Ю. П. Воронина. ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА

ББК 71.4

УДК 008.001

Ю. П. Воронина

Y. Voronina

г. Челябинск, ЧГИК

Chelyabinsk, CSIK

ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА

VIRTUAL TRAVEL AS AN ACTUAL CULTURAL PRACTICE

Аннотация: В статье рассматриваются виртуальные путешествия как актуальный тип путешествий; предлагается обзор соответствующих программ в интернет-пространстве. Дано определение виртуального путешествия, выделены его характерные признаки, приведена классификация (кибер-путешествия, фантомные путешествия). Автором обобщаются преимущества и ограничения виртуальных путешествий в современной культуре.

Ключевые слова: путешествие; виртуальное путешествие; кибер-путешествие; интернет-пространство.

Abstract: The article deals with virtual travel as an active type of travel; an overview of relevant programs in the Internet is provided. The definition of virtual travel is given, its characteristic features are identified, classification is given (cyber-travel, fan-traveled tours). The author summarizes the advantages and limitations of virtual tours in modern culture.

Keywords: travel; virtual travel; cyber-travel; Internet space.

В условиях ускоренного темпа развития современного общества, интенсификации социокультурных процессов, проблематика путешествия становится чрезвычайно актуальной, оказывается одним из способов реагирования на вызовы новой эпохи. Виртуальное путешествие как одна из форм рассматриваемой практики, до сих пор не подвергалось должному анализу со стороны исследователей социогуманитарных направлений.

Для понимания новых актуальных смыслов путешествия в современной культуре необходимо в общих чертах обратиться к традиционным трактовкам понятия «путешествие». Все многообразие существующих определений можно свести к отражению двух ключевых смыслов: метафизического и пространственно-географического.

В первом значении путешествие может трактоваться как духовный путь личности: шествие человека по жизненному пути, его выбор и преодоление; духовная деятельность по постижению чего-то нового, ранее неизвестного и неизведанного. В указанной трактовке путешествие не обязательно связано с процессом непосредственного перемещения человека в пространстве и имеет, скорее, философское истолкование: «путь к себе», «путь жизни» и т. п. Второе содержательно-смысловое истолкование путешествия связывается с буквальным территориальным перемещением человека из своего привычного места проживания в другие края [1, 2, 6, 7, 8, 9]. Однако указанные подходы не противоречат друг другу и вполне допускают взаимосоединение выделенных смыслов. Одним из обстоятельств, актуализирующих тему путешествия в современном социокультурном пространстве, является развитие информационного обмена, доступность информационно-коммуникативных потоков, интернет-технологий, открывающих пользователю весь спектр «информационного предложения». Получая новые сведения, человек стремится закрепить их в опыте личной включенности в происходящие события (что находит подтверждение в популярности жанра личного дневника, фотофиксаций, видеоблогов в формате травелога, использовании функций геолокации и т. п.). А потому мы можем говорить о новом, активно развивающемся тренде в интернет-пространстве — виртуальных путешествиях. Мы трактуем понятие виртуального путешествия как тип путешествия, предполагающий физическую дистанцию человека от места желаемого посещения, но сопровождаемый визуализацией присутствия и соответствующим эмоционально-событийным переживанием.

Виртуальное путешествие, таким образом, отличается рядом характерных признаков: наличие мотивации и целевой установки на восприятие увиденного (представляемого) как суммирование впечатлений от конкретного места-события; акцент на идентификации себя как доминантного субъекта путешествия; проекция перемещения как имитационного движения по заданному маршруту.

Виртуальное путешествие может как осуществляться с использованием информационно-коммуникационных технологий (кибер-путешествие), так и протекать исключительно в воображении человека (фантомное путешествие). В этом смысле и погружение в пространство фантазии, воссоздание в своем воображении мира героев литературных или кинопроизведений, просмотр передач могут быть отнесены к указанному типу фантомного путешествия.

В данной статье мы обратимся к обзору первого типа путешествий. Все многообразие веб-сервисов, благодаря которым человек обладает возможностью путешествовать, не выходя из дома, можно классифицировать по видам используемых технологий, способу передачи информации и способу подачи информации.

1. По видам используемых технологий и способу передачи информации:

— фотографические изображения, возможно, с добавлением текста [3]. Подобные сервисы в большей степени по организации напоминают фотоальбом с последовательным изложением информации о какой-либо местности или достопримечательности. Интерфейс такого сервиса чаще всего представляет собой список / карту маршрутов, выбрав один из которых посетитель отправляется в путешествие;

— фотосъемка с обзором в 360 градусов [12]: со звуковым сопровождением или без звукового сопровождения;

— видеосъемка со звуковым сопровождением: к данному виду относятся ролики с замедленной съемкой (фильмы производства ВВС) [11], а также система веб-камер по всему миру и за пределами земного шара, работающих в режиме онлайн [10];

— видеосъемка с изображением в 360 градусов: со звуковым сопровождением или без звукового сопровождения. Отличие роликов подобного вида от стандартной видеосъемки состоит в использовании технологии панорамного режима. Для эффекта полного погружения желательно использовать устройство виртуальной реальности. К самым популярным проектам такого плана относятся: 3D-экскурсии компании ВВС [11], Канал US Public Broadcasting Service, специальные проекты от National Geographic, Discovery и др.;

— фотосъемка в режиме 360 градусов с опцией перемещения: со звуковым сопровождением или без звукового сопровождения. Сервисы с данной опцией позволяют свободно перемещаться в виртуальном режиме по выбранной территории с возможностью проникать внутрь помещений, изображенных на панорамных фото. К таким сервисам относятся, например, проекты Google [4] и их производные, созданные специально для возможности путешествовать виртуально.

2. По способу подачи информации: организованные — предполагают логически выстроенную организацию подачи информации (виртуальные путешествия, где автор ведет за собой пользователя, организуя для него последовательное перемещение в цифровом пространстве); самостоятельные — предполагают подачу информации, ориентированную на самостоятельное перемещение или созерцание (возможность для пользователя путешествовать без помощи виртуального гида, отклоняться от выбранного маршрута).

Наиболее популярные сервисы для кибер-путешествий сочетают в себе в большинстве случаев все вышеперечисленные виды. К ним относятся следующие глобальные проекты: «Виртуальные путешествия по всему миру» от Google [4], сеть виртуальных музеев Google Arts and Culture, российский проект Air Pano [5] и т. п. В отличие от стандартного режима просмотра Google-карт, который выполняет главным образом информативно-поисковую функцию, сервис виртуальных путешествий содержит в себе определенную эстетическую составляющую, тем самым позиционируя себя как помощник в виртуальном путешествии. В галерее собраны панорамные снимки природы, достопримечательностей, музеев, ресторанов, компаний, стадионов разных городов мира. Сервис предлагает использовать также приложения для смартфонов в целях создания собственного маршрута путешествия.

Проект AirPano представляет собой набор обзорных экскурсий по наиболее примечательным, по мнению авторов, местам (более 150 туров): это фотографии 360 градусов, видео. Съемка объектов произведена с высоты птичьего полета — изображение можно приблизить, рассмотреть под любым углом, однако нельзя продвигаться по местности. Каждый тур сопровождается подборкой фотографий стандартного формата с подробным описанием достопримечательности.

Один из самых популярных проектов, который можно отнести к кибер-путешествиям, — EarthCam — глобальная сеть принадлежащих и управляемых потоковых веб-камер, которая была построена как способ транспортировки людей в интересные и уникальные места по всему миру, которая может быть трудной или невозможной для личного использования. Съемки ведутся в реальном времени, и таким образом то, что предрекалось в антиутопиях, уже сегодня становится повседневной практикой интернет-пользователя [10].

Опираясь на данные обзора, выделим преимущества и ограничения виртуального путешествия по сравнению с традиционным (реальным) типом. Преимущества: 1) становится доступной недоступная реальность — возможность посетить места, которые недоступны большинству обычных туристов; 2) сконструированные эффекты восприятия — возможность рассмотреть объект сквозь призму профессионального авторского (режиссерского, операторского) восприятия, концентрация на наиболее выигрышных деталях, обзорно-панорамные виды; 3) экономия времени, сил и ресурсов — виртуальное путешествие позволяет экономить время (в один день можно оказаться в самых разнообразных местах, на разных континентах), финансы и позволяет тратить меньшее количество физических сил на процессы перемещения, снижает риски повреждений; 4) многократность воспроизведения и повторные обращения.

Учитывая вышеперечисленные преимущества виртуальных путешествий, разделим пользователей, которые обращаются к данной практике в тот или иной момент, на три основных группы: 1. Вынужденные кибер-путешественники (те, кто желает путешествовать реально, но не имеет возможности по какой-либо причине); 2. Убежденные кибер-путешественники (те, кого устраивает оседлый образ жизни с возможностью путешествовать исключительно виртуально); 3. Потенциальные путешественники (кибер-путешественники, которые желают путешествовать реально, имеют такую возможность и используют виртуальные путешествия как вспомогательный элемент).

Несмотря на все достоинства виртуальных путешествий, существуют и существенные ограничения таковых по сравнению с традиционным типом: иллюзия включенности: сниженный эмоциональный эффект за счет невозможности непосредственного присутствия, невозможность в полной мере прочувствовать энергию места; иллюзия авторства, ограничение субъективного контроля: здесь мы имеем дело с заданным контентом, изначально сконструированным кем-то иным, даже если сервисы допускают возможность составления индивидуального маршрута, в любом случае, это именно комбинация имеющегося, коллаж; искусственность сенсорных эффектов: несмотря на развитие виртуальных технологий, воссоздающих мир тактильного, ольфакторного восприятия, в нашем субъективном видении они пока проигрывают естественным, трактуются как вторичные; сниженные возможности коммуникации, взаимодействия с окружением; дефицит непредсказуемости: виртуальный путешественник лишен опасностей, риска, он не может испытать истинного азарта и драйва, которые обеспечиваются именно непредсказуемостью реальности.

В заключение можно добавить, что в данной статье осталась нераскрытой проблематика изучения фантомных или воображаемых путешествий, что наталкивает на дальнейшее исследование темы виртуальных путешествий в сфере современных социокультурных исследований.

Библиографический список

1. Беккер, И. Л. Путешествие как способ социального бытия и становления личности / И. Л. Беккер // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. — Пенза, 2006. — № 6. — https://cyberleninka.ru/article/n/puteshestvie-kak-sposob-sotsialnogo-bytiya-i-stanovleniya-lichnosti (Дата обращения : 16.03.2018).

2. Ваганов, А. Путешествия как фактор антропоэволюции / А. Ваганов // Энергия: экономика, техника, технология. — 2009. — № 4. — С. 74–79.

3. Виртуальные путешествия: сайт проекта. — http://www.kulichki.com/travel/crimea/map.htm (Дата обращения : 17.03.2018).

4. Виртуальные путешествия по всему миру: проект. — https://virtual-journeys.com/ru(Дата обращения : 17.03.2018).

5. Проект AirPano.ru. — http://www.airpano.ru/Project-AirPano.php(Дата обращения : 17.03.2018).

6. Ганина, О. Н. Событие путешествия в пространстве повседневного / О. Н. Ганина // Вестник Самарского государственного университета. — 2009. — № 5(71). — С. 3–7.

7. Иванова, А. Н. Путешествия как потребность в самотрансценденции / А. Н. Иванова // Вестник Томского гос. ун-та. — 2015. — № 395. — https://cyberleninka.ru/article/n/puteshestviya-kak-potrebnost-v-samotranstsendentsii (Дата обращения : 16.03.2018).

8. Кричевский, Б. В. Образовательный потенциал путешествий (историко-аксиологический аспект) / Б. В. Кричевский // Академический вестник: Вестник Санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования. — 2015. — № 4 (30). — С. 86–93.

9. Черепанова, Н. В. Путешествие как способ измерения культурного пространства / Н. В. Черепанова // Вестник ТГПУ. — 2006. — № 7. — https://cyberleninka.ru/article/n/puteshestvie-kak-sposob-izmereniya-kulturnogo-prostranstva (Дата обращения : 16.03.2018).

10. Earthcam: глобальная сеть веб-камер. — https://www.earthcam.com/(Дата обращения : 17.03.2018).

11. Step inside the Large Hadron Collider (360 video) — BBC News: видеоматериал. — https://www.youtube.com/watch?v=d_OeQxoKocU(Дата обращения: 17.03.2018).

12. The world’s largest collection of stock 360° images and videos: сайт. — https://www.360cities.net/ (Дата обращения: 17.03.2018).

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Юлия Павловна Воронина

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru