ББК Ш141.2
УДК 811.161.1
Н. Е. Корюкова, Д. А. Пелихов
N. Koryukova, D. Pelikhov
г. Челябинск, ЮУрГУ
Chelyabinsk, SUSU
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ПАМЯТЬ» В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ ВАРЛАМА ШАЛАМОВА «ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ»
THE LEXICAL REPRESENTATION OF THE CONCEPT «MEMORY»
IN THE CYCLE OF STORIES «THE RESURRECTION OF THE LARCH» BY VARLAM SHALAMOV
Аннотация: В статье рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием «концепт», а также своеобразие вербализации концепта «память» в цикле рассказов Варлама Шаламова «Воскрешение лиственницы».
Ключевые слова: русский язык; концепт; репрезентация концепта; Варлам Шаламов.
Abstract: The article gives theoretical issues related to the phenomenon of the language concept and originality of the verbalization of the concept «memory» in the cycle of stories «The resurrection of the larch» by Varlam Shalamov.
Keywords: Russian language; concept; representation of the concept; Varlam Shalamov.
Согласно определению Д. С. Лихачева, концепт — это совокупность установленных лексических значений слова, усвоенных человеком, и его личного опыта. В различных определениях категории концепта (С. А. Аскольдова-Алексеева, Д. С. Лихачева и др.) присутствуют общие черты: концепт понимается как единица мышления, которая отражает культурные особенности какого-либо народа.
Различные определения термина «концепт» позволяют выделить признаки, по которым мы можем утверждать, что рассматриваемое явление является концептом:
1) это минимальная единица опыта человека;
2) это единица хранения, передачи и обработки информации;
3) это единица с подвижными границами;
4) это социальная единица;
5) это единица культуры.
Концепт состоит из компонентов — признаков объективного либо субъективного мира, которые отображаются в его сознании и различаются по степени абстрактности. Центр концепта — это всегда какая-либо ценность, ценностный принцип, находящийся в основе культуры.
Память — связующее звено между прошедшим и настоящим. Человек не может удержать время и противостоять его движению, но может «сохранить» события, которые уже произошли, и рассказать о них другому человеку.
Память связана с культурой какого-либо народа в частности и всего мира в целом. Идеи и образы, созданные в прошлом, «живут» до сих пор благодаря тому, что человечество помнит о них и сегодня. Тексты, рисунки, скульптуры, музыка и т. п. являются воплощением памяти: кто-либо тратит время (категория, неразрывно связанная с концептом памяти), оставляет результат и процесс своей деятельности во времени и пространстве, таким образом, произнесенное слово остается во времени, следовательно, остается в памяти.
С эмоциональной точки зрения память — неоднозначное явление: она может вызывать положительные эмоции, но также может напоминать о чем-то неприятном: боли, печали. «Благодаря этому память соотносится с вечностью, безграничностью, святостью» [3]. Вечность и время — важнейшие концепты культуры, а так как они тесно связаны с концептом память, мы можем говорить, что и данный концепт — важнейший для построения картины мира человека.
В поэтике изучаемого рассказа «Воскрешение лиственницы» северное дерево является основным концептуально значимым символом памяти. Мотивы также подчеркивают главную тему цикла: мотив времени, тесно связанный с ключевой для всего творчества В. Шаламова темой памяти о Колыме, представлен такими словами и выражениями, как «время», «вечность», «бессмертие», «жизнь», «смерть», «всегда», «библейский»; «в течение миллионов лет», «до конца шестисотлетней жизни»; «детство», «недолгая жизнь», «тридцать седьмой (год)».
В цикле рассказов «Воскрешение лиственницы» нам встретилось 72 лексемы, которые вербализуют концепт «память».
Эти лексемы были разделены нами на 2 группы. В
Во
Далее мы разделили эти лексемы на группы по признаку родства. Всего получилась 31 группа. Больше всего лексем представлено в первой группе, представленной лексемой «память» — 14 слов (11): «вспоминались», «помнить», «воспоминаний» и т. д.
В цикле рассказов В. Т. Шаламова «Воскрешение лиственницы» представлены слова следующих частей речи: глагол (18), причастие (4), существительное (35), деепричастие (1), прилагательное (9), наречие (9), числительное (7).
В результате нашего исследования мы можем сделать вывод, что больше всего лексем, вербализующих концепт «память», представлено именем существительным (13). Вероятнее всего, это связано с тем, что человеческие воспоминания связаны в большинстве своем с предметами, которые и называют слова данной части речи.
Своеобразие вербализации концепта «память» в цикле рассказов В. Шаламова «Воскрешение лиственницы» состоит в том, что данный концепт связан со временем, вечностью, бессмертием. Также репрезентация концепта «память» имеет религиозные, христианские мотивы, что отражено и в названии данного цикла.
«Идеи, мысли, содержащиеся в творчестве В. Шаламова, прежде всего нацелены на то, чтобы сохранить историческую и культурную память об эпохе сталинизма, запечатлеть все ужасы, несправедливость тоталитарного режима, бесправность человека, вынужденного умирать и возрождаться каждый день» [1]. Таким образом, концепт «память» — один из самых важных для творчества Шаламова.
Библиографический список
1. Болдырева, Е. М. Категория памяти в «Колымских тетрадях» Варлама Шаламова / Е. М. Болдырева, Е. В. Асафьева // Верхневолжский филологический вестник. — 2017. — № 3. — С.
2. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика : учебное пособие / В. А. Маслова. — Минск : ТетраСистемс, 2004. — 256 с.
3. Муфазалова, Л. С. Концепт память в русской языковой картине мира / Л. С. Муфазалова // Вестник ИрГТУ. — 2014. — № 9. — С.
4. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — М. : АСТ: Восток-Запад, 2007. — 226 с.
5. Шаламов, В. Т. Воскрешение лиственницы / В. Т. Шаламов. — М. : Художественная литература, 1989. — 495 с.