ББК 83.3(7)
УДК 82.821
Р. А. Минязов
R. Miniazov
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕРОЯ-ПОДРОСТКА В РОМАНЕ КАРСОН МАККАЛЛЕРС «СЕРДЦЕ — ОДИНОКИЙ ОХОТНИК»
THE FEATURES OF THE IMAGE OF THE HERO-A TEENAGER IN THE NOVEL CARSON MCCULLERS «THE HEART IS A LONELY HUNTER»
Аннотация: В статье рассматривается система авторского подхода к описанию образа героя-подростка в романе «Сердце — одинокий охотник» американской писательницы XXвека — Карсон МакКаллерс (1917—1967гг.).
Ключевые слова: литература США; «южная школа»; «южный ренессанс»; литература американского юга; подросток; образ подростка; «Сердце — одинокий охотник»; К. МакКаллерс.
Abstract: The article discusses the author’s system approach to the description of the image of the hero-a teenager in the novel «The Heart is a lonely hunter» American writer of the twentieth century — Carson McCullers
Keywords: literature of the USA; the «South school»; «the southern Renaissance»; literature of the American South; teen; image of teen; «The Heart is a lonely hunter»; K. McCullers.
В 20–40-х годах ХХ века в американской литературе возникает уникальный в своем роде феномен, который впоследствии будет назван «южным Ренессансом» [11] или «южной готикой» [1]. Исследователи «южной» школы, такие как Н. А. Анастасьев, И. Б. Архангельская, Б. Л. Кларка, В. И. Яценко и др., в один голос утверждают, что по стилистическому новаторству, «литература американского юга», начинавшаяся в колониальный период, проходит этап бурного взлета, оставаясь при этом сугубо региональным явлением. Благодаря творчеству ряда авторов (У. Фолкнера, Р. П. Уоррена, У. Стайрона, Т. Вулфа и т. д.) происходит становление так называемого «южного мифа», в основе которого лежит историческая память о поражении Конфедеративной армии в Гражданской войне
Как отмечает исследователь И. Б. Архангельская: «В
Еще в 1946 году У. Фолкнер в одном из писем утверждал: «Ища объяснение живой южной литературе (поскольку северянам тут писать было не о чем), следует обращаться к войне. Северяне выиграли войну, а единственный благородный поступок, который можно совершить на войне, — это проиграть ее. Что касается материала, Югу повезло. Эта война обозначила перемену — конец одной эпохи и начало другой — без всякой возможности возврата к прошлому» [8].
В условиях подобной социальной экзальтации, стремясь вернуть Югу былую славу, творчество писателей-южан, при всей индивидуальности авторского подхода, представляет схожие идейные тенденции, которые складываются в тематические жанры. Так, одним из наиболее популярных жанров становится «роман воспитания», а главными героями — подростки, юноши и девушки, переживающие трудный период самоидентификации и столкновение «идеализма души» с материалистическими реалиями. Однако, будучи вписанной в пространство «глубокого юга», сюжетная проблематика строится на основе конфронтации молодого поколения со старым, по формуле, выраженной в одной из новелл Фланнери О’Коннор: «... старый мир ушел безвозвратно. Старые обычаи стали смешны...» [9]. Среди писателей-южан, так или иначе поднимавших данную проблематику, можно выделить: Х. Ли («Убить пересмешника»), Т. Уильямса («Стеклянный зверинец», «Предназначено на слом»), Фланнери О’Коннор («Мудрая кровь», «Царство небесное силою берется»), У. Фолкнера («Не погибнет», «Шум и ярость») и др.
Отдельного внимания достойно творчество американского писателя Карсон МакКаллерс
Описывая события, происходящие в типичном южном городке, переживающем последствия «Великой депрессии», безработицы и расовой дискриминации, МакКаллерс заостряет конфликт посредством низведения героев до маргинального уровня, представляя каждого как гротесковое «одинокое сердце» [10]. В образе Мик Келли, девочки с музыкальным слухом, мечтающей играть на фортепиано и стать знаменитой, автор акцентирует внимание на сложных, психологических и социальных конфликтах подростка из «южной действительности».
Уже с первых страниц романа образ Мик описывается при помощи контрастных противопоставлений: «В дверь заглядывала светловолосая длинноногая девочка лет двенадцати. На ней были шорты защитного цвета, синяя рубашка и теннисные туфли, — с первого взгляда ее можно было принять за мальчишку» [7].
Героиня вынуждена мириться с семейными трудностями, и даже когда она находится в окружении близких людей, внутренний конфликт ее подросткового «Я» регулярно переходит в борьбу за личные интересы: «А шорты я ношу потому, что не желаю таскать твои обноски. Не желаю быть такой как вы и похожей на вас обеих. И не буду. Потому и шорты ношу. И вообще жалко, что я не мальчик, тогда бы я переехала к Биллу».
Межличностные отношения представляются герою как сплав условностей и предубеждений. Безразличие к чувствам со стороны окружения для Мик — причины вынужденного одиночества, неизбежного ухода во «... внутреннюю комнату, куда не допускался никто» [7]. И если двойственность самосознания (как мужского и женского начала) проистекает из поисков себя, то впоследствии мы можем наблюдать, как героиня разделяет свое восприятие мира на две противоположные области: «Ее жизнь проходила в двух местах: во внутренней и в наружной комнатах <...> Мик могла находиться в доме, полном людей, и все же чувствовать себя отделенной от всех» [7].
МакКаллерс представляет общество, в котором несостоятельность жизни людей — последствие внешних условий, одиночества и отчужденности. По мнению автора: «Это повествование о пяти одиноких, замкнувшихся в себе людях, об их попытках выразить себя, обрести духовную цельность и нечто большее и значительное, чем они сами» [6]. Примечательно также, что герои романа (в особенности это заметно на примере Мик Келли) проходят этап духовного перерождения, направляя вектор стремления с внешнего мира на внутренний. Подросток же у МакКаллерс эволюционирует, происходит процесс самоидентификации, в попытках соотнесения себя со сверстниками не находит «родственную душу»: «Теперь она будет чувствовать себя на перемене совсем иначе, теперь она знает — вовсе они не какие-нибудь особенные и ничем не отличаются друг от друга».
В послесловии к советскому изданию романа (1969 г.), С. Майзельс замечает: «Мик — словно солнечный луч в темном царстве нужды и духовного застоя» [5]. Страдания героя и мучительный конфликт с окружающим миром можно понимать как следствие жестокой нелогичности среды; с этой точки зрения город, в котором происходит действие романа, становится иллюстрацией южной действительности в целом.
Еще одной важной характеристикой героя является увлечение музыкой. Впечатление от сонат Бетховена Мик пытается высказать единственному близкому ей по духу человеку — глухонемому Джону Сингеру (дополнительный гротескно-аллегорический смысл добавляет имя героя «Singer» — «певец»), потому что «Мистер Сингер — и там и тут», в обеих доступных ей «комнатах». Образ же глухонемого в жизни героини свидетельствует о присутствии некой божественной силы, всевидящей и всепонимающей, ибо бог тоже молчалив.
Однако в последних главах романа Джон Сингер совершает самоубийство, и в судьбах главных героев происходит значительные изменения. Мечтам Мик о музыкальной карьере наступает конец, ей приходится помогать семье, начав работу продавцом в магазине. Переход от иллюзии к реальности — наглядный пример того, как автор лишает героя какой бы то ни было альтернативы, тем самым опровергая «идеальность» внутреннего мира, показывая невозможность реализовать юношеские мечты, необходимость смириться с тем, что приходится жертвовать личным в угоду социальному: «Может, скоро ей повезет. А не то все без толку — и ее любовь к музыке и ее планы на будущее, которые она придумывала там, в своей внутренней комнате <...> А надо, чтобы в этом был хоть какой-то толк, не то зачем все вообще?». Позднее, в повести «Участница свадьбы» («The Member of the Wedding», 1946 г.), изменив сюжетно-повествовательный ракурс, на примере главной героини МакКаллерс переосмыслит схожий социально-психологический этап взросления.
Таким образом, в романе «Сердце — одинокий охотник» традиционная южная тематика сочетается с элементами социального гротеска. Карсон МакКаллерс, рассматривая категории «коллективного» и «индивидуального», исследует внутренние противоречия мира подростка. В связи с этим представляется актуальным детальный литературоведческий анализ образов подростков в творчестве К. МакКаллерс для того, чтобы можно было говорить о романе воспитания как о характерном явлении литературы американского Юга.
Библиографический список
1. Архангельская, И. Б. Феномен «южного ренессанса», и литература американского юга 20–30-х гг. XXвека / И. Б. Архангельская // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 6 (1). — С.
2. Боярская, А. О. Творчество К. МакКалерс и некоторые проблемы южной школы : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. О. Боярская. — М., 1979. — 19 с.
3. Гиленсон, Б. А. История литературы США : учебное пособие для вузов / Б. А. Гиленсон. — М. : Академия, 2003. — 704 с.
4. Засурский, Я. Н. Американская литература XX века / Я. Н. Засурский. — М., 1984. — 410 с.
5. Майзельс, С. Послесловие к МакКаллерс, К. «Сердце — одинокий охотник» / К. МакКаллерс — М. : Молодая гвардия, 1969. — 318 с.
6. МакКалерс, К. Озарение и ночная лихорадка. Неоконченная автобиография Карсон МакКалерс / К. МакКалерс ; под ред. К. Л. Дьюса ; пер. М. Тугушевой. — М. : КРУК-Престиж, 2005. — 196 с.
7. МакКаллерс, К. «Сердце — одинокий охотник» / К. МакКаллерс — М. : Молодая гвардия, 1969. — 318 с.
8. Наедине со временем : письма американских писателей ; под ред. Я. Н. Засурского. — М. : Прогресс, 1968. — 463 с.
9. О’Коннор, Ф. На вершине все тропы сходятся / Ф. О’Коннор. — М. : Азбука-классика, 2005. — 285 с.
10. Переяшкин, В. В. Метаморфозы традиции: художественные «аберрации» Карсон МакКаллерс / В. В. Переяшкин, Л. Н. Переяшкина // Университетские чтения. — Пятигорск, 2016. — http://pglu.ru/editions/un_reading/detail.php?SECTION_ID=3653&ELEMENT_ID=170754.
11. Bradbury, J. M. Renaissance in the South: A Critical History of the Literature
12. Carson, С. What Was, What Is, And What Will Be Southern Literature? / С. Carson. — http://utpress.org/2007/03/what-was-is-and-will-be-southern-literature.