Т. В. Чернораева. «ПРЕДИСЛОВИЯ» В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА: СМЕНА «ТОЧЕК ЗРЕНИЯ» В ПОВЕСТВОВАНИИ

ББК 83.3

УДК 82

Т. В. Чернораева

T. Chernoraeva

г. Ростов-на-Дону, ЮФУ

Rostov-on-Don, SFU

«ПРЕДИСЛОВИЯ» В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА: СМЕНА «ТОЧЕК ЗРЕНИЯ» В ПОВЕСТВОВАНИИ

«FOREWORDS» IN NOVEL «THE HERO OF OUR TIME» BY M. YU. LERMONTOV: CHANGE OF «POINTS OF VIEW» IN NARRATION

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению «предисловий» романа М. Ю. Лермонтова с позиций концепции «точек зрения» в литературном произведении Б. Успенского, устанавливается связь их смены с семантическим пространством художественного текста. Анализ «предисловий» направлен на выявление позиций автора, повествователя, рассказчика в романе, определены их функции.

Ключевые слова: «Герой нашего времени»; предисловие; точка зрения; автор; повествователь.

Abstract: The article is devoted to the consideration of the «forewords» of M. Yu. Lermontov from the standpoint of the concept of «points of view» in B. Uspensky’s literary work, the connection between their shift and the semantic space of the literary text is established. The analysis of the «forewords» is aimed at revealing the positions of the author, narrator of the narrator in the novel, their functions are defined.

Keywords: «Hero of Our Time»; foreword; point of view; author; narrator.

Прием смены точек зрения является весьма распространенным приемом в литературных произведениях отечественной литературы, на что впервые обратил особое внимание Б. А. Успенский в свой работе «Поэтика композиции». Исследователь выделяет три основных точки зрения: точки зрения, которые принадлежат автору, повествователю или рассказчику. Смена точек зрения неразрывно связана с семантикой произведения [2].

Определим основные особенности каждой точки зрения. Точка зрения автора имеет больше «возможностей», нежели две остальные. Так как автор — это человек, написавший произведение, он знает о нём и его героях всё. Свою позицию он может выразить прямо, однако есть также возможность её отражения посредством образов персонажей.Повествователь также знает всё о событиях и героях, однако свою позицию он высказывает самостоятельно. И автор, и повествователь могут наблюдать за происходящим, а могут и участвовать в нём. В отличие от них рассказчик — это непосредственный участник событий. Он, как правило, лично высказывает свою позицию и не может знать о героях больше, чем рассказано в произведении.

По мнению Б. А. Успенского, роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «... представляет собой относительно простой случай, когда произведение разбито на специальные части, каждая из которых дана с какой-то особой точки зрения» [2, с. 14]. Здесь Максим Максимыч выражает точку зрения рассказчика: он судит о герое субъективно, так как испытывает к нему симпатию. Оценку событиям он даёт, основываясь на своём житейском опыте. Точка зрения повествователя присвоена проезжему офицеру. Он не знаком с Печориным лично, его взгляд на героя и события объективен. Объективна и точка зрения автора, выразителем которой является образ автора. Он не принимает никакого участия в событиях романа, его позиция схожа с позицией главного героя.

В настоящей статье рассматривается процесс смены «точек зрения» в «предисловиях». Если во всём романе в целом такая смена служит для того, чтобы лучше понять характер главного героя и узнавать его постепенно, то в «предисловиях» автор обращается к ней с другой целью.

Оба предисловия написаны с целью объяснения мотивов публикации романа «Герой нашего времени» в целом и «Журнала Печорина», в частности. Однако точки зрения, выраженные в них, различны по своей сути.

В предисловии к роману в качестве основной выступает точка зрения автора. Он вступает в полемику с читателями, отвечая на их вопросы и комментарии относительно романа. Здесь и происходит смена точек зрения: от автора к читателю и обратно. Такая смена служит прежде всего объяснением характера героя и целей написания произведения. Автор остаётся нейтральным к Печорину и событиям, развивающимся в романе. Образ автора в данном предисловии не только отвечает на вопросы, но и сам их задаёт. Объясняя «собирательность» образа Печорина, он спрашивает, почему его герой не может заслуживать жалости читателя? Здесь проявляется субъективность оценки Печорина, которая присуща рассказчику.

Таким образом, в предисловии к роману «Герой нашего времени» мы видим смену точки зрения автора. В основном её сменяет точка зрения некоего наблюдателя (читателя) и лишь единственный раз — точка зрения рассказчика.

Иначе представлен данный процесс в предисловии к «Журналу Печорина». Здесь в качестве центральной точки зрения выступает точка зрения повествователя. Проезжий офицер объясняет мотивы, которые побудили его к публикации записок Печорина и выражает своё отношение к главному герою. Оно нейтрально, потому что повествователь совсем не знал героя.

Когда же речь идёт о судьбе Печорина, точка зрения сменяется на авторскую. Именно автор говорит о смерти героя, именно он может знать о том, что записки были написаны искренне и Печорин никому их не читал. Такое знание о герое и событиях характерно именно для данной точки зрения.

Некоторые фрагменты в данном предисловии нельзя рассматривать с позиций смены точек зрения. Например, отметим в связи с этим обращение к читателю: «Дай Бог, чтоб читатели меня не наказали за такой невинный подлог!» [1, с. 85]. Поскольку повествователь здесь выступает как публицист, мы можем говорить о том, что точки зрения повествователя и автора совпадают.Также обе точки зрения схожи во мнении о собирательном характере образа Печорина.

Однако схожи не только две точки зрения в рамках одного предисловия, но и оба предисловия имеют черты сходства.

Цель обоих предисловий — объяснение мотивов публикации. И образ автора, и повествователь выступают в роли публицистов, которые не принимают участия в событиях, а только наблюдают. Оба публициста считают, что их публикации заслуживают внимания. Обусловлено это мнение разными причинами: автор считает Печорина «носителем» пороков и слабостей современников, а повествователь считает, что «... история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» [1, с. 85].

Напрямую связывает два предисловия отношение к образу Печорина. Автор даёт название произведению, а повествователь с ним соглашается: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги» [1, с. 85].

Таким образом, в двух предисловиях основными точками зрения являются точка зрения автора (для первого предисловия) и точка зрения повествователя (для второго). Для каждого из предисловий характерно отступление от основной точки зрения.В предисловии ко всему роману точка зрения сменяется в основном на точку зрения наблюдателей. Возвращаясь к основной точке зрения, автор отвечает на критику читателя, а также выражает своё отношение к современной публике.

Точка зрения повествователя является основной в предисловии к «Журналу Печорина». Всё, что в данном предисловии относится к характеристике героя, подробностей его жизни, объясняется уже не сточки зрения повествователя, что позволяет осуществить смену основной точки зрения на авторскую.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данных предисловиях отступления от основной точки зрения используются для объяснения отношения авторов «предисловий» к герою, а также для характеристики его внутреннего мира и объяснения мотивов публикации.

Библиографический список

1. Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов. — СПб. : Азбука, 2015. — 224 с.

2. Успенский, Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. — СПб. : Азбука, 2000. — 348 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Татьяна Викторовна Чернораева

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru