ББК 80.4
УДК 811
В. А. Заварзина
V. Zavarzina
г. Воронеж, ВГУ
Voronezh, VSU
СЛОЖНЫЕ СЛОВА В ЛЕКСИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НОВЕЙШЕГО ПЕРИОДА
COMPOUNDS IN LEXICAL SUB-SYSTEM «EDUCATION» IN CONTEMPORARY RUSSIAN
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются модели образования сложных слов в лексической подсистеме «Образование» в русском языке новейшего периода. Представлена характеристика новейших композитов в исследуемой сфере, рассмотрены типы связей между компонентами сложных составных слов. В заключение делается вывод об обусловленности новообразований экстралингвистическими факторами, связанными с появлением новых реалий и понятий образовательной тематики.
Ключевые слова: русский язык; лексическая подсистема; лексические единицы; неологизмы; сложение; основосложение; словосложение; аббревиация.
Abstract: This article is devoted to the description of compound formation patterns in lexical sub-system «Education» in contemporary Russian. There are presented the features of up-to-date composites, there are considered the types of links between the components of compounds. There is made a conclusion that neologisms are determined by extralinguistic factors connected with the appearance of new educational realias and concepts.
Keywords: Russian language; lexical sub-system; lexical items; neologisms; composition; compounding; composition; abbreviation.
В настоящее время при образовании лексических единиц, номинирующих явления и понятия сферы образования, проявляет весьма высокую активность способ сложения, который представлен такими двумя основными разновидностями, как основосложение и словосложение (композиция). Ср.: «... сложные слова образуются путем объединения в одну лексическую единицу двух или более основ знаменательных слов» [4, с. 161].Ср. также: «Сложное слово — это лексема, имеющая в своем составе две или более производящие основы, а также самостоятельное слово, обладающее структурно-семантической целостностью» [3, с. 6].
За счет основосложения формируются сложные слитные слова, которые в исследуемой подсистеме представлены сложносокращенными единицами, образованными путем: а) соединения начальной части первого слова и целого второго слова (ср.: админреформа, демоверсия, демовариант, профстандарт, веб-конференция и др.), б) соединения начальных частей каждого слова (ср.: кабмин, Рособрнадзор, Минобр и др.), в) соединения целых слов посредством интерфикса, чаще всего находящихся в подчинительных отношениях (ср.: взаимообучение и др.). Кроме того, сложные слова могут быть представлены сложениями с препозитивными или постпозитивными префиксоидами интернационального характера: микро-обучение, микро-урок, мини-лекция, видеоресурс, видеоконференция, аудиокурс и др.
К числу активных динамических процессов в области современного русского словопроизводства относится образование сложных слов с раздельно оформленными частями, которые представляют собой один из видов слов-композитов, созданных способом словосложения. Подобные композиты образуются по модели «существительное + существительное» с дефисным написанием: семинар-дискуссия, курс-ступень, дистант-образование и др.
Отличительной чертой этой группы терминов-неологизмов является наличие целой серии инноваций с одинаковыми синтаксически зависимыми компонентами (нередко становящимися интернациональными), которые по своим характеристикам приближаются к префиксоидам. Активное использование подобных элементов дает возможность говорить о них как об особых словообразовательных средствах, которые еще не перешли в разряд префиксоидов, но потенциально могут потерять свою лексико-семантическую самостоятельность [1]. Сложные слова с аффиксоидами — элементами, обладающими значением аффикса, но сохраняющими связи со свободно функционирующим словом, — рассматриваются в исследовании как сложные, так как аффиксоиды не полностью утратили собственное лексическое значение и не могут считаться полноценным словообразовательным средством, которому свойственно наличие отвлеченного обобщенного значения. В настоящее время ярким примером «экспансии» новых интернациональных аффиксоидов может служить рост сложений с компонентами онлайн-, медиа-, смарт- (ср.: онлайн-обучение, онлайн-университет, онлайн-тестирование; медиаобучение, медиаграмотность, медиадидактика, медиаобразование, медиапедагог; смарт-учебник, смарт-педагог, смарт-доска и др.), ставшими продуктивными в системе современного русского языка.
Между компонентами сложных составных слов могут устанавливаться сочинительные и подчинительные связи.
У композитов с сочинительными отношениями компоненты синтаксически равноправны и могут соединяться с помощью союза И (напр.: семинар-вебинар и др.). В подобных случаях порядок следования компонентов в подобных словах может варьироваться (семинар-вебинар и вебинар-семинар). Как показал анализ, сложные составные слова с сочинительными отношениями в современном русском языке представляют собой единичные случаи.
Композиты с подчинительными отношениями образуются по модели «определяющее слово + определяемое» (напр.: абитуриент-тест, дисплей-класс, онлайн-интенсив, слайд-лекция, онлайн-университет и др.) или «определяемое + определяющее» (напр.: урок-лекция, тест-контроль, лекция-вебинар, старт-конспект и др.) и составляют основную массу сложных терминов с раздельно оформленными частями. Подчинительные отношения, связанные с расширением или сужением значения образованного нового слова, обнаруживают более строгий порядок следования компонентов. При этом чаще всего используется модель «определяющее слово + определяемое».
Исследования свидетельствуют о том, что при образовании сложных составных терминов подсистемы образования могут использоваться как давно существующие в русском языке лексемы (напр.: урок-беседа, урок-конференция, урок-викторина, урок-инсценировка, урок-экскурсия, урок-эксперимент, урок-экспедиция; диалог-расспрос, диалог-беседа, диалог-дискуссия, диалог-унисон, диалог-полемика; правило-инструкция, правило-обобщение; урок-беседа, урок-дискуссия, урок- экскурсия, урок-игра и др.), так и словесные единицы, представляющие собой, как правило, иноязычные инновации.
Создание сложных номинаций терминологического характера с использованием заимствованных элементов является одним из важных направлений развития словосложения в современном русском языке. Данная тенденция языкового развития способствует формированию в исследуемой подсистеме таких новых словообразовательных структур, которые основаны на расширении сочетаемостных возможностей заимствованных морфем. В этом случае заимствованные компоненты «уподобляются» исконным словообразовательным средствам и ведут к появлению или специализации словообразовательных типов [3, с. 22].
Среди иноязычных инноваций, используемых в качестве компонентов для образования сложного составного термина, отмечаются:
1) неологизмы-заимствования, уже достаточно освоенные русским языком (напр.: бизнес-образование, бизнес-колледж и др.),
2) новые иноязычные слова, еще не вошедшие в систему русского языка (напр.: учитель-тьютор, преподаватель-тьютор, тьютор-менеджер, дистант-репетитор, кейс-задание, кейс-образование, офлайн-обучение, учитель-супервизор и др.),
3) иноязычные вкрапления, или варваризмы (напр.: smart-преподаватель, smart-университет, smart-образование, smart-учебник и др.).
Среди основных способов создания лексических единиц в исследуемой подсистеме можно отметить также аббревиацию. Новые аббревиатуры номинируют явления или понятия, возникшие в сфере образования современной России: а) образовательные учреждения (ср.: МБОУ — муниципальное бюджетное образовательное учреждение, НОУ — негосударственное образовательное учреждение, ГБОУ — государственное бюджетное образовательное учреждение, ЧОУ — частное образовательное учреждение и др.), б) государственные образовательные документы и их составляющие (ср.: ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт, КИМ — контрольно-измерительные материалы, ОПК — общепрофессиональные компетенции, ПК — профессиональные компетенции для академических бакалавров и др.), в) виды и формы отчетности (ср.: ЕГЭ — единый государственный экзамен, ОГЭ — основной государственный экзамен, ГИА — государственная итоговая аттестация, ГВЭ — государственный выпускной экзамен, ГДЗ — готовое домашнее задание и др.). Безусловно, создание аббревиатурных наименований в языке образовательной сферы является одним их самых продуктивных способов образования словесных знаков и способствует увеличению языкового кода, даёт огромную экономию на уровне текста. Как показал анализ, буквенные и звуковые аббревиатуры образовательной тематики нередко функционируют в тексте наряду с расшифровкой и используются как вспомогательное средство для сокращения длиннот текста [2, с. 50].
В новейший период развития русского языка способом сложения также могут создаваться адъективные номинации исследуемой подсистемы (напр., клиентоориентированное обучение, практикоориентированное обучение, качествообразовательное учреждение, критериально-ориентированный тест, студент-центрированное обучение, структурно-глобальный метод обучения, личностно-ориентированный учебник, нацисследовательский вуз и др.).
Как видно, новые сложные слова, или композиты, подсистемы российского образования значительно расширили лексический состав русского языка в связи с событиями, произошедшими в указанный период в нашей стране. С содержательной точки зрения сложные наименования близки к терминам и выполняют номинационные и предикативные функции.
Библиографический список
1. Заварзина, Г. А. Сложные слова в русском языке новейшего периода (на материале тематической сферы «Государственное управление») / Г. А. Заварзина // Слово в пространстве языка : материалы II Международной научно-практической заочной конференции. — Ульяновск, 2012. — С.
2. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. — М. : Изд-во ЛКИ, 2007. — 221 с.
3. Иванова, Т. К.Словосложение как способ номинации в русском и немецком языках (на материале наименований лица) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. К. Иванова. — Казань, 2012. — 26 с.
4. Потиха, З. А. Современное русское словообразование : пособие для учителя / З. А. Потиха. — М. : Просвещение. — 1970.