С. А. Блинова. ОБРАЗ ПОЖАРА В ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ СЦЕНАРИЯХ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

ББК 71.04

УДК 30.304.5

С. А. Блинова

S. Blinova

г. Челябинск, ЧГИК

Chelyabinsk, CSIC

ОБРАЗ ПОЖАРА В ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ СЦЕНАРИЯХ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

FIRE IN THE ESCHATOLOGICAL SCENARIOS OF WORLD RELIGIONS

Аннотация: Приручение огненной стихии позволило человекуполучить значительное эволюционное преимущество, что в дальнейшем привело к высокому уровню научного, технического и культурного развития. Полифункциональность и значимость огня нашли свое отражение во множестве огненных культов, характерных для большинства культур, и эсхатологических мифах. Данная статья посвящена рассмотрению образа пожара в контексте эсхатологии.

Ключевые слова: огонь; эсхатология; огненный культ; культура; полифункциональность.

Abstract: The purpose of this article to consider the role of fire fire-worship culture and eschatological myths. Taming the fire element allowed the person to get a significant evolutionary advantage, which further led to a high level of scientific, technical and cultural development. Multifunctionality of fire as a resource are reflected in a variety of similar fire cults. Eschatological myths common to most cultures and include form of fire.

Keywords: fire; fire cult; eschatology; culture; multifunctionality.

Ежегодно из-за пожаров в мире погибает около 70 тыс. человек. В среднем на нашей планете ежегодно регистрируется 7 млн пожаров, но общее число возникающих за год пожаров значительно выше — около 10–11 млн в год. Данное расхождение связано с особенностями учета пожаров, а именно: не всегда учитываются незначительные возгорания, не связанные с материальными потерями или человеческими жертвами, кроме того, влияют особенности законодательства и пожарной статистики разных стран. Такова пугающая ситуация с пожарами в современном мире, и человек до сих пор формирует свое представление об этом явлении.

Термин «пожар» имеет различные значения в зависимости от сферы применения и исторического периода, что отражает динамику восприятия пожаров в социуме. Анализируя и сравнивая определения, можно увидеть, что изначально в термине «пожар» акцент был смещен на материальные потери, но постепенно терминология изменялась и основным критерием использования термина на данный момент становятся человеческие потери, угроза человеческой жизни или здоровью.

Сложно однозначно сказать, когда и при каких обстоятельствах произошел первый пожар на нашей планете. Можно предположить, что он возник вследствие удара молнии или извержения вулкана, но для первого на планете возгорания понадобились миллионы лет эволюции, которые позволили сформировать условия, необходимые для зарождения огня [2].

Процесс горения — химическая реакция, при которой выделяется большое количество тепловой и световой энергии. Для запуска и поддержки реакции необходимы три основных элемента: окислитель (чаще всего кислород), топливо и тепло, в совокупности эти элементы создают так называемый «треугольник огня» или «пожарный треугольник».

Сочетание этих компонентов приводит к возгоранию, но если мы добавим четвертый элемент, а именно пути распространения, то процесс горения превратится в пожар. И человек в определенной мере стал источником распространения огня, а следовательно, возникновения пожара [1].

По мнению исследователя пожаров Стивена Пайна, расселение людей по планете было бы невозможно без огня, «путешествуя» вместе с человеком огонь перемещался по континентам и захватывал ранее недоступные территории. Начиная с момента освоения огня человеком, ориентировочно в период позднего палеолита, функционал огня постоянно расширялся и огонь проникал в самые разнообразные сферы человеческой жизни [4]. Огонь использовался для защиты, охоты, земледелия, приготовления пищи, строительства, в медицинских целях, в рамках различных культово-обрядовых действий, для изготовления орудий труда, предметов быта и т. д.

Полифункциональность огня и непостижимость его природы для наших предков, вероятно, заложили основу огненных культов, отголоски которых заметны в большинстве мировых культур по сей день. Среди наиболее ярких примеров поклонения огню можно назвать индуистского бога Агни, славянского бога Перуна, греческую богиню Гестию и её римский вариант — богиню Весту. Но в данном случае речь идет скорее о поклонении огню как священной субстанции или форме воплощения определенного божества [7, 5].

Образ пожара в рамках культово-религиозных концепций чаще всего связан с наказанием за грехи, прообразом ада или фигурирует в рамках эсхатологической картины мира. В данной статье мы хотели бы подробнее рассмотреть образ пожара в эсхатологических сценариях мировых религий.

Конец света, в основном, связан с приходом спасителя — Иисуса Христа (христианство), Саошьянта (зороастризм), Майтрея (буддизм), Машиаха (иудаизм). Спаситель появляется для победы над злом и свершения Страшного суда, который вершится на фоне глобальной катастрофы-потопа, пожара, урагана и т. д. [3, 6].

Стоит признать, что в качестве первопричины гибели (очищения) мира чаще выступает именно потоп или присутствует сочетание таких явлений, как потоп и пожар, что, на наш взгляд, связано с особенностями стихийных бедствий, разрушительностью и скоростью их распространения. Пожар в процессе распространения может развивать скорость от 7 до 70 км/час, а потоп — от 50 до 1000 км/час, при этом покрывая значительно больше площади и приводя к значительным разрушениям и жертвам, которые в случае потопа исчисляются сотнями тысяч.

В соответствии с теорией зороастрийцев верховным богом-творцом Ахура-маздой определен срок жизни Вселенной, равный двенадцати тысячам лет. Согласно священной книге зороастрийцев борьба добра со злом окончится катастрофой. Наступит страшная зима, и миром будет править дракон Ажи-Дахака, а после гибели планеты и очищения огнем — данный процесс носит имя «Фрашкард» (грешники в течение последних 3 дней подвергнутся пыткам расплавленной бронзой, которая будет литься с небес) — планета снова возродится [7].

Начало эсхалотического космического пожара будет ознаменовано несколькими небесными светилами, которые появятся на небе, для получения Аши. За ними последует появление спасителей, которые спасут тех, кто был избран. В данном варианте особенно явно прослеживается тема очистительной силы огня, которую наши предки использовали как в буквальном смысле для расчистки территорий, так и в контексте различных очистительных обрядов.

В соответствии с индуистской системой мира все живое в мире циклично и направляется богом Брахмой. Он живет сто собственных лет, равных 311 040 000 000 000 человеческих. Затем умирает, и огонь пожирает вселенную, но спустя определенный промежуток времени Брахма рождается вновь и снова воссоздает мир. В «Махабхарате» в книге «Мокша Дхарма» («Основа освобождения») описана гибель планеты, которая должна произойти в конце юги (или в начале новой). Мудрец Шуки предполагал, что при Конце Света произойдет вселенский пожар. Огонь будет и на земле, и на небе, все живые существа и растения станут пеплом, а земля будет похожа на спину черепахи. Затем земля приобретет свойства воды, и начнется вселенский потоп. В итоге земля превратится в безжизненную планету, но с новым циклом обновится [3].

Этот же сценарий описан и в древнеисландском эпосе «Старшая Эдда», который сюжетно восходит к источнику индоевропейцев. «Прорицание вельвы» повествует о гибели мира, в ходе которого произойдет мировой пожар, следом похолодание, темнота, а также потоп — одна из составных частей катастрофы, которой будет сопровождаться Рагнарек (Конец Света). Все вышеперечисленное произойдет по причине проникновения в мир зла. Волк Фенрир поглотит небесное светило, и это положит начало борьбе стихий. С Волком будет биться бог Один, а его сын Тор сразится с мировым змеем Ермунгандом. Конец Света возвестит рог Гьяллархорн, что напоминает трубы ангелов христианского Апокалипсиса [6].

Понятие о Конце Света присуще также и последователям буддизма. Они полагают, что апокалипсис наступит по пришествии спасителя Майтреи. Согласно их представлениям, по всем направлениям от горы Меру есть 4 мира, в которых поочередно сменяются жизнь и разрушение. В качестве мировой катастрофы приводится наступление огня от семи небесных светил, которые взойдут одно за другим, из-за этого высохнут воды и огонь будет проникать отовсюду. Жизнь вернется только после того, как огонь уйдет в другой мир. После этого появляются сильный ветер и дождь, который будет идти, пока вода не затопит все вокруг. Из пены образовавшего моря появляются ракушки, где соединяются души, откуда после ухода воды должны появится люди. В данной концепции мы вновь видим сочетание нескольких вариантов стихийных бедствий, но значительная роль все же отводится именно пожару [6].

В легендах южноамериканских индейцев также упоминается о потопе и пожаре при наступлении Конца Света. «Священная книга» гватемальцев из племени Киче повествует о потопе и текущей с неба горящей смоле, насланных на землю божеством страха Хураканом [3].

Интересно отметить, что в таких религиях, как иудаизм, христианство или ислам, в рамках эсхатологической картины мира пожару отводится лишь эпизодическая роль. Пожар зачастую упоминается лишь через метафорические образы, что, вероятно, связано с переходом образа пожара от «очистительного» огня к огню «карающему», огню ада. Если в мифологической эсхатологии заметна цикличность и нет конечной точки, что позволяет миру очищаться огнем и возрождаться вновь, то в вышеуказанных религиях у мира предполагается конечная точка.

Не имея возможности воздействовать на огненную стихию напрямую, наши предки перекладывали ответственность на богов или жрецов, использовали амулеты, заговоры, соблюдали ритуалы, табу. Подобная пассивная реакция на потенциальную опасность, вероятно, была заложена в нас много веков назад. Но современный мир предлагает альтернативу. Не технологии, а в первую очередь знания и личная ответственность, вовлеченность в окружающую действительность позволят в корне изменить культурную традицию в данной области. Примером может послужить ряд европейский стран и США, где гибель на пожаре примерно в 6 раз меньше, чем в России, при аналогичном уровне пожаров, применяемых методах тушения и материально-технической базе. Это говорит о серьезных отличиях в восприятии пожаров на социокультурном уровне. Необходимы изменения во многих общественных и культурных сферах, но начинаются все перемены с нас самих.

Библиографический список

1. Parker, C. H. The Pyrophilic Primate Hypothesis / C. H. Parker et al // Evolutionary Anthropology:Issues, News, and Reviews. — 2016. — № 25 (2). — Р. 54–63.

2. Борисковский, П. И. Древнейшее прошлое человечества /П. И. Борисковский. — М. : Наука, 1980. — 240 с.

3. Куиличи,Ф. Похищение огня / Ф. Куиличи //Вокруг света.— 2016. — http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5378/.

4. Ренгем, Р. Зажечь Огонь. Как кулинария сделала нас людьми / Р. Ренгем ; пер. с англ. Е. Канищева, П. Голдин. — М. : Corpus, 2012. — 336 с.

5. Санджна, В. Культ огня / В. Санджна // Славянская культура. — 2012. — http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/kult-ognja.html.

6. Токарев, С. А. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / С. А. Токарев. — М. : Советская Энциклопедия, 1991–1992. — 1392 с.

7. Токарев, С. Символика огня в истории культуры / С. Токарев // Природа. — 1984. — № 9. — http://scepsis.net/library/id_844.html.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 София Анатольевна Блинова

© 2014-2020 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru