ББК 83
УДК 82
Н. А. Старикова, Н. П. Терентьева
N. Starikova, N. Terentieva
г. Челябинск, ЮУрГГПУ
Chelyabinsk, SUSHPU
КОМИКС НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
COMICS ON THE LESSON OF LITERATURE
Аннотация: Особый интерес для методики обучения литературе представляют комиксы, основой для которых послужили литературные произведения. Знакомство с комикс-адаптациями может стать шагом к созданию комиксов школьниками-читателями. В статье представлен опыт освоения комикса на уроках литературы.
Ключевые слова: визуализация; комикс; комикс-адаптация; соединение визуальной и текстуальной информации; урок литературы.
Abstract: Comics are of some interest for teaching methods of literature. The basis of comics is literary works. Acquaintance with comics-adaptations can be a step towards creating comics by pupils-readers. The experience of learning the comics in literature classes is presented in the article.
Keywords: visualization; comics; comics-adaptation; connection of visual and textual information; work of pupils; literature classes.
Одной из тенденций развития литературы XXI века можно уже по праву считать визуализацию текста, стремительное появление текстов новой природы. Одной из самых известных форм слияния литературы с изображением признан комикс — рисованная история, рассказ в картинках. Как особый вид искусства комикс зародился в начале ХХ века в США. Данный жанр был создан преимущественно для иммигрантов, которые плохо знали английский язык, но могли быстро научиться понимать ту или иную газетную историю, если ее сопровождали короткие сюжеты в картинках. Первый комикс был опубликован в 1882 году. А к началу ХХ века существовало уже несколько десятков популярных историй, созданных в данном жанре. До середины XX века комикс практически не изучался. Лишь в середине века ситуация изменилась — его стали воспринимать всерьёз. Умберто Эко по этому поводу говорил: «Ушло то время, когда критическое исследование феномена комикса сопровождалось хором упрёков» [1, с. 30]. Это заключение сейчас можно отнести не только к собственно графическим романам. Комикс как способ визуального предъявления определенной информации широко представлен в современной учебной литературе (учебники, рабочие тетради).
Особый интерес для методики обучения литературе представляют комиксы, основой для которых послужили реальные литературные произведения. Это так называемые комикс-адаптации, которые являются способом творческой интерпретации литературного произведения. Сначала комиксы такого рода рассматривались как средство приобщения юношества к литературной классике (цели дидактические). Но постепенно появляется все больше рисованных адаптаций не для школьника, которого таким образом стремятся увлечь и подтолкнуть к чтению оригинала, а для взрослого читателя, желающего увидеть в новом свете привычный текст.
Интересен в этом плане сборник графических адаптаций рассказов Андрея Платонова «Цветы наземле» [2]. Книга выпущена в 2015 году в Воронеже и включает в себя семь рассказов: «Юшка», «Железная старуха», «Корова», «Дерево Родины», «Возвращение», «Цветок на земле» и «Неизвестный цветок». Большая часть из этих рассказов относится к детскому хрестоматийному чтению. Все адаптации сборника выполнены в чёрно-белых тонах и придерживаются оригинала, следуют сюжету рассказов А. Платонова. Одним из факторов, объединяющих рассказы, является присутствие почти во всех рассказах детей в качестве главных героев. Можно предположить, что в честь платоновских детей-героев и назван сборник рассказов — «Цветы на земле»: дети и есть те самые цветы на земле, которые чувствуют глубокую связь между человеком и природой.
Первый рассказ, с которого начинается сборник — «Юшка». Адаптация выполнена Дмитрием Нестераком. Главный герой произведения — Ефим Дмитриевич (он же Юшка) — старик, обладающий по-детски открытой и чистой душой. Адаптация выполнена в достаточно традиционной манере: ровные кадры, разделяющие страницу на эпизоды. Комикс передает сюжет, вычленяя из рассказа самые динамичные эпизоды: работа Юшки в кузнице; встреча Юшки с детьми и взрослыми. Дмитрий Нестерак для визуализации кадров использует моменты с наивысшим эмоциональным напряжением: издевательства детей и взрослых над Юшкой; сцена прихода дочери Юшки на его могилу и т. д. Также присутствует в тексте комикса шрифтовая акциденция. Речь местных жителей, когда они начинают избивать Юшку, в филактерах (пузырях) выделяется жирным шрифтом, показывая эмоциональность и агрессивность произносимой речи. Стиль рисунка в комиксе достаточно прост: это небрежные линии, похожие на обычные наброски. Стоит отметить, что каждый из комиксов сборника не отступает от содержания рассказов и поднимает сложные темы мироздания, отношения и взаимосвязь человека с природой.
Комикс-адаптации можно использовать на уроках литературы в школе, так как они представляют собой творческую интерпретацию литературного произведения. Интересно выявить, например, какие эпизоды произведения художник выделил для комикса и почему (анализ композиции, смысловых доминант). Как удалось передать динамику событий? Какими увидел героев (работа с портретами героев), их взаимоотношения? Какова роль детали в комиксе? Как комикс выражает понимание смысла произведения художником?
Знакомство с комикс-адаптациями рассказов А. П. Платонова может стать шагом к созданию комиксов школьниками-читателями. Работа над комиксом становится приемом развития образной конкретизации прочитанного произведения, способом его читательской интерпретации.
В ходе педагогической практики мы предложили шестиклассникам создать комикс-адаптацию по фрагменту рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Работу с детьми по созданию комикс-адаптации необходимо вести поэтапно. Сначала следует убедиться, знают ли они, что такое комикс, а если и знают, то верны ли их суждения. Необходимо было создать проблемную ситуацию. Для этого мы показали ребятам два комикса — один об известном супергерое Человеке-пауке, а другой — по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Мальчики сразу сказали, что первое произведение — это комикс студии Marvelи они с ним знакомы, а вот комикс «Шинель Акакия Акакиевича» ребята назвали просто картинками с текстом. Комикс, по их мнению, — это рассказ в картинках. Мы решили не оставлять второй объект (комикс по Гоголю) безымянным и посмотрели на него еще раз, только в сравнении с первым. И каково же было удивление учеников, когда выяснилось, что у столь разных произведений одна структура: ряд динамичных картинок с репликами героев, а иногда словами автора. Картинки складываются в цельный рассказ. Разница лишь в том, что комикс Marvel создан на основе киносценария, а «Шинель Акакия Акакиевича» имеет литературную основу — повесть Н. В. Гоголя. Таким образом, шестиклассники убедились, что создавать комиксы можно не только о супергероях, но и по тексту литературного произведения.
Подросткам очень понравилось наше предложение подвести итог изучения рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» не в форме традиционного сочинения, а в виде комикса, потому что этот рассказ не просто поэтичное воспроизведение мира детства (окружающий мир представлен в восприятии мальчика), но история воспитания его души. Перед работой мы посмотрели небольшой обучающий видеоролик «Как создать авторский комикс? Говорит эксперт» [3]. Видео помогло выяснить, что комикс, как и сочинение, опирается на ряд определенных правил:
1. Необходимо написать мини-сценарий, который послужит опорой при создании комикса (этот пункт очень важен). Прежде всего, стоит обозначить героев комикса, их особенности, привычки, поступки. Нужно точно представлять себе характер героя, чтобы выстроить правильную и естественную для него линию поведения, его облик, манеры. Рисовать героев необходимо в активных позах, в действии. Стоит уточнить место действия, конкретизируя детали. Затем следует продумать само повествование от начала до конца и выбрать, какие события хочется выделить и отобразить на странице в отдельных клетках, чтобы на заданных страницах поместились все иллюстрации, чтобы они располагались в логичной последовательности и не были, например, слишком мелкими, а также, что немаловажно, оставалось место для текста. Важно отобрать текст, сопровождающий изображение.
2. При рисовании комиксов сложно делать персонажей одинаковыми, поэтому важно рисунок не «перегружать» деталями. Простота сюжета и изображения персонажей — это основа любого комикса. На тех персонажей, которые появляются раз или два, можно не тратить много времени.
3. Пузырек с зигзагообразным контуром передает громкий звук, а волнистый, наоборот, мысли или тихий разговор. Располагать диалоги героев комикса следует выше рисунка головы человека или в пустых местах рисунка. Разговоры должны быть короткими и прямыми, чтобы не занимать много места на рисунке.
4.Чтобы изображать посторонние шумы, нужно использовать различные знаки или молнии.
5. Текст в комиксе должен читаться слева направо и сверху вниз, как в книге. Любые вольности с этим железным правилом могут привести к путанице.
Большинство шестиклассников выбрали эпизод в лесу: дети собирают ягоды, происходит ссора, и главный герой отдает свои ягоды, при этом помня о наказе бабушки принести домой полное лукошко. Реплики выбирали эмоциональные, краткие, передающие суть, например: Жадный! Я жадный? А хочешь, все ягоды съем? Бабушку Петровну испугался. Эх ты! Зато бабушка пряник мне купит! Ну вот, теперь бабушка мне не купит коня... Сам отбор текста, как видим, требует понимания сути конфликта, смысла произведения.
В итоге каждый ребенок из класса создал свой авторский, индивидуальный комикс и защитил его перед классом: рассказал, какой эпизод из произведения он взял, почему изобразил героев именно так и почему выбрал из фрагмента произведения именно те или иные реплики. Все комиксы получились близкими к литературному источнику, яркими, эмоциональными и, самое главное, индивидуальными. Дети проделали огромную работу с текстом произведения и убедились, что создание собственного комикса — это интересно.
Таким образом, создание комикс-адаптации становится способом развития творческого читателя, формирования читательской компетенции. Прием создания комиксов можно использовать при организации самостоятельной творческой работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой. Ученики не просто сочиняют и фантазируют, а моделируют и проигрывают фрагменты, сцены и диалоги из художественного произведения. У детей развиваются творческие (чувство композиции, стиля) и аналитические способности (умение видеть целое, суть предмета, явления или героя, связи между ними). Ребенок, научившийся рисовать комикс, не останется равнодушным читателем, он будет стремиться осмыслить и пережить прочитанное.
Библиографический список
1. Русский комикс : сб. статей / идея Ю. Александрова ; составление Ю. Александрова и А. Барзаха. — М. : Новое литературное обозрение, 2010. — 352 с.
2. Цветы на земле : графические адаптации рассказов Андрея Платонова / сост. А. Лахин, Д. Нестерак. — Воронеж : Гротеск, 2015. — 136 с.
3. Как создать авторский комикс? Говорит эксперт. — https://youtu.be/BBi1CxMIyf4.