А. О. Фахруллина, Л. Н. Корнилова. СЕМАНТИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ И ИНФИНИТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ

ББК Ш141.2

УДК 81’367.3

А. О. Фахруллина, Л. Н. Корнилова

A. Fahrullina, L. Kornilova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

СЕМАНТИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ И ИНФИНИТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ

SEMANTIC-GRAMMARTIC FEATURES INFLUENTIAL AND INFINITIVE OFFERS IN THE LYRICS OF A. AHMATOVA

Аннотация: В статье рассмотрены особенности функционирования безличных и инфинитивных предложений в лирике А. Ахматовой. Представлен анализ семантического и грамматического разнообразия безличных и инфинитивных предложений, их структура.

Ключевые слова: простое предложение; безличное предложение; инфинитивное предложение; безлично-предикативное предложение.

Abstract: The article deals with the features of the functioning of impersonal and infinitive sentences in the lyrics of A. Ahmatova. The analysis of the semantic and grammatical diversity of impersonal and infinitive sentences, their structure is presented.

Keywords: simple sentences; impersonal sentence; infinitive sentence; impersonally-predicative sentence.

Изучение типов простого предложения — одно из направлений исследования в русском синтаксисе. В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения, его грамматической природе, решался по-разному. В настоящее время выделение односоставных предложений в самостоятельный структурно-семантический тип не вызывает сомнения.

Безличные предложения более ста лет назад выделил А. Х. Востоков, объединив в этот разряд особый тип односоставных предложений, разнообразных по структуре и по функциональному назначению отдельных его компонентов. Изучение семантической структуры безличных конструкций стало особенно актуальным в последние два десятилетия.

Рассматриваемые языковые конструкции не проявляют признаков утраты продуктивности, продолжают развиваться, захватывая всё новые и новые области и постепенно вытесняя личные предложения. Это вполне согласуется с общим направлением эволюции русского синтаксиса, отражающего рост и всё более широкое распространение всех типов безличных предложений.

Представляется интересным проанализировать особенности употребления безличных предложений на примере лирики А. Ахматовой, так как названные единицы являются одним из способов выражения мироощущения поэтессы, одной из риторических фигур, которые используются в ее поэтическом тексте как средство выразительности.

Безличные и инфинитивные предложения как разновидность односоставных конструкций исследованы с точки зрения их структуры и семантики. В качестве материала для анализа было взято 149 предложений: безличных — 112, инфинитивных — 37.

Безличные предложения отличаются разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Они служат для описания состояния природы, окружающей среды, состояния человека и его чувств. Такие конструкции вносят в текст ощущение предопределенности, неотвратимости происходящего и независимости от деятеля.

В стихах А. Ахматовой односоставные предложения, в том числе безличные, занимают одно из главенствующих мест среди других средств художественной выразительности. Они создают особое своеобразие поэтического стиля, которому свойственно использование простых по структурной организации предложений, отсутствие излишней напевности и вычурности, использование односоставных предложений, в том числе безличных.

Безличные предложения имеют различное грамматическое оформление, разный способ выражения. По способу выражения грамматической основы безличные предложения представлены 3 разновидностями: 1) глагольное сказуемое; 2) сказуемое, выраженное категорией состояния; 3) сказуемое, выраженное отглагольным словом нет.

Наиболее частотными оказались безлично-предикативные (наречные) предложения — 86. По семантике предложения этой группы могут быть представлены 4 категориями: значение модальности, психическое состояние человека, физическое состояние человека, состояние природы и окружающего мира, интерьера. Наиболее частотны предложения, описывающие психическое состояние человека — 36: положительное психическое состояние — 26, отрицательное психическое состояние — 10.

Например, стихотворение «Я улыбаться перестала»:

И эту песню я невольно Отдам на смех и поруганье, Затем, что нестерпимо больно Душе любовное молчанье.

Лирической героине нестерпимо больно от молчания своего возлюбленного. Безличное предложение использовано для описания отрицательного психического состояния.

А вот стихотворение «Я окошко не завесила...», наоборот, представляет безличную конструкцию как форму описания положительного психического состояния.

Я окошка не завесила, Прямо в горницу гляди. Оттого мне нынче весело, Что не можешь ты уйти.

Лирической героине весело от того, что возлюбленный не может уйти от нее, отвести глаз.

Большинство примеров, описывающих положительные эмоции лирического героя, было взято из ранних сборников А. Ахматовой («Вечер», «Четки», «Белая стая»). Стихотворения этого периода более светлые, менее грустные, легкие в плане психологического восприятия. Сама Ахматова часто говорила: «Эти бедные стихи пустейшей девочки...».

Рассматривая безличные предложения глагольного типа, можно заметить,что в лирике А. Ахматовой чаще употребляются предложения, обозначающие психическое состояние человека и модальное значение долженствования или необходимости действий человека.

И все чудилось ей, что пламя Близко... бубен держит рука. И она как белое знамя, И она как свет маяка («Я пришла тебя сменить, сестра»).

Психическое состояние героини передается глаголом чудилось. Всё ей казалось, мерещилось, былые воспоминания не давали ясно видеть дорогу. Благодаря употреблению безличных предложений мы понимаем это смятение, чувствуем безвыходность этого положения. От героини ничего не зависит. Все происходит по воле рока. Семантика долженствования и необходимости реализуется в стихотворении «Какая есть. Желаю вам другую...»:

Но близится конец моей гордыне, Как той, другой — страдалице Марине, — Придётся мне напиться пустотой.

Семантика неотвратимости грядущего действия передается значением глагола «придется».

Ещё одним способом выразительности в стихах А. Ахматовой является инфинитивное предложение.

Инфинитивные предложения, как и безличные, разнообразны по семантике и грамматическим способам выражения.

Общая семантика инфинитивного предложения — независимое потенциальное действие, которое не соотносится с субъектом и может быть реализовано как желательное, возможное, неизбежное, необходимое, целесообразное.

Инфинитивные предложения в стихотворениях А. Ахматовой представлены 3 семантическими группами: долженствование, необходимость, неизбежность действия (18 предложений); побуждение к действию, повеление, приказание (11 предложений) и желательность (8 предложений).

Предложения первой группы наиболее частотны. По семантике они сходны с безличными предложениями с разным значением модальности. Разнообразие оттенков модальности объясняет многочисленность данных синтаксических конструкций. Они служат определённым целям поэта — показать действие как довлеющее и неотвратимое.

Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать. Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. (Не бывать тебе в живых).

Лирическому герою не выжить после таких ранений, его смерть неминуема.

Структура инфинитивных предложений, представленных в творчестве А. Ахматовой, разнообразна.

Наиболее частотны предложения, где главный член предложения выражен независимым инфинитивом — 91 %. В таких предложениях инфинитив «самодостаточен». Во второй группе инфинитив — это глагол-связка, который выполняет вспомогательную функцию, выражая грамматическое значение сказуемого.

Итак, использование безличных и инфинитивных предложений характерно для творчества А. Ахматовой. Данные предложения помогают поэту лучше описать внутренний мир женщины, её душевное состояние. Эти синтаксические конструкции называют действие, которое происходит как бы само по себе и не зависит от желаний лирической героини, что делает текст экспрессивным.

Использование безличных конструкций помогает автору «самоустраниться», наблюдать за событиями как бы со стороны, что придает более объективный характер повествованию. Этот прием также позволяет поэтессе через описание переживаний лирических героев выражать свои эмоции, говорить о психических и ментальных актах как о независимых от воли людей и ими не контролируемых.

Инфинитив в поэзии А. Ахматовой становится ярким средством речевой экспрессии, передает действие более интенсивно, чем синонимическая личная конструкция.

Безличные и инфинитивные предложения — одно из средств выразительности в поэзии А. Ахматовой. Вместе с другими синтаксическими средствами они служат поэту для выражения главной идеи поэтических текстов, описания переживаний героев.

Библиографический список

1. Ахматова, А. А. Лирика / А. А. Ахматова. — М. : Э, 2015. — 704 с.

2. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. — М. : Логос, 2002. — 528 с.

3. Лекант, П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке / П. А. Лекант. — М. : Высшая школа, 1974. — 160 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Альфия Ойратовна Фахруллина, Лариса Николаевна Корнилова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru