М. А. Тимофеева, Н. П. Терентьева. ФАНОН РЭЯ БРЭДБЕРИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

ББК 83.3(7)

УДК 820(73)

М. А. Тимофеева, Н. П. Терентьева

M. Timofeeva, N. Terentieva

г. Челябинск, ЮУрГГПУ

Chelyabinsk, SUSHPU

ФАНОН РЭЯ БРЭДБЕРИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

RAY BRADBURY’ FANON AS A CULTUROLOGICAL PHENOMENON

Аннотация: Автор соотносит понятия фанфикшен, фандом, фанон, канон. В статье дана характеристика фанона Р. Брэдбери. Проанализированы история возникновения, специфические особенности фанфиков по его произведениям. Показано, как фанон дает читателям импульс открыть для себя не прочитанные ранее произведения Брэдбери.

Ключевые слова: фанфикшен; фанфик; фанон; фандом; канон.

Abstract: The author correlates the concepts of fanfiction, fandom, fanon, canon. The characteristic of the R. Bradbury’s fanon is given in the article. The origin and the special features of the fanfics by his works are analysed.It is shown how the fanon gives readers the impetus to discover for themselves not previously read works of Bradbury.

Keywords: fanfic; fanfiction; fanon; fandom; canon.

Фанфиком, или фанфикшеном, принято считать такой жанр непрофессионального литературного произведения, который создан фанатами на основе канонического произведения: книги, сериала, компьютерной игры. Понятие это происходит от английского слова Fanfiction, которое означает «фан-литература, фан-проза». Фанфик является частью субкультуры фанатства. Авторов фанфиков принято называть фикрайтерами. Они являются поклонниками оригинальных произведений, и фанфик для них — это способ обратной связи с автором и его произведением, а также попытка оставить в фаноне свой след и отклик.

Стоит сразу дать определения канону и фанону. Канон — это то, что написано автором оригинального произведения, «официальный», «правильный» текст. Фанон — это то, что создают фанаты канона. Их видение сюжета, фанатские теории, споры. Это события, которые перетекают из одного фантекста в другой.

У любого фанона есть несколько уровней. Начальный уровень фанона — это попытка фикрайтера дополнить канон, но не противоречить ему. Конечный уровень связан со стремлением изменить канон в угоду своей фантазии.

Фандом Рэя Брэдбери возник в 1950 году, когда писатель выпустил свою первую коммерчески успешную книгу «Марсианские хроники». Эта книга и заинтересовала читателей в авторе, и создала вокруг его произведений небольшой фанатский круг, который значительно вырос с выходом книги «451 градус по Фаренгейту» в 1953 году. Но вот фанфики по его произведениям свет увидел только в 2011 году. Первый фанфик («Неделю спустя» https://ficbook.net/readfic/57709) на самом популярном русскоязычном сайте фикрайтеров «Книга фанфиков» по произведению «451 градус по Фаренгейту» написан 9 сентября 2011 года. Фанфиков по произведениям Брэдберине так уж и много. Самое популярное произведение («451 градус по Фаренгейту») насчитывает всего 111 фанфиков, в то время как фандом «Гарри Поттер» имеет 99117 тысяч работ, а «Игра престолов» — 12241 тысяч (по статистике сайта «Книга фанфиков» https://ficbook.net/).

На наш взгляд, это связано с эксклюзивностью фандома. Творчество Брэдбери не относится к массовой литературе. Брэдбери интеллектуален, сложен для понимания, в нем скрыта глубокая философия, которую не каждый может найти и разгадать. Более того, этот фандом не предполагает игровой модели в отличие от фандома по «Гарри Поттеру». В произведениях Брэдбери мало главных героев, которые обладают харизмой. Его тексты не отмечены запутанной любовной линией, в них мало внешней динамики, приключений. Самым популярным у фан-сообщества произведением является «451 градус по Фаренгейту», потому что в нем есть динамика, действие и главные герои, связанные любовной линией. За ними интересно наблюдать, а значит, и придумывать свой текст фанам интересно. Аудитория фандома Брэдбери — это в основном люди думающие и мыслящие, которые хотят разбираться в книге, а не находить ответы на поверхности.

Причина появления на свет этого фандома только одна — это популярность автора в определенном кругу читателей. И, как ни странно, с маленькими фандомами на сайтах удобно работать.

Первым в фандоме «451 градус по Фаренгейту» был фанфик «Неделю спустя» (https://ficbook.net/readfic/57709), высоко оцененный читателями. Спустя год был написан фанфик «Время осознания» (https://ficbook.net/readfic/483163), который также представлял историю после завершения книги, но заглядывал не так далеко, как первая работа, а сосредотачивался на раскрытии «белых пятен». Автор первой работы не только задал тон другим писателям, но и подтолкнул их к созданию своих работ. Так это и бывает в фан-сообществе. Кто-то пишет свой текст, кто-то его читает, но если тебя интересует фандом, то ты не удовлетворишься одним фанфиком. Поэтому перед тобой встает непростой выбор — писать самому или ждать, когда это сделают другие. И многие выбирают писать. Роль первопроходца требует смелости, ведь именно на твою работу будут отчасти равняться другие.

Самыми популярными произведениями Р. Б. в фан-сообществе являются:

— «451 градус по Фаренгейту» (111 работ),

— «Вино из одуванчиков» (42),

— «Марсианские хроники» (25).

Остальные произведения насчитывают от 1 до 10 работ.

Почему данные работы популярны? Как уже было сказано, читателей привлекают яркие герои и большое количество сюжетных деталей. Именно это и позволяет фикрайтеру написать фанфик. Фикрайтер подмечает детали, ему интересны белые пятна, недомолвки, неточности сюжета. Ему интересны предсмертные слова, которые не сказал герой, ему интересны постельные сцены, которые опустил автор, ему интересны описания смерти, которые в книгах не были обозначены. Но если в книге и так все было сказано, то остается сосредоточиться на эмоциях, которые остались после прочтения, возможно, уточнить обстановку, некоторые детали и создать что-то свое, но похожее на канон. Именно так и появляются фанфики по «неизвестным» произведениям Брэдбери.

И именно такие фанфики побуждают их читателей прочесть книгу, канон. Так, я однажды встретила фанфик по произведению «Уснувший в Армагеддоне». Я не знала суть рассказа, но меня настолько поразил фанфик, что хотелось узнать, а что было в каноне? Что фикрайтер оттуда взял, а что придумал сам?

«Забытый», «непрочитанный» Рэй Брэдбери обретает новую ипостась в глазах фанатов и после получает «вторую жизнь». Это можно назвать круговоротом. Фикрайтер читает канон, вдохновляется им, пишет по нему свой фанфик, читатель его находит, читает, вдохновляется и читает канон.

Если рассматривать фандомы Рэя Брэдбери, то можно заметить, что в основном, при всем разнообразии фанфиков, у фанов присутствует лишь первый уровень погруженности в фанон, т. е. фикрайтер следует канону, не старается его изменить, учитывает его законы, все персонажи абсолютно те же, и их характеры не изменены. В основном авторы пытаются продолжить произведение, рассказать о том, о чем умолчал автор, сделать предысторию некоторых персонажей, рассказать об их детстве, юности, о встрече героев (если она была за рамками произведения). В особенности это наблюдается в первых работах.

Примером может служить работа «Над Венерой засияло солнце» (https://ficbook.net/readfic/4967507) по рассказу «Все лето в один день» (6 фанфиков). Главная героиня Марго в детстве стала жертвой травли одноклассников. Им не нравилась землянка, которая не привыкла к жизни на Венере, которая боялась дождя, отличалась от них внешне. Поэтому в один день они запирают ее в чулане. И в этот же день восходит солнце, которое появляется всего на два часа каждые семь лет. Эти события мы можем увидеть в каноне, и автор тоже повторяет их. Это основные точки соприкосновения. Фанфик повествует о дальнейшей жизни героини. О ее болезни, панических настроениях, решимости все изменить к лучшему. Героиня не сдается и придумывает решение для всех заболевших людей — искусственное солнце. Это очень вдохновляющий и оптимистичный фанфик, который не противоречит канону, а просто его дополняет.

Один из примеров раскрытия «белых пятен» — это описание смерти персонажа. На сайте много фанфиков о смерти Клариссы, подруги Гая Монтега, однако каждый автор преподносит идею по-разному. Первой работой была «Последний взмах крыльев» (https://ficbook.net/readfic/870934), короткий фанфик о смерти героини. Но дальнейшие работы становятся более лиричными и объемными («О Клариссе Маклеллан» (https://ficbook.net/readfic/1857373), «Кларисса Маклеллан» (https://ficbook.net/readfic/1136081)). Однако в некоторых фанфиках наблюдаются и отступления от оригинального произведения. Авторы пытаются связать героев, которые в каноне не проявляли интереса друг к другу, включить новые сцены, которые противоречат канону, или добавить новых персонажей. Но это редкие исключения. Например, одна из работ по произведению «Марсианские хроники» рассказывает про девушку Иллу (ее мы можем встретить в главе «Февраль 1999. Илла»). Фанфик называется «Илла в иной реальности» (https://ficbook.net/readfic/3966547) и рассказывает о том, что было бы, переместись героиня из своей реальности в другую и как бы это повлияло на события книги. Канон соприкасается с фаноном только в хронотопе (планета Марс) и главной героине, все остальное изменено. Множество работ написано просто под впечатлением от прочитанного и выражает эмоции автора (например, стихотворные фанфики: «Хорошо горят поленья, книги, счастье...» (https://ficbook.net/readfic/928136), «Не надо было их сжигать» (https://ficbook.net/readfic/1056452), «Ты просто вокруг посмотри» (https://ficbook.net/readfic/1106345).

Почему большинство авторов строго следует за каноном? Стоит отметить, что в крупных фандомах такое явление — редкость. Автор смело переписывает, переделывает канон по своему усмотрению. Но в небольших фандомах этого не наблюдается. В них либо четкое следование канону, либо от канона там только название и мир, а все остальное — это фантазия автора. Фанфики буквально балансируют на грани фанона и оригинального произведения, принадлежащего фикрайтеру. В маленьких фандомах меньше участников. Кто читает, тот и пишет. Они же и общаются на форумах. Нет массовости, нет огромного количества идей, соответственно, нет законодателей моды. Вернее, законодателем моды и идей становится лишь канон, а не само фан-сообщество. Все пытаются следовать за автором, потому что у такого сообщества буквально нет лидеров.

Если обращать внимание на героев, то в популярных фандомах, в которых присутствуют свои персонажи, с названными именами, очерченными характерами, которые сами по себе довольно интересны, у фикрайтера нет нужды придумывать свой оригинальный персонаж. И этого не делают. Но в фанфиках по произведениям, где персонаж скорее собирательный образ, чем личность и герой, авторы отдают предпочтение созданию своего героя. Это происходит потому, что они либо не понимают героя (он не кажется им интригующим, интересным), либо просто не «вычитывают» его в тексте. Персонажи и сюжет тесно связаны. Если персонаж и сюжет фикрайтера захватили, то он скорее всего продолжит работать в контексте канона. Если же захватил только персонаж, или только сюжет (или мир), то фикрайтер будет все дальше и дальше отходить от канона, придумывая свою собственную историю.

Стоит отметить, что именно популярные произведения заставляют обратиться к менее известным работам Рэя Брэдбери. Узнавая автора с новой стороны, фикрайтер обогащает собственный текст, вдохновляется на написание новых фанфиков, развивает свой писательский талант и дает импульс читателю: «Знакомься с этим автором, ведь все его работы прекрасны!»

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Мария Александровна Тимофеева

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» РедакцияФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru