П. С. Волкова. ЖЕНСКАЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЭЗИЯ: ФЕНОМЕН И ПОЭТИКА

ББК Ш5(2)6-335-4

УДК 004.738.5 + 82-12

П. С. Волкова

P. Volkova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk SUSU

ЖЕНСКАЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЭЗИЯ: ФЕНОМЕН И ПОЭТИКА

WOMEN’S INTERNET POETRY: PHENOMENON AND POETICS

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей интернет-поэзии в России, основным формам её существования. Выявлены главные черты и круг тем творчества ключевых представителей женской интернет-поэзии — Веры Полозковой, Ах Астаховой и Солы Моновой.

Ключевые слова: современная поэзия; интернет-сообщество; интернет-поэзия; женская поэзия.

Abstract: The article is devoted to the study of the peculiarities of Internet poetry in Russia, the main forms of its existence. The main features and a circle of creativity of the key representatives of women’s Internet poetry — Vera Polozkova, Ah Astakhova and Sola Monova — have been revealed.

Keywords: modern poetry; the internet community; internet poetry; female poetry.

В современном обществе большое влияние на культуру оказывает такой феномен, как интернет — поистине одно из величайших изобретений ХХ века. За многие годы пользования интернетом стало возможным говорить о том, что доступность информации, быстрота ее поиска, возможность моментального общения влияют на психологию человека.

Это касается и искусства. Литература не осталась в стороне от такого явления, как интернет, и по-своему использует его.

Одним из важных преимуществ, которое приобрела литература и поэзия, в частности, при появлении интернета, стало удобство и быстрота поиска. Нужное стихотворение и еще сотню похожих на него читатель может найти практически мгновенно. Еще одним немаловажным фактором выбора читателем интернет-ресурсов при поиске литературных произведений является обратная связь. Поэтому зачастую поэты используют формат блога для того, чтобы выкладывать свои произведения. На данный момент самыми популярными площадками являются социальные сети, такие как Facebook, Вконтакте.

У такого преимущества, как возможность общения между читателем и автором, существуют и свои минусы. Интернет даёт полную свободу в суждениях и способах их выражения. Свобода при публикации, возможность спрятаться за псевдонимом, отсутствие каких-либо ограничений позволяет каждому стать автором. Это осложняет понимание ориентиров, затрудняет читателю поиск талантливых авторов, публикации которых могут попросту затеряться в таком многообразии. Такой литературный процесс становится слабоуправляемым. Большой объем информации и полная свобода выбора могут запутывать, дезориентировать читателя. Эту мысль развивает Борис Гройс: «Интернет функционирует так же, как огромная мусорная яма, в которой больше исчезает, чем из нее возникает, — так что бо́льшая часть интернет-продукции так и не получает той доли публичного внимания, на которую рассчитывают ее авторы» [1].

Несмотря на это, интернет-поэзия в современном обществе находится на пике популярности, так как каждый из участников творческого процесса от такого способа передачи информации получает свою выгоду: поэты могут получить широкое признание, читатели — возможность мгновенно найти любимое произведение, критики — обнаружить лучшие образцы творчества.

Однако сетевая поэзия отличается от другой, привычной нам классической, не только способом донесения текста до читателя. Она имеет свои черты.

У такого способа коммуникации, как интернет, существуют свои особенности. Во-первых, это формат, который диктуется текстам, размещенным в интернете. Для того чтобы заинтересовать читателя, текст должен помещаться на экран компьютера или гаджета без прокрутки. Так и появляется один из самых популярных форматов текста на сегодняшний день — короткое стихотворение размером в три или четыре строфы.

Обобщили знания о русскоязычном поэтическом интернете Иванова Мария и Родин Михаил, сформулировав главные функции интернет-поэзии: «1) оперативная публикация новых поэтических текстов; 2) оценка поэтических текстов со стороны читателей, в том числе и профессиональная критика; 3) ориентация читателя в выборе произведений, формирование у них литературного вкуса; 4) организация литературных офлайн-мероприятий, в том числе их реклама» [2].

Основными авторами, которые используют интернет как главное средство связи с читателем, являются Ес Соя, Гера Шипов, Артём Моргунов.

На данный момент современная русская интернет-поэзия мало изучена: материала достаточно много, но он раздроблен и сложен в исследовании. На эту тему высказывались Е. Б. Ракитина [7], Н. А. Ловчинский [5], Е. В. Пономарева [6], в работах которых рассматриваются вопросы о существовании интернет-поэзии, истоки этого явления и возможное влияние интернета на сознание автора. В основном же по поводу качества современной поэзии Сети высказываются читатели.

Активное использование аудиторией интернета для поиска и чтения стихотворений привело к появлению различных способов донесения поэтического творчества до широкой аудитории. Среди них:

1) персональные блоги и страницы в социальных сетях;

2) участие в литературных интернет-сообществах;

3) публикации в интернет-СМИ;

4) персональный сайт поэта;

5) собственный видеоканал и размещение видеороликов в Интернете;

6) электронные книги;

7) мобильные приложения для книг.

Эти способы взаимодействия читателя и автора активно используются такими современными поэтами-женщинами, как Вера Полозкова, Сола Монова и Ах Астахова.

Вера Полозкова начала заниматься поэтическим творчеством еще в детстве. Школу будущая поэтесса окончила экстерном и в пятнадцать лет поступила на факультет журналистики МГУ. Однако гораздо более захватывающим стал для Веры Полозковой мир поэзии. В это время (2003 г.) появился изначально небольшой блог для публикации собственных стихотворений (mantrabox.livejournal.com), который впоследствии станет очень популярным среди молодёжи. В 2006 году Вера Полозкова получила премию «Поэт года ЖЖ». В 2008 году поэтесса опубликовала книги «Непоэмание» и «Фотосинтез». В 2013 году в свет вышел последний на сегодняшний день сборник стихотворений Веры Полозковой «Осточертение». Вера Полозкова сделала большой вклад в развитие синтетического жанра поэзии, при котором она соединяется с музыкальным сопровождением. Так появился музыкальный альбом «Знак неравенства».

Такие литературные критики, как Данилкин Лев, Бурдин Максим, Панин Игорь, Топоров Виктор, Быков Дмитрий, говорят об изменениях, происходящих в поэзии Веры Полозковой, как о предсказуемом явлении, которое является последствием того, что «девочка выросла», и сулят Вере Полозковой «кризис тем» и раннее угасание на этом поприще, что не подтверждается мнением читателей, наличием у поэтессы большого количества наград и премий и ажиотажем на публичных выступлениях поэтессы.

Ярким представителем интернет-поэзии современной России является и Ах Астахова (Ирина Астахова). В 2007 году молодая поэтесса стала дипломантом студенческого конкурса «Паруса надежды» в номинации «Авторское чтение». Однако популярность пришла к ней позже, в 2011 году, после публикации видеоролика на стихотворение «Тебя хоть там любят?». В 2013 году Астахова удостоилась награды «Золотая Горгулья» в номинации «Лучший арт-проект года». Затем, в 2013 году, вышел дебютный сборник её стихотворений «Мужская лирика / Женская лирика», в котором главной из тем стали отношения между полами. Продолжая гастролировать по России, ближнему зарубежью и Европе, в октябре 2015 года поэтесса представила свой второй сборник стихов «Время сменить маршрут». Несмотря на успех среди читателей, критики не всегда дают положительные оценки поэзии Ах Астаховой. Так, Оборин Лев отмечает, что она — автор «... не то что вторичной, а третичной поэзии, полной дешёвого мелодраматизма и не имеющей понятия о стилистике» [8].

Говоря об интернет-поэзии, нельзя не вспомнить имя Солы Моновой Юлии Соломоновой). Она отмечена третьей премией в конкурсе «Народный поэт» в сезоне 2012 сайта «Стихи.ру», первым местом телемарафона «Вечерние стихи», победой в конкурсе поэтов и конкурсе чтецов памяти Яхонтова.

На счету Юлии три высших образования, что не мешает автору использовать в своих стихотворениях жаргонную и разговорную лексику. Поэтический опыт Солы Моновой насчитывает уже 3 книги («Правая книга», «Левая книга, «Розовая книга») и прозаическую историю любви «У одуванчика белая кровь». Популярность Юлия Соломонова приобрела в интернете, сейчас ее официальная страница Вконтакте насчитывает более четырёхсот тысяч подписчиков. На ней поэтесса практически каждый день выкладывает стихотворения, параллельно развивая свой сайт (http://sola-monova.com/).

В своей работе мы уделяем большее внимание именно женской интернет-поэзии, так как интересно проследить связь творчества современных авторов с предшествующими традициями — поэзией Марины Цветаевой, Анны Ахматовой. Очевидно, что современные авторы ориентируются на уже существующий большой опыт женского поэтического слова.

Тонкая душевная организация женщины, её желание выплеснуть эмоции часто приводят к обращению к литературе, а именно к поэзии. Поэтому можно говорить о том, что на данный момент массовый читатель — это женщина, и женская поэзия (а именно, посвященная женским темам) имеет бо́льшую группу читателей, чем вся остальная. Такая тенденция приводит к тому, что многие исследователи считают современную женскую поэзию «массовой». Среди них И. Л. Савкина, которая подчёркивала, что «массовая литература» — «... интереснейший объект для научного исследования» [9], и М. А. Литовская [4], выделяющая такие дифференциальные признаки «массовой литературы», как популярность, тривиальность тем, цикличность и структурно-смысловая жесткость. Женская массовая литература, по мнению этих исследователей, должна соответствовать массовому представлению о счастливой женской судьбе и затрагивать сугубо женские темы. Таким образом, появляется мнение о том, что поэзия Ах Астаховой, Солы Моновой и Веры Полозковой относится к «массовой литературе». В своём творчестве эти авторы всегда искренны и эмоциональны. Именно этим душевным порывом, соотнесенностью творчества с реальной жизнью поэтесс и определяются главные темы их лирики: любовь, свобода, счастье, одиночество, всё то, что волнует современную девушку.

В поэзии Веры Полозковой тема любви — главенствующая. Эта любовь всегда несчастливая, обреченная: «Ни врагу пожелать, ни близкому объяснить». Лирическая героиня словно мечтает о том, чтобы чувство исчезло, но не может ничего изменить в своей душе. Мужчина в отношениях, описанных Верой Полозковой, чаще всего не может испытать ответного чувства, но не бежит от объяснений с женщиной. Всё это порождает ещё одну тему — расстояния между возлюбленными.

Стихи Веры Полозковой изначально создавались под влиянием интернета, хотя и были в дальнейшем опубликованы в книгах. Поэтому все стихотворения имеют яркие черты современной поэзии и интернет-поэзии: это использование неологизмов, ярких образов современности («Билл Мюррей»), разговорных форм («форева янг», «каюк»). Среди других особенностей можно отметить такие, как использование односоставных предложений, которые максимально приближают поэтический текст к разговорной речи. Многие стихотворения Веры Полозковой подчинены замыслу привлечения внимания читателя и имеют именно тот формат, который помещается на экран смартфона без перелистывания.

В творчестве всех выбранных нами поэтесс мы можем найти тему путешествий, бегства от «душного города». Для Веры Полозковой и Солы Моновой источником душевных сил становится Индия, для Ах Астаховой — Грузия. Там эту поэтессу больше всего вдохновляют природные пейзажи: морское побережье, лес. Поэтому можно говорить о том, что тема природы наибольшее выражение нашла в стихотворениях Ах Астаховой.

В стихотворении «не спрашивай, друг: никаких новостей!..» автор противопоставляет чистую природу и людей, которых она «стала бояться». Так же, как и Сола Монова, поэтесса чувствует, как в современном обществе люди всё чаще задумываются о материальном, и ищет спасения в лесных пейзажах: «я стала свободной и стала счастливой — деревья и травы, моря и заливы, отныне милее любого лица».

Читателю же в творчестве Ах Астаховой особенно близки темы любви и счастья. Любовь в понимании этого автора, по традициям женской лирики, несчастливая и трагическая. В мужчине в первую очередь лирическая героиня ищет верного спутника, способного понять её внутренний мир и чувства, однако чаще всего она натыкается на пустоту: «И вот я добралась до пустоты!». В отличие от мужских образов, представленных в творчестве Солы Моновой и Веры Полозковой, мужчина у Ах Астаховой — думающий, чувствующий человек, который ищет любви. Именно в книге «Мужская лирика» мы обнаруживаем черты интернет-поэзии: в стихотворениях практически отсутствуют запятые, все предложения начинаются со строчных букв (это объясняется стилизацией текста под интернет-переписку между людьми, в которой чаще всего не уделяется внимание знакам препинания).

Наиболее сильно интернет повлиял на творчество Солы Моновой, ведь именно она в качестве формы общения с читателем выбрала создание видеороликов на собственные стихи, которые она выкладывает на своей странице в Instagram [10]. Стиль интернет-сообщений, мессенджеров транслируется на стиль поэзии. О влиянии интернета на языковые нормы писал Кронгауз Максим [3], подчеркивая, что с появлением интернета создалось явление массового пренебрежения языковой нормой, т. е. того, что еще совсем недавно считалось незыблемым.

Одна из главных тем стихотворений Солы Моновой — это ирония над действительностью, над властью вещей над людьми, над портретом современной девушки в целом. Этому посвящено, например, стихотворение «Я ходячая реклама», в котором поэтесса активно использует разговорную лексику и интернет-жаргонизмы: «шмотки», «корифаны, «мыло».

Одно из стихотворений Сола Монова посвящает именно влиянию интернета на отношения между мужчиной и женщиной. В стихотворении «смайлик» она говорит о том, что эти отношения уже целиком перешли в режим «онлайн». Стихотворение строится по особой системе: несколько раз повторяется «Он пишет», где автор цитирует сообщения мужчины, а затем вместо реплики девушки вставляет смайлик и её внутренний комментарий: «Я посылаю в ответ добродушный смайлик. Вроде — беседа :))))))))))))». Мужчина в этих сообщениях подробно описывает происходящие с ним события, свои внутренние переживания, наполняя их деталями, девушка же совсем не раскрывается, лишь отправляя смайлики. Отношения между этими героями непонятны им самим, кто он ей: «жилетка» или «поклонник»? Кульминацией происходящего становится откровенное письмо героини, на которое мужчина отправляет смайлик в ответ. Так заканчиваются отношения между людьми, запутанными интернетом.

Таким образом, можно сказать, что максимальная экспрессия, современный сленг интернет-сообществ, небольшой формат стихотворений, модернистские неологизмы и философские темы, глубокие разговоры с читателем, размер, свойственный классическим произведениям — все эти черты «старого» и «нового», «классического» и «модернистского» соединились в отечественной женской интернет-поэзии.

Библиографический список

1. Гройс Б. Искусство в интернете / Б. Гройс. — https://syg.ma/@sygma/boris-grois-iskusstvo-v-intiernietie (дата обращения: 14.03.2018).

2. К вопросу о современной поэзии в контексте развития информационных технологий // Литературный фронт. — http://www.litfront.ru/modern-poetry.html (дата обращения: 11.03.2018).

3. Кронгауз, М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. А. Кронгауз. 3D (+ CD-ROM). — М. : Астрель : Corpus, 2011. — 480 с.

4. Купина, Н. Массовая литература сегодня / Н. Купина, М. Литовская. — М.: Флинта, Наука, 2010. — 424 с.

5. Ловчинский, Н. А. Современная русская постмодернистская поэзия: отличительные черты и критерии отбора материала для научного исследования / Н. А. Ловчинский // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 43 (181). — С. 95-97.

6. Пономарева, Е. В. «Оппозиция» или «позиция»: сетевая литература в современном литературном пространстве / Е. В. Пономарева // Уральский филологический вестник. — 2012. — С. 194–207.

7. Ракитина, Е. Б. «Поэтический народ» в контексте русскоязычной Интернет-поэзии : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Б. Ракитина. — Саратов : СГУ, 2008. — 20 с.

8. С литературной точки зрения стихи Ах Астаховой действительно представляют ценность или всего лишь проходное явление? — https://thequestion.ru/questions/39402/s-literaturnoi-tochki-zreniya-stikhi-akh-astakhovoi-deistvitelno-predstavlyayut-cennost-ili-vsego-lish-prokhodnoe-yavlenie (Дата обращения: 14.03.2018).

9. Савкина, И. Л.Книги, всем понятные, или почему читают и исследуют массовую литературу?/ И. Л. Савкина // Филологический класс. — 2008. — № 20. — С. 12–19.

10. Сола Монова Поэт. — https://www.instagram.com/sola_monova/?hl=ru (Дата обращения: 13.03.18).

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Полина Сергеевна Волкова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru