А. Б. Хмельницкая, П. Ю. Медведева. РОМАН Д. Л. БЫКОВА «ЭВАКУАТОР» КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

ББК 83.02

УДК 82.09

А. Б. Хмельницкая, П. Ю. Медведева

A. Khmelnitskaya, P. Medvedeva

г. Санкт-Петербург, СПбГИКиТ

Saint-Petersburg, SUFTV

РОМАН Д. Л. БЫКОВА «ЭВАКУАТОР» КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

THE NOVEL BY DMITRIY BYKOV «EVAKUATOR» AS A PRODUCT OF POSTMODERNISM

Аннотация: В статье рассматривается произведение современного российского писателя и литературоведа Дмитрия Быкова «Эвакуатор» как типичный пример литературы постмодернизма. Для того чтобы раскрыть это понятие на примере данного романа, производится его анализ по характерным чертам направления, которые также перечисляются в статье. Анализ произведения с приведением примеров позволил доказать его принадлежность к литературному направлению постмодернизма.

Ключевые слова: постмодернизм; интертекстуальность; симулякр; деконструкция текста; Д. Л. Быков.

Abstract: The article is considered the work of the contemporary Russian writer and literary critic Dmitry Bykov «Evacuator» as a typical example of postmodern literature. In order to discover this concept using the example of a novel, its analysis is carried out according to the characteristic features of the direction, which are also listed in the article. The analysis of the work with the citation of examples made it possible to prove his membership in the literary trend of postmodernism.

Keywords: postmodernism; intertextuality; simulacrum; deconstruction of the text; D. L. Bykov.

Представьте, что вы читаете книгу, а в конце вам говорят, что все, что вы прочитали, — неправда. Если это так, значит, вы читаете произведение постмодернизма.

Что же это такое? Термин постмодернизм часто употребляется для характеристики литературы конца ХХ века. В переводе с немецкого постмодернизм означает «то, что следует после модерна». Литература постмодернизма — это тексты свободы, отказа от норм, канонов, установок и законов прошлого. Литература стирает границы между реальностью и невероятным [4]. Писатель чувствует себя прекрасно в мире информационных технологий. Литература постмодернизма стирает грань между массовой и элитарной культурой [2].

Характерными чертами направления постмодернизм являются:

— игра как основа текста;

— интертекстуальность (скрытое и явное цитирование предшествующей литературы). Для того чтобы понимать, о чем идет речь в тексте, к чему отсылает автор, «идеальный читатель» должен быть эрудирован, знаком с контекстом;

— герой-маргинал;

— текст основан на хаосе;

— алогичность;

— деконструкция текста (разрушение конструкции текста, нелинейное повествование);

— симулякр (слово или событие с нулевым значением. Например, симулякр в лозунге: «Надо идти вперед!». А где это «вперед»?).

Ярким примером постмодернистских текстов является роман Дмитрия Быкова «Эвакуатор». Действие романа происходит в Москве, на фоне ужасных событий: город чуть ли не каждый день подвергается терактам, а люди словно привыкли к хаосу: «Люди научились с этим жить, приспосабливаться; человек опять доказал свою исключительную адаптивность...» [1]. И посреди этого кошмара вспыхивает любовь...

Главный герой романа Игорь — инопланетянин, следовательно, чужак, которого в обществе никто не понимает и не принимает. Но у него есть миссия — эвакуировать шесть человек с земли на другую планету для продолжения человеческого рода. Игорь «... примерно понимал, как устроен этот мир, и не питал насчет него особенных иллюзий. Переделывать его было бессмысленно по определению — только эвакуироваться» [1]. Таким образом, он воплощает в себе черты героя-маргинала.

Интертекстуальность также присуща произведению. Одна из ярких отсылок в тексте — реминисценция к роману «Идиот» Ф. М. Достоевского в скрытой цитате «Красота спасет мир». Это высказывание каждый трактует по-разному, в зависимости от того, как он воспринимает красоту. В романе Быкова мысль о спасительной силе красоты передается через танцующего мальчика Валентина. Герои каждый вечер наблюдают следующую картину: среди всеобщего хаоса, разрушающегося города в одном из окон по комнате кружится в танце мальчик, завораживая этим героев. Катька решила взять его с собой, но Валентин отказался. «Меня ведь никто не освобождал от моих обязанностей... Может быть, я и не спасу. Мне кажется, вся беда именно от того, что мы все время думаем: а что, если? А надо делать, и все» [1]. Таким образом, Валентин и его танец олицетворяют красоту, и мальчик считает своей миссией хотя бы попытаться спасти мир.

В тексте романа периодически появляются курсивом написанные реплики, небольшие диалоги, например:

— Что, холодно?

— Ладно, неважно.

— Я могу еще протопить.

— Лежи, лежи.

или:

— Это ты загнула.

— Ничего подобного, именно так и обстояло дело [1].

Они словно выбивают читателя из общего хода повествования, сбивают его, потому что не относятся к основному сюжету. Это пример деконструкции текста, нелинейности и разрушения его конструкции.

Одним из основных признаков постмодернизма в романе «Эвакуатор» является симулякр. Читая роман, мы постепенно знакомимся с событиями, начинаем сопереживать героям, а в конце автор нам говорит, что это все неправда, ничего этого не было. Именно симулякр помогает нам понять главную черту романа — его игровую основу. Ведь мы только в финале осознаем, что все события романа разворачивались не наяву, а в головах Катьки и Игоря, а в реальности они просто сбежали из Москвы и все это время находились на даче Игоря. Их общение, планы, действия — не что иное, как игра. По замыслу автора, «Эвакуатор» — произведение, которое, «... хотя и стоит вроде бы как на реалиях сегодняшнего дня, но трактует их достаточно своеобразным образом, предлагает не очень стандартный выход из ситуации: не бороться, не искать выход, а искать какую-то игру, играть в эту игру, продолжать играть в мяч за пятнадцать минут до конца света» [3].

Таким образом, на основе проведенного анализа можно смело утверждать, что роман Д. Л. Быкова «Эвакуатор» является ярким примером произведения постмодернизма.

Библиографический список

1. Быков, Д. Л. Эвакуатор. Вагриус / Д. Л. Быков. — М., 2005. — 351 с.

2. Мартынова, Ш. Кратчайшее введение в литературу постмодерна / Ш. Мартынова. — https://gorky.media/context/kratchajshee-vvedenie-v-literaturu-postmoderna/ (дата обращения : 10.03.2018).

3. Пустовая, В. Критика писателей как вид утопической литературы / В. Пустовая. — http://magazines.russ.ru/october/2006/10/pu8.html (дата обращения : 20.10.2017).

4. Философия постмодернизма // Studme.org. — https://studme.org/1284071526820/filosofiya/postmodernizm (дата обращения : 13.03.2018).

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Анастасия Богдановна Хмельницкая

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru