ББК Т3(2)633-4
УДК 94(47+57)«1975/1982»
П. С. Гумеров, П. А. Комлев
P. Gumerov, P. Komlev
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО «БРЕЖНЕВИЗМА». К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
FORMATION OF INTELLECTUAL POTENTIAL IN THE PERIOD OF LATE «BREZHNEVISM». TO THE PROBLEM OF THE PROBLEM
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы формирования интеллектуального потенциала во второй период правления Брежнева
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал; СССР; экономика; образование; наука.
Abstract: The main problems of intellectual potential formation in the second period of Brezhnev’s rule in
Keywords: intellectual potential; USSR; economics; education; science.
В современной историографии исследование интеллектуального потенциала вызывает всё больший интерес со стороны историков и социологов. С его помощью можно определить совокупность возможностей отдельных лиц, общества, государства в области использования человеческих ресурсов, зависящую, в первую очередь, от их качественных и количественных показателей (характеристик) [3, c. 38]. Показатели интеллектуального потенциала, а именно совокупные данные экономики, образования и науки являются одними из главных факторов развития страны.
Советский Союз в поздний брежневский период
1970 г. |
1980 г. |
1980 г. в % к 1970 г. |
|
---|---|---|---|
Валовой общественный продукт |
637 |
1061 |
167 |
Национальный доход, использованный на потребление и на накопление |
155 |
437 |
155 |
Ресурсы национального дохода, направленные на потребление и непроизводственное строительство |
219 |
354 |
162 |
Продукция промышленности |
352 |
627 |
178 |
Продукция сельского хозяйства |
100,4 |
123,7 |
123 |
Капитальные вложения |
80,6 |
133,5 |
166 |
Основные производственные фонды (на конец года) |
531 |
1149 |
216 |
Грузооборот всех видов транспорта (млрд. тонно-километров) |
3829 |
6165 |
161 |
Розничный товарооборот |
158,1 |
268,5 |
170 |
Общественные фонды потребления |
63,9 |
116,5 |
182 |
Но для оценки интеллектуального потенциала важны также и качественные показатели экономики, которые в советской статистике не фиксируются. Так, всё большее число предприятий и заводов работали по инерции, производя продукцию, основная часть которой была устаревшей и не находила спроса. К примеру, многочисленные заводы сельскохозяйственной техники производили сотни тысяч тракторов и комбайнов, но они преимущественно были старых образцов и низкого качества. Отчитывались эти заводы, однако, «по валу», то есть по количеству произведённых единиц техники и по объёму затраченного на их производство сырья [4, c. 117]. Фактически происходила неудачная конвергенция социализма и капитализма.
Была произведена отмена на предприятиях таких качественных показателей, как «уровень производительности труда», «себестоимость продукции», «численность занятых», «средняя зарплата»; вместо них введены несоответствующие социалистическому укладу показатели прибыли и рентабельности продукции по отношению к стоимости основных оборотных фондов. Данная мера вылилась в растущую неэффективность советской экономики, шло замедление научно-технического прогресса и роста производительности труда в результате сиюминутной ориентации на прибыль.
Так, только по официальным цифрам, рост производительности труда сокращался:
В конце
Стабильность низкоквалифицированного состава хозяйственного руководства страны, иначе называемого кадровым застоем, где горизонтальная мобильность господствовала над вертикальной, неминуемо вела к деградации хозяйственного управления в брежневский период.
Облегчал финансовую ситуацию топливно-энергетический комплекс, роль которого возросла после 1973 г. (Арабо-Израильская война) и 1979 г. (Исламская революция в Иране). Так, приток западной валюты в СССР достиг 30 миллиардов долларов в год. Приход в страну «неожиданных» миллиардов нефтяных денег позволил частично сохранить количественные показатели продукции. Доля импорта хлеба за рубежом возросла с 13,2 % в 1973 г. до 41,4 % в 1981 г. На эту закупку уходило большое количество выручки от продажи нефти, но и её не хватало. Кремль покупал хлеб за золото — на это ушло в
По уровню и темпу роста качества образования Советский Союз всегда занимал лидирующие места в мире. Численность населения СССР, имеющего высшее и среднее специальное образование, на конец 1975 г. составляла 30,6 миллиона человек, в стране действовало 853 вуза, в которых обучалось около 5 миллионов студентов. Советское государство выделяло на развитие народного образования большие денежные средства. По данным за 1973 г. расходы на вузы составили 2,97 миллиарда рублей; на техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации — 1,79 миллиарда рублей; на профессионально-техническое образование — 2,09 миллиарда рублей [5]. Развитие образования подчинялось экономическим потребностям, в которых доминировали товары группы «А» (производство средств производства) и оборонное обеспечение. В соответствии с этим наблюдается перенасыщение рынка труда инженерами и, как результат, частая работа не по специальности. Вузовский диплом обесценивался, так как доходы инженера или университетского преподавателя были ниже, чем у рабочего. Заидеологизированность гуманитарной науки способствовала её отторжению, следствием чего стало некритическое восприятие столь же заидеологизированной западной общественной науки как более развитой и свободной от идеологических ограничений.
Отдельной проблемой является оценка реального вклада науки в экономический и социальный прогресс. Из государственного бюджета на развитие научно-технического прогресса выделялось 17,4 миллиарда рублей в 1975 г. Спецификой СССР является массовость, так, в том же 1975 г. количество поступивших изобретений и рационализаторских предложений достигло 5,1 миллиона, из них внедрено 3,9 миллиона [5]. Но в последующие годы наблюдается явное снижение эффективности используемых ресурсов, заметное падение темпов научно-технического прогресса и, как следствие, «застой» в экономическом развитии. Также есть факт принципиального отказа руководства СССР от разработки перспективных научно-исследовательских направлений, таких как ЭВМ, холодный ядерный синтез, трансплантология и др.
В дополнение ко всему проведённому исследованию можно приложить свидетельства людей, живших в тот период, их настроение и реакцию на происходящие процессы. В целом наблюдаются «трофейные» настроения и безразличие низов к происходящим изменениям в обществе. Происходит эрозия общественной морали, утрата веры значительной части общества в официальные ценности. Начинается формирование общества с потребительскими установками без наличия системы массового производства требуемых товаров потребления. Растёт стихийный бытовой антикоммунизм, и всё больше заседает в умах миф о Западе как о «вещевом рае».
Таким образом, проведённое исследование устанавливает проблему определения реального уровня интеллектуального потенциала страны в совокупности количественных и качественных показателей. Наблюдается острое противоречие между высокими количественными показателями уровня научно-технического и общеэкономического развития СССР, с одной стороны, и низкими качественными показателями экономического развития, управленческим, интеллектуально-волевым и стратегическим уровнем советской верхушки — с другой. Также существует противоречие между высоким уровнем естественнонаучного и научно-технического интеллектуального потенциала, с одной стороны, и низким уровнем гуманитарного интеллектуального потенциала — с другой. Наблюдаемая диспропорция не могла не привести к последующим структурным кризисным явлениям во всех сферах общества.
Библиографический список
1. Брежнев, Л. И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. 23 февраля 1981 г. : доклад / Л. И. Брежнев. — М. : Политиздат, 1981. — 111 с.
2. История России. XX век: 1939 — 2007 : монография / под ред. А. Б. Зубова. — М. : Астрель : И90 АСТ, 2010. — 847 с.
3. Комлев, П. А. Социальная политика — основа формирования интеллектуального потенциала / П. А. Комлев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2014. — Т. 14. — № 4. — С.
4. Соколов, А. К. Трудовая политика на советских предприятиях с середины
5. СССР в цифрах в 1987 году: Крат С76 стат. сб. / Госкомстат СССР. — М. : Финансы и статистика, 1988. — 318 с.