данной статье мы выдвигаем следующую гипотезу: интерес к роману «Великий Гэтсби» возникает в жизни закономерно, с появлением кризисных периодов в истории, когда общество ищет свой идеал в противовес материальным ценностям. Сам роман был опубликован в 1925 году, и уже первая экранизация фильма режиссёра Г. Бреннона была показана в 1926 году, это было немое чёрно-белое кино.

Именно 20-е годы, по мнению культурологов, историков, социологов, являются определяющими для формирования американской идентичности. В это время закладывались принципы глобальной экономики, в итоге всё происходящее транслировалось на мировую культуру. Это время окончания Первой мировой войны, время, когда люди, уставшие от лишений, стали задумываться о том, что каждый день может стать последним, появилось кризисное ощущение конечности жизни: если не успеешь сейчас, то не успеешь никогда. Люди хотели быть счастливыми, наслаждаться жизнью, мечтать и любить.

Ценности, которые складываются в этот период, — ценности потребления. Материальное становится главным в жизни, появляется зависимость от денег. Фицджеральд в своих произведениях выстраивает эту теорию ценностей — аксиологию консюмеризма. Но показывает это не как социолог, а как художник, через своё субъективное ощущение. Консюмеризм совпадает с идеей великой «Американской мечты». Гэтсби — это ее персональное воплощение, фантазия о том, кем человек мог стать в 20-е годы в Америке («self-made man»). История написана Фицджеральдом от первого лица, так как он сам являлся представителем «золотой молодёжи», свой личный опыт трансформировал в сюжет. Фицджеральд, работая над романом, отстранился от своего праздного поколения и смог посмотреть на него со стороны. Впервые противопоставил своего героя и себя беспечной толпе «прожигателей» жизни.

Следующий момент интереса к произведению фиксируется в 1948, когда вышла экранизация романа режиссёра Э. Наджента. Она совпала с экономическим кризисом конца 40-годов. Третья экранизация «Великого Гэтсби», экранизация режиссёра Д. Клэйтона, состоялась в 1974 году. Это время также сопровождал нефтяной кризис 1973 года. В 2000-х годах вышел мини-сериал режиссёра Р. Марковица. Время конца 90-х годов — начала 2000-х также приходится на ситуацию кризиса, в основном связанного с так называемым «экономическим пузырём».

Что интересно, для русской культурной традиции рост путём накопления — это отрицательная модель. Человек, накопивший много денег, — это не положительный персонаж, а для американского общества — наоборот, положительный (успешный человек — это человек, достигший коммерческого успеха). Фицджеральд в своём произведении ориентируется не только на «американскую мечту», но и на русскую ценностную традицию. Таким образом, он меняет повседневный успех, переворачивает и показывает другую сторону «американской мечты». Человек во все времена имеет одинаковое поведение, общие гуманистические проблемы остаются, и каждый новый кризис вызывает рефлексию. Технический и экономический прогресс неизбежно влечёт за собой и появление кризисов. Цикличность заложена в развитии науки, техники, производства. Началу XXI века также свойственно кризисное мироощущение. Для России это в первую очередь связано с падением цен на нефть, для США это ипотечный кризис (2007), финансовый кризис (2007–2008), а также это и глобальные экологические проблемы.

В 2013 году выходит фильм Б. Лурмана «Великий Гэтсби». Лурман задумал этот фильм в период мирового финансового кризиса. В одном из интервью он сказал: «Если вы поставите людей перед зеркалом, которое скажет им: вы были пьяны от денег, — они не захотят смотреть в него. Но если вы спроецируете отражение на иную эпоху, то такая история будет пользоваться спросом» [1]. Таким образом, Б. Лурман, проецируя одну эпоху на другую, в первую очередь хотел уйти от дидактизма, во-вторых, хотел показать, что вопрос ценностей циклически возвращается. Он хотел через красивую историю, как и Фицджеральд, показать мораль: за всей этой красивой мишурой ничего нет, нет как таковой любви.

Сегодня наш способ мышления во многом визуальный и современное поколение воспринимает информацию лучше, если она представлена иконически, а не вербально. Таким образом, классический текст романа актуализирован за счёт создания объёмной картины. Начинает работать визуальное искусство, и одновременно с этим хороший классический текст начинает работать на массовое сознание, так как кино — это массовое искусство. Таким образом, фильм становится неким посредником, медиатором для эпох.

В экранизации Лурман показал образ «эпохи джаза». Стилизация — художественный приём, который характерен для современного искусства. Фильм вышел в формате 3D, тем самым ещё больше привлёк внимание зрителей. Использование в фильме музыки в стиле хип-хоп актуализирует 20-е годы для современности. Эта музыка не мешает чувствовать себя в этой эпохе, а помогает понять некоторые культурные отсылки и представить, как выглядели бы те люди, живи они в наши дни. И всё пронизано духом роскоши и расточительности, чтобы дать представление о том, насколько невероятно богатыми были все эти люди и насколько шокирующим был стиль их жизни.

Фильм был положительно принят зрителями. Интерес к прочтению романа после выхода фильма вырос, подтверждением служат различные рейтинги. Так, по данным статистики Книжной Палаты РФ, Ф. С. Фицджеральд вошёл в список наиболее издаваемых авторов по художественной литературе в 2013 году [4]. Также фильм послужил причиной новой волны популярности стиля Гэтсби в одежде. Ретро-стиль стал более узнаваем и востребован.

Таким образом, анализируя художественный текст и его экранизацию, мы показали, что интерес к роману «Великий Гэтсби» возникает в жизни закономерно, выполняя определённый запрос времени, когда общество ищет свой идеал, что делает его прецедентным текстом для всей мировой культуры.

Библиографический список

1. Баз Лурман экранизирует «Великого Гэтсби» // Lenta.ru: новости. — https://lenta.ru/news/2008/12/19/luhrmann/ (Дата обращения : 15.03.2017).

2. Селютина, Е. А. Прошлое, которое нас не отпускает: советский дискурс в современной отечественной прозе / Е. А. Селютина // Чтение на Евразийском перекрестке : материалы Третьего интеллектуального международного форума ; ред.-сост. В. Я. Аскарова. — Челябинск : ЧГАКИ, 2015. — С. 35–39.

3. Сидорина, Т. Ю. Философия кризиса : учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. — М. : Флинта : Наука, 2003. — 456 с.

4. Статистические показатели по выпуску печатных изданий // Российская книжная палата. — http://www.bookchamber.ru/statistics.html (Дата обращения : 20.03.2017).

5. Фицджеральд, Ф. С. Великий Гэтсби : избранные произведения / Ф. С. Фицджеральд ; пер. с англ. — СПб. : Художественная литература, 1993. — Т. 1. — 440 с.

6. Goodreads, Best Books of the 20th Century // Goodreads website. — https://www.goodreads.com/list/show/6.Best_Books_of_the_20th_Century (Дата обращения : 15.03.2017).

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Анастасия Сергеевна Морозова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru