ББК Ш5(2)6-334 Ш400.3
УДК
А. В. Игнатцева
A. Ignatceva
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ РОМАНА ПАВЛА САНАЕВА «ХРОНИКИ РАЗДОЛБАЯ»
AN ANALYSIS OF GENRE AND STYLE OF THE NOVEL BY PAVEL SANAEV «KHRONIKI RAZDOLBAYA»
Аннотация: В статье проанализированы жанровые особенности романа российского писателя Павла Санаева «Хроники раздолбая». Детально рассмотрены концептуальные и формальные уровни жанра художественного произведения.
Ключевые слова: роман; «Хроники раздолбая»; Павел Санаев; жанр; концептуальный уровень жанра; формальный уровень жанра.
Abstract: In this article were analysed the genre features of novel by the russian writer Pavel Sanaev «Khroniki Razdolbaya». The conceptual and formal levels of the genre of art work were considered in detail.
Keywords: novel; Pavel Sanaev; conceptual levels of the genre; formal levels of the genre.
Современный писатель Павел Санаев в своем творчестве развивает традиции русской классической литературы. Роман «Хроники раздолбая», написанный в 2013 году, не является дебютным произведением автора. Сам автор в одном из интервью говорит: «Книга была задумана в конце
Роман «Хроники раздолбая» относится к большой эпической жанровой форме художественной литературы. Типологически произведение можно отнести к роману воспитания, где будет показано становление характера главного героя, юность и момент выбора жизненного пути которого пришлись на начало
Для более подробного жанрово-стилевого анализа текста обратимся к концептуальному уровню. Тематикой «Хроник раздолбая» стали изменения общества в
Далее следует уделить внимание формальному уровню жанра. «Хронотоп присущ любому художественному произведению.... ведь пространство — это место, где протекает жизнь персонажей с их бытом, обстановкой, манерой поведения и т. п. А время — это, во-первых, историческое время, определяющее структуру жизни любого круга людей в тот или иной период времени; во-вторых, реальное, бытовое время жизни героев, его длительность, напряженность; в-третьих, время повествования, т. е. рассказывания о происходящем» [4, с. 110]. Главными героями романа являются Раздолбай, Диана, Мартин, поэтому построение сюжета и степень детализации интерьера и окружающего мира как главных показателей хронотопа мотивируются в первую очередь местом жизни и пребывания этих героев и характером их отношения со средой.
Художественное пространство романа реальное, безграничное. В тексте произведения достаточно четко прописаны места действия, интерьеры и пейзажи: «Асфальтная тропинка вывела из редкого соснового леса и уперлась в песчаный холм, за которым слышался плеск волн и выкрики чаек. Увязая кроссовками в песке, они поднялись на гребень холма, увидели впереди спокойное серое море, спустились и оказались в песчаных дюнах, поросших невысоким кустарником» [2, с. 61]. «Диана проводила его в свою комнату и вернулась в гостиную к пианино... Вот на книжной полке два надорванных билета в театр — интересно, кто ее приглашал? ... На подоконнике потрепанный магнитофон и кассеты без коробочек — какую музыку она слушает?... А вот на кожаном чехольчике флакон духов, ароматом которых когда-то пахла его подушка...» [2, с. 251].
Художественное время показано как замкнутое, непрерывное и как «чистое» настоящее без соотнесения с прошлым и будущим. Отсчет времени следует начинать с того момента, когда Раздолбай приезжает на железнодорожный вокзал, чтобы отправиться в латвийский пансионат, куда родители купили ему путевку в подарок на день рождения. За время отдыха главный герой знакомится с основными действующими персонажами, одним из которых становится девушка Диана. Впоследствии на протяжении целого года Раздолбай, влюбившись в девушку, пытается добиться взаимности от нее, совершая смелые романтические поступки. В момент очередного приезда происходит эмоциональный эпизод, после которого главный герой и девушка Диана расстаются якобы навсегда. Однако переживания по поводу неразделенной любви быстро уходят в воспоминания главного героя, ведь в стране случается исторически значимое событие, которому посвящена целая глава книги. Вся череда событий происходит в небольшой промежуток времени, а именно за календарный год.
Подводя итоги, можно сказать, что в романе нашли отражение лучшие традиции эпического жанра — романа. Как утверждал Бахтин: «Герой произведения показан „не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитываемый жизнью“» [3, с. 319]. Санаев вновь поднимает глобальные проблемы современности, затрагивает вечные философские темы, что требует от читателя готовности к вдумчивому чтению.
Библиографический список
1. Виноградова, П. Раздолбай в отсутствии бабушки / П. Виноградова. — http://old.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10300049@SV_Articles (дата обращения : 16.06.2017).
2. Санаев, П. Хроники раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2 / П. Санаев. — М. : АСТ, 2013. — 480 с.
3. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник для студентов высших учебных заведений / В. Е. Хализев. — М. : Академия, 2009. — 432 с.
4. Эсалнек, А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения : практикум / А. Я. Эсалнек. — М. : Флинта : Наука, 2004. — 216 с.